114289 (617146), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Приведем примеры заражения вирусом СПИДА
С октября 1988 года по март 1989 года в больницах Элисты, Ставрополя, Волгограда и Ростова при переливании крови были заражены вирусом СПИДа 272 ребенка в возрасте от нескольких дней до 10 лет. Прошло около 12 лет. Из малого трех сотен инфицированных детей на сегодня живы чуть больше половины -150. Живы, без преувеличения, чудом: 12 лет жизни с вирусом –огромный срок, тем более для детского организма. Вирус, попавший 12 лет назад в кровь ребенка, сделал его не таким как все. Ведь ВИЧ-инфицированный ребенок растет и развивается медленнее, чем здоровый.
12-летняя Ира из Волгограда выглядит от силы на 8 лет. Девочка с глазами старушки, жиденькие волосики падают на лоб, а ведь еще пару лет назад она гордилась своими толстыми и густыми косами. В школу Ира не ходит, как и почти все дети с вирусом в крови. Ее мать боится, что в школе узнают диагноз, да и нет у девочки сил нормально учиться. Ее учат дома, одна учительница по всем предметам. Ира не знала свой диагноз, но она однажды подсмотрела его в больничных документах. Знает, но молчит, даже мать успокаивает, говоря ей, что обязательно поправится.
Ростовчанин Ваня заражен в 1988 году, сейчас ему 13 лет. Несколько лет назад с сильным отравлением попал в больницу, ему промыли желудок, взяли анализ крови, а наутро выписали домой. Через три дня к Ваниному дому с воем примчалась «скорая помощь» и милицейский воронок». Его с матерью насильно увезли на повторный анализ, а соседям, не долго думая, объяснили почему. Мальчик пережил сильный психический шок, вернувшись домой, пытался повеситься. Сейчас он вместе с мамой живет в другом городе.
Заражение детей СПИДом также происходит и внутриутробно, если беременная женщина больна, то и ребенок рождается инфицированным или уже мертвым. Дети с врожденным СПИДом неполноценны, подвержены интеркурентным заболеваниям ( пневмония, ОРЗ, ангина и т.д.), которые и приводят к детальному исходу. Продолжительность их жизни 8-10 лет.(Газета SPEED-INFO №6 1999 года.)
Но не стоит упускать из вида не менее серьезную болезнь – сифилис.
Заражение сифилисом в большинстве случаев происходит половым путем. Бытовое заражение – через предметы домашнего обихода, посуду, полотенца и т.п. – в настоящее время наблюдается реже. Бледные спирохеты проникают в организм человека через поврежденную кожу или слизистые оболочки. Для их проникновения достаточно незначительных трещинок, ссадин, которые почти всегда имеются на слизистых оболочках. Бледные спирохеты быстро попадают по лимфатическим путям в региональные лимфатические узлы, а затем и другие органы. Сифилис, своевременно не распознанный, без лечения, десятки лет протекает латентно. Периодически возникающие рецидивы в ранние периоды болезни остаются незамеченными. Нередко больные обращаются к врачу лишь с поздними проявлениями болезни, когда возникают тяжелые поражения внутренних органов и центральной нервной системы. Сифилитическая инфекция может передаваться от матери к ребенку через плаценту, и ребенок заболевает сифилисом во внутриутробный период. В зависимости от времени заболевания матери и от других причин ребенок может родиться мертвым или с различными степенями проявления болезни. Но случается и та, что даже в поздние периоды болезни мать, даже не получавшая специфического лечения от сифилиса, в части случаев может родить здорового ребенка. (Справочник практического врача, издательство «Медицина» 1977год 320 с).
Глава 3 Здоровье населения
3.1.Становление социологии здоровья
Здоровье населения – комплексный социально-гигиенический и экономический показатель, который интегрирует биологические, демографические и социальные процессы, свойственные человеческому обществу, отражает уровень его экономического и культурного развития, состояние медицинской помощи, находясь в то же время под воздействием традиций, исторических, этнографических и природно-климатических условий общества. Можно сказать, что это интегральный показатель качества жизни в объективных ее проявлениях.
Общественное здоровье как социальный феномен традиционно изучается через систему индикаторов, которые характеризуют не столько здоровье, сколько болезненные состояния, заболеваемость, смертность, уровень физического развития людей. Сегодня этот перечень дополняется и другими показателями, но исторически проблематика социологии здоровья связана именно с изучением заболеваемости и смертности. (Социологии в России/ Под.ред. В.А. Ядова. -2е изд., перераб. И допол.-М.: Издательство Института социологии РАН,1998.-696с.)
Продолжительность жизни людей зависит от социальных влияний, потому что образ жизни действует как «фильтр» для биологических факторов, вызывающих болезни, дряхлость и смерть. Как правило, бедные менее здоровы, чем богатые, потому что они хуже питаются, их существование связано с физическими перезагрузками, они имеют доступ к худшему медицинскому обслуживанию. (Гидденс Энтони Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704с.)
Никто точно не знает, в какой степени существующие ныне угрозы нарушения глобальных экосистем связаны с состоянием здоровья и особенностями заболеваний населения, однако некоторые формы необратимого изменения окружающей среды явно опасны для здоровья. Поэтому защита окружающей среды составляет неотъемлемую часть многих программ профилактической медицины.
Проблемы народонаселения теснейшим образом связаны с темой здоровья и болезней. Во всех культурах есть понятия здоровья и болезни, но большая часть того, что мы сегодня вкладываем в слово «медицина», возникло относительно недавно. Имеется в виду, например, существование больниц и использование в лечебных целях научных и технологических новшеств.
Сколько рождается детей, какая доля из них выживает, какова средняя продолжительность жизни, каковы наиболее распространенные причины смерти – все это связано с состоянием здоровья. В свою очередь, социальные факторы также влияют на здоровье и болезнь. Они определяют не просто ожидаемую продолжительность жизни, но и шансы индивида столкнуться с серьезным заболеванием, а также виды получаемой им медицинской помощи. (Гидденс Энтони Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.-704с.)
3.2. УТОЧНЕНИЕ ПРЕДМЕТА О ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ
Выделение социологии здоровья в самостоятельную субпредметную область предполагает определение ее предмета. Дело в том, что «здоровье населения» будучи достаточно разработанным в качестве научной категории, остается малоисследованным как социальный феномен, хотя ясно, что «понять и определить здоровье невозможно в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек, в отрыве от различных сфер проявлений его жизнедеятельности, вне связи с целями и назначениями человека». Неудивительно, что такой сложный феномен является объектом исследования ряда наук и научных направлений, каждое из которых занимает свою «нишу».
Медицинская демография здоровье с точки зрения состояния, динамики и структуры народонаселения. Она формировалась на стыке теоретической медицины, социальной гигиены и демографии. М.С. Бедный предлагал называть медицинскую демографию 2демографией здоровья».
Социология медицины, по мнению А.М.Изуткина, В.П.Петленко и Г.И. Царегородцева, «раскрывает взаимодействие медицины как социального явления обществом, с различными социальными институтами. Система общественных отношений между медициной и обществом и составляет объект этой науки».
Спецификой социально-экономических исследований здоровья является перенос центра тяжести исследований в область изучения взаимосвязей здоровья и факторов уровня жизни, причем не только прямого воздействия на здоровье, но и обратного – воздействия здоровья на условия и образ жизни в качестве «регулятора» тех или иных компонентов благосостояния. Обязательный элемент такого рода исследований – построение различных сводных индексов, учитывающих количественные и качественные стороны здоровья. Конечная цель – регулятивное управление состоянием здоровья через воздействие на социально- экономические параметры образа жизни, устранение или ослабление «вредных» и укрепление «полезных» для здоровья факторов.
Философы исследуют феномен здоровья и болезни с целью прояснить в них сферу человеческой свободы, сферу ответственного (личного) выбора определенного типа бытия человека. Под «здоровьем» понимается такая форма актуализации телесных потенций, которая обеспечивает максимум возможностей для самоосуществления человека. Личностная установка на здоровье есть позиция «неотчужденной ответственности за собственное бытие».
Социологи же изучают общественное здоровье с целью постижения механизмов его социальной обусловленности и его места в системе социокультурных ценностей, регулирующих отношение человека к здоровью. Исследуются уровень выражения потребности в здоровье, установки и мотивы заботы о здоровье, природа социально-культурных факторов, влияющих на здоровье, и механизмы этого влияния. Особый интерес предоставляют факторы риска и антириска определения «нормы» здоровья и механизмы поддержания уровня здоровья, его ресурсы и пути формирования оптимальной социальной нормы. В качестве ключевой стоит задача разработки показателей здоровья.
В последние десятилетия получила развитие новая предметная область, имеющая междисциплинарный характер – экология человека, которая изучает взаимоотношение групп населения с окружающей средой и ее географическими компонентами. Предлагается и новое научное направление – превентология, которое могло бы заниматься изучением законов и принципов негативных последствий человеческой деятельности. В сфере здоровья развитие превентологии осуществлялось бы через профилактику болезней и укрепление здоровья.
Неоднократно разными авторами высказывалось предложение о создании, поаналогии с проблематикой медицинской патологии, изучающей болезни и больного человека, науки о здоровье здоровых людей – саналогии или валеологии. И хотя аргументы в пользу создания новой дисциплины вызывают несомненную поддержку ученых-обществоведов, саналогия пока не получила прав гражданства в научном мире. (Социологии в России/ Под.ред. В.А. Ядова. -2е изд., перераб. И допол.-М.: Издательство Института социологии РАН,1998.-696с.)
3.3.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗДОРОВЬЯ
Исследование проблем общественного здоровья ведется в современных странах включая Россию по следующим направлениям: скриннинговые исследования, изучающие влияние образа жизни на здоровье ;исследования факторов риска; исследование самосохранительного поведения.
Коротко рассмотрим их результаты:
Современная структура причин заболеваемости и смертности (сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психологические заболевания и травматизм – наиболее частые из них) в огромной степени определяется образом жизни населения, его объективными параметрами и субъективным отношением к жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что данные многочисленных исследований западных ученых в медицине и смежных науках свидетельствуют о многообразии свойств человека и общества, о широком распространении неоднозначных характеристик и V-образных отношений. V-образные связи отражают такие зависимости, как, например, связь смертности с массой тела. Оказалось, что смертность минимальна в средней части распределения показателя, а лица с избыточной или недостаточной массой тела умирают чаще, но от разных болезней: полные – от сердечно-сосудистых, худые – от легочных и онкологических.
V- образные зависимости были обнаружены и при анализе смертности от уровня холестерина в крови, артериального давления, потребления алкоголя и даже от длительности сна и т.п.
Обнаруженная универсальность V-образных связей приводит к выводу о необходимости новой парадигмы при формировании здорового образа жизни. Суть ее в том, что рекомендации для индивида, группы, популяции будут принципиально различаться в зависимости от того, в какой зоне человек находится на V-образной кривой.
Время однозначных, прямолинейных медицинских рекомендаций уходит в прошлое, зарождается более диалектичное мышление, воплощение которого в жизнь требует пересмотра отношения к понятию «норма» и определению ее верхних и нижних границ для каждого параметра здорового образа жизни и каждого человека.
Второе направление изучения общественного здоровья исследование факторов риска. Число этих факторов огромно (только влияющих на болезни сердца насчитывается 246, результаты впечатляют.
Гораздо менее изучено областью является исследование факторов антириска, их природы и нормы. Мы интересуемся,почему люди курят, но не спрашиваем у некурящих, почему они не курят. Возможно, что эффективность факторов устойчивости (антириска) окажется для общественного здоровья более плодотворной, чем устранение привычных факторов риска.
Что касается традиционных факторов риска, то представляет интерес точка зрения, согласно которой их не следует рассматривать только в отрицательном смысле. Более того, факторы риска (например, избыточная масса тела) могут иметь компенсаторное значение. В любом случае – будь то факторы риска или антириска, - воздействовать необходимо не столько на сами факторы, сколько на причины и условия их формирования.
Третье направление – исследование самосохранительного поведения – получило свое развитие на Западе в начале 70-х гг.в русле политики «Health Promotion» (обеспечение здоровья). Потребность в такой политике возникла в связи с изменением структуры заболеваний в сторону увеличения доли хронических неинфекционных, что требовало выработки определенных стереотипов поведения у больных реальных и потенциальных. Тогда в ряде западных стран и был осуществлен радикальный концептуальный переход в политике охраны здоровья от рассмотрения граждан как пассивных потребителей медицинских услуг к осознанию ими собственной активной роли в создании условий, способствующих сохранению и приумножению здоровья.( Социологии в России/ Под.ред. В.А. Ядова. -2е изд., перераб. И допол.-М.: Издательство Института социологии РАН,1998.-696с.)
3.4. Здоровье как ценность у россиян
В основе изучения самосохранительного поведения лежит исследование ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре.
Первые упоминания о важности ценностно-мотивационного подхода в изучении проблем здоровья в нашей стране относятся к 1969г. Дальнейшее развитие эти идеи получили в монографии «Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни», в материалах Всесоюзной демографической конференции и публикациях А.И. Антонова, М.С. Бедного, В.А.Зотина, Ю.П. Лисицына, В.М. Медкова.















