113121 (616720), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Очевидно, что организация такой профилактической работы на уровне, например, микрорайона или одной школы не даст ощутимых результатов. Профилактика может быть эффективной только при условии, если она будет проводиться в масштабах всего целостного социально-территориального образования (например, города, области) и в ней будут задействованы все общественные силы, причем их действия будут скоординированы и построены на единых принципах. Это означает, что профилактика наркомании должна осуществляться в рамках целостной программы регионального уровня, которая, по сути, представляет собой разновидность социально-педагогической технологии, реализуемой множеством субъектов разного государственного и общественного статуса — структурами государственной власти и местного самоуправления, органами управления и учреждениями образования, социальной защиты, здравоохранения, комитета по делам молодежи, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами профилактики правонарушений несовершеннолетних, средствами массовой информации, общественными объединениями.
При организации такой профилактической работы необходимо учитывать:
-
характерные особенности социализации детей и молодежи в современных условиях;
-
наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;
-
специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.
Наиболее эффективно проведение профилактической работы среди подростков поскольку, как показывает практика, в основном именно в подростковом возрасте происходит приобщение несовершеннолетних к наркотикам. Кроме того, подростковый возраст является наиболее значимым, важным с точки зрения социализации ребенка, его социального развития.
Под социальным развитием человека понимается постепенное вхождение его в жизнь общества: в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и другие отношения, усвоение своих функций в этих отношениях. Лишь усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества. В ходе социального развития у ребенка формируется опыт социального поведения, складываются устойчивые ориентации, определяющие направленность зрелой личности. Содержание индивидуального социального опыта зависит от множества факторов, в том числе и от влияния основных институтов социализации:
-
общества в целом;
-
системы образовательных учреждений;
-
семьи;
-
референтно значимой группы.
«Социальное развитие — длительный процесс, результатом которого является определение человеком своих функций в социуме. Показателем нормального социального развития личности может выступать критерий самоопределения человека в обществе и получения им общественного признания» 16.
Для подростков в возрасте от 10 до 17 лет становление личности происходит на уровне активного формирования самосознания, определения социальной позиции, ответственности субъекта. Выделенные особенности социального развития позволяют уточнить специфику формирования диспозиций подростков.
В подростковом возрасте недостаточно просто отслеживать социальную среду развития ребенка. Когда подросток начинает сознательно отбирать формы удовлетворения потребностей, наиболее важно раскрывать для него последствия его социального выбора. Очень важно, чтобы подросток, находясь в ситуации выбора, был способен осознать последствия этого выбора и ответственность за него — это в большой мере обеспечивает формирование у него социально значимых ориентации. Однако достаточно часто у ребенка в подростковом возрасте уже имеются сформировавшиеся диспозиционные установки, переориентация которых возможна лишь на основе нравственного выбора и ответственности.
Этапы социального развития ребенка, изученные психологами, убедительно доказывают, что к 16 — 17 годам можно наблюдать достаточно зрелые диспозиционные установки, определяющие направленность личности.
Таким образом, подростки могут быть определены как особая маргинальная (переходная) социально-демографическая группа, включающая детей в возрасте от 10 — 11 до 16—17 лет и обладающая рядом следующих характерных признаков и вытекающих из них социальных черт:
физиологические, характеризующиеся незавершенностью становления организма, физического развития — эта особенность обусловливает неспособность или ограниченную способность занимать самостоятельные позиции в общественном разделении труда;
психологические, обусловливающие незавершенность формирования психики, ее неустойчивость — с этим связана ограниченная способность осмысления себя и действительности, своего влияния на нее;
социальные, означающие неполную интегрированность в общественные отношения и структуры — что обусловливает социальную неуверенность, несамостоятельность, отсутствие или недостаток социального опыта, зависимость от старшего поколения.
Обретение подростком отсутствующих и недостаточно развитых социальных черт и качеств с учетом контекста и в соответствии со своими склонностями составляет содержание первого периода социализации.
Определяющими социальными признаками подростков являются:
• способность занимать те или иные социальные позиции в обществе;
• положение в системе доминирующих отношений производства и воспроизводства общественной жизни;
• мера включенности в эти отношения;
• мера влияния на них.
Таким образом, результативность социальной адаптации и в целом социализации зависит от характеристик среды и индивида.
Серьезное социологическое исследование этих характеристик может объяснить причины многих возникающих проблем и помочь определить пути их минимизации.17
Социальная среда города в условиях современных глубоких перемен является еще более сложной для социальной адаптации. Поэтому применительно к меняющимся условиям должны быть разработаны и новые механизмы позитивной ресоциализации:
1) овладение новой средой обитания через усвоение новых знаний, ценностей и ролей взамен прежних, недостаточно усвоенных или устаревших;
2) самоактуализация в качестве не «агента», а автономного субъекта социальной жизни.
Важнейшая роль в реализации этих механизмов отводится различным институтам, оказывающим воздействие на социализацию подростков.
К ним в первую очередь относятся:
учреждения системы образования;
сеть служб и учреждений реабилитации и адаптации детей и молодежи (детские дома, приюты, службы медико-психологической помощи, специализированные центры социальной помощи и т.д.), которая в настоящее время существует в каждом крупном городе.
Анализ функционирования служб адаптации и реабилитации позволяет выделить некоторые характерные тенденции в их деятельности:
• среди обращающихся к их услугам больше жителей центра, чем окраин, возможно, в связи с большей информированностью и мобильностью жителей центральных районов;
• горожане первого и второго поколений, выходцы из деревень и небольших населенных пунктов, по сравнению с коренными горожанами, чаще обращаются к услугам служб адаптации и реабилитации детей, что является следствием и служит подтверждением их недостаточной укорененности в городской среде;
• половая структура клиентов служб адаптации сильно различается в зависимости от специфики оказываемых услуг. Так, в приютах число мальчиков преобладает над числом девочек. Центры социальной, психологической помощи больше услуг оказывают девочкам; видимо, это можно объяснить тем, что здесь больше затрагиваются вопросы воспитания детей, общения, планирования семьи и др18.
Заметна интересная специфика: проблемы медико-психологического характера нередко возникают в семьях управленческих работников, а проблемы трудоустройства — в семьях с достаточно высоким уровнем дохода.
Что касается социальной базы служб, то здесь отчетливо просматривается тенденция расширения традиционной социальной базы служб адаптации — приютов, детских домов, вспомогательных школ, специнтернатов — за счет появления в городе новых социально неустроенных групп населения (безработные, беженцы, наркоманы), при этом сохраняется и даже обостряется проблема их «старой» социальной базы — неполных и полных неблагополучных семей.
Хотя специфика служб адаптации и реабилитации в понимании своих задач, а также направлений работы других институтов социализации просматривается, тем не менее конкретный ребенок с его потребностями нередко выпадает из поля зрения целостной цепочки, в то время как отдельные ее звенья ведут свою работу по вполне концептуально оформленным программам. Возможно это обусловлено не только демографическими характеристиками данной возрастной группы, но и тем фактом, что общество не признает детей как особую группу со своей субкультурой, ценностями, нормами и образцами поведения.
Как известно, острый кризис переживает такой важнейший институт социализации ребенка, как семья. Снижение рождаемости, рост числа неполных семей и, соответственно, увеличение числа детей, воспитываемых одним родителем (по Российской Федерации — каждый седьмой ребенок), ослабление, а нередко полная утрата семейных связей, высокий уровень разводов и увеличение числа незарегистрированных браков свидетельствуют о снижении ценности института семьи19.
Ослабление родственных контактов, разрыв связей между поколениями осложняют жизнедеятельность семьи и негативно отражаются на детях. Распад семьи нередко сопровождается нарастанием масштабов жестокости родителей по отношению к детям, ростом случаев насилия в семье и, как результат, увеличением числа детей, бегущих из дома. С каждым годом растет число родителей, лишенных родительских прав, а следовательно, растет и число детей, оставшихся без попечения родителей, — социальных сирот, которые нуждаются в устройстве в детские дома и интернаты. Таким образом, кризисное состояние семьи крайне негативно сказывается на процессе социализации подростков.
Проблемы социализации ребенка, подростка часто проявляются в дезадаптации и связанном с ней девиантном (отклоняющемся) поведении несовершеннолетнего. Естественным следствием этого аспекта «маргинальности» подростков становится увеличение числа детей, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.
Асоциальное (девиантное) поведение подростков становится своего рода фундаментом аддиктивного (зависимого) поведения индивида. Такое поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. В этих целях, во-первых, эпизодически или регулярно употребляются какие-либо вещества (алкоголь, табак, наркотики, средства бытовой химии, медикаменты, сладости); во-вторых, внимание постоянно фиксируется на определенных предметах или видах деятельности («запойное» чтение, просмотр теле- и видеофильмов, компьютерные или азартные игры, беспорядочный секс и т.д.). Независимо от средства или способа ухода от реальности целью аддиктивного поведения является «бегство» от обыденности, одиночества, эмоциональных, межличностных, материальных проблем, конфликтных ситуаций. Подросток стремится снять напряжение и получить возможность пережить интенсивные позитивные эмоции.
Здесь и должна сыграть свою роль профилактическая работа, направленная на предупреждение аддиктивных проявлений. В зависимости от возрастных особенностей объекта, на который она направлена, профилактическая работа имеет два уровня, соответствующие возрасту ребенка.
«Начинать профилактическую работу целесообразно в младшем школьном возрасте, поскольку привить здоровые привычки и попытаться исключить плохие необходимо как можно раньше. Если к 11 — 12 годам у ребенка сформированы привычки, связанные со здоровым поведением, то такие дети уже достаточно устойчивы к попыткам изменения».20
Дети среднего и старшего школьного возраста нуждаются, как правило, уже в коррекции поведения и привычек. Поэтому технологии работы с детьми старше 11 — 12 лет включают обучение способам преодолевать конфликты и кризисные ситуации, осознанно выбирать ту модель поведения, которая не вредит здоровью, справляться с эмоциональными проблемами без ущерба для себя как личности.
Любая профилактика должна учитывать причины возникновения зависимостей, то есть быть причинно-ориентированной. Поскольку психическое, физическое и социальное здоровье ребенка зависит от социального окружения, личности самого воспитуемого и общественных условий, то и профилактическая работа должна строиться таким образом, чтобы гармонизировать все эти факторы. И если в сельской местности социальное окружение не «делится» на отдельные, изолированные сферы, то в условиях крупного города приходится учитывать семью, школу, неформальную группу как самостоятельные, зачастую изолированные либо не соприкасающиеся между собой факторы влияния на ребенка.
Как показывают исследования, большинство детей и подростков все-таки не употребляют наркотики, значит, они обладают ресурсами противостояния зависимостям; эти ресурсы необходимо изучать и использовать в профилактической работе. Профилактическая деятельность должна иметь не разовый, эпизодический характер, а представлять собой долгосрочный, протяженный во времени процесс обучения и воспитания, в котором могут быть выделены два этапа.
На первом этапе профилактической работы следует сосредоточить внимание на специфическом информационном посредничестве, формирующем у детей знания о средствах, вызывающих удовольствие и зависимость, об их действии и последствиях. На этом этапе у воспитуемых складывается осознанное отношение к указанным средствам. Наконец, у них формируются навыки критического отношения к рекламе любых средств зависимости.
Второй этап профилактической работы — формирование личности и осознание ребенком ценности собственного здоровья. Задача педагога или родителя на этом этапе — помочь ребенку укрепить свою самооценку; научить его переживать конфликты и справляться с ними, не прибегая к средствам зависимости; предоставить ему возможность осознать собственные и чужие чувства. В результате такой целенаправленной деятельности у ребенка и подростка формируются здоровые ценности и здоровое отношение к окружающему миру. Кроме того, дети обретают навыки выражать и отстаивать свое мнение, осознавать собственные потребности, способности, достоинства и недостатки, конструктивно к ним относиться, бороться со своими слабостями. Иначе говоря, формируется индивидуальность с позитивными ценностными установками.
Личность формируется в семье, школе, группе сверстников, поэтому и факторы, препятствующие развитию зависимостей, обеспечиваются этими основными социальными общностями.
1. Причинно-ориентированная профилактика в семье включает:
• создание благоприятных условий для развития ребенка и, следовательно, исключение неблагоприятных (попустительства или, напротив, гиперопеки, подавления и дискриминации ребенка и др.);