96527 (613524), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Например, De Beers объявил об удвоении своего бюджета на рождественскую рекламную кампанию. В условиях финансового кризиса мировой лидер вынужден объяснять потребителям, что бриллианты – это высшая ценность, которая не теряет свою стоимость с годами.
Рекламная кампания De Beers, на которую отпущен в два раза больший бюджет, чем в 2007 году, и которая станет крупнейшей за все время существования компании, призвана изменить взгляд потребителей на бриллианты и показать, что бриллиант – это подарок навсегда и имеет большую ценность, чем любой другой.
Крупнейший в мире производитель алмазов, который также предлагает потребителям бриллианты под аналогичным брендом, De Beers основывается на исследовании, согласно которому, бриллианты в списке рождественских подарков у состоятельных потребителей стоят на первом месте, значительно обгоняя любые другие предпочтения.7
Знакомый подход к рекламе бриллиантов, как к "подарку любви", во времена финансового кризиса стал менее актуален, хотя по–прежнему звучит в рекламной кампании De Beers. "Есть две вещи, которые длятся больше, чем время. Одна из них – любовь", – говорится в рекламе.8
Изменив акценты в рекламной кампании, De Beers намерен привлечь "сомневающихся" потребителей, которые колеблются между желанием приобрести "вечную ценность" и здравым смыслом. По словам одного из участников американского рынка, который является крупнейшим в мире по потреблению изделий с бриллиантами, "настали беспрецедентные времена", потому что потребители к каждой покупке относятся с большой долей скептицизма и тщательно взвешивают все за и против.
В тоже время результаты исследования, на которые опираются в De Beers, показывают, что потребители по–прежнему желают приобретать бриллианты и предпочтут их традиционной электронике. "Женщины хотят бриллиантовые украшения, но думают, что телевизор с плоским экраном, наверное, более практичный выбор", – замечает представитель промоутерского подразделения De Beers. Поэтому в новой рекламной кампании делается акцент и на "практичности" бриллиантового подарка, который долго не изнашивается и к тому же является одним из видов вложения денег. По словам представителя компании, состоятельные граждане пришли к мнению, что вложения в бриллианты безопаснее покупки акций, недвижимости и даже предметов искусства и сопоставимы с хранением наличных в банковских сейфах.
Принято считать, что предметы роскоши в кризисные периоды приобретаются в последнюю очередь, поэтому неудивительно, что мировой лидер принялся "спасать" ситуацию. Дело в том, что финансовый кризис привел к резкому снижению спроса на изделия с бриллиантами, что повлияло на всю цепочку в отрасли и привело к сокращению поставок сырья производителями алмазов. Так, отреагировав на стремительное падение спроса на крупнейшем в мире рынке США, цены на алмазы на мировом рынке снизились порядка 15–20%.
1.3 Драгоценные камни как средство сбережений
В Европе к инвестициям в «камушки» стали прибегать в 70–х годах прошлого столетия. А первыми вкладываться в бриллианты начали американцы. Это не удивительно, поскольку ювелирный рынок там всегда был самым крупным в мире. В середине 30–х годов возникло огромное количество инвестиционных компаний, специализирующихся на продаже бриллиантов и тративших колоссальные средства на их рекламу. Упор делался на то, что в ситуации кризиса, политической и экономической нестабильности, валютных потрясений драгоценные камни становятся для потенциальных инвесторов единственным активом, заслуживающим доверия. Правда, все это верно только по отношению к качественным бриллиантам. Плюсы инвестиций в драгоценные камни весьма значительны. Бриллианты – действительно самый надежный способ сбережений. Цены на них устойчивы и редко снижаются, в отличие от валют, акций или драгоценных металлов, чьи скачки разорили не одну тысячу игроков. Покупать ювелирные украшения ради вложения денег не очень удобно. К цене драгоценного камня прибавляется стоимость оправы, работы ювелира и т.н. художественная ценность. В результате розничная цена ювелирного украшения может превышать рыночную стоимость самого камня в несколько раз. Гораздо выгоднее купить неоправленные сертифицированные камни, т.е. бриллианты, прошедшие экспертизу подлинности и качества в независимой геммологической лаборатории и снабженные ее сертификатами. Российская сертификация стандартизирована: все формы сертификатов едины. Сертификат содержит информацию не только об основных характеристиках бриллианта (цвете, чистоте, происхождении, типе огранки, массе и т.д.), но и эскиз бриллианта с указанием всех включений, сколов, трещин. Сами камни продаются в запаянном виде в пластиковых коробочках, запечатанных специальной лентой сертифицирующего органа. За рубежом гарантией качества бриллианта являются торговая марка и паспорт с указанными в нем характеристиками. В отдельных случаях к паспорту прилагаются и сертификаты, выданные независимыми сертификационными центрами, к которым относятся Геммологический институт Америки (GIA), Высший бриллиантовый совет Бельгии (HRD) и Международный геммологический институт Бельгии (IGI).9
Главная сложность при покупке бриллиантов заключается в определении стоимость камня. Каждый бриллиант уникален по размеру и по характеристикам, и совокупность этих факторов сильно влияет на стоимость. Сильнее всего на цену влияет размер камня: чем он крупнее, тем дороже в расчете на единицу веса. Очень приблизительно стоимость круглых камней среднего качества размером в один карат по российскому прейскуранту составляет –7 тыс., два карата –25 тыс. Крупные бриллианты массой более шести карат продаются, как правило, с аукционов, и цена на них не имеет потолка.
Самый дорогой в мире бриллиант – «Ди». Безупречный, грушевидной формы, в 100,1 карата, он был продан на аукционе Sothеby в Женеве 17 мая 1995 г. за $16,549 млн. шейху Ахмеду Фитайхи.
Самая высокая цена за необработанный алмаз – 5,8 млн. фунтов стерлингов. Она была заплачена в марте 1989 г. за камень из Гвинеи в 255,1 карата алмазной корпорацией William Goldberg при участии гонконгской ювелирной компании Chau Ti Fok.
Крупнейший в мире алмаз – «Куллинан» – 3106 каратов. Он был добыт 26 января 1905 г. на алмазном руднике «Премьер» недалеко от Претории, ЮАР. Из камня высекли и отшлифовали 106 алмазов и изготовили самый большой в мире бесцветный бриллиант высшего качества массой 530,2 карата.
Самый крупный из еще существующих образцов необработанных алмазов весит 1462 карата и хранится компанией De Beers в Лондоне.
Крупнейший ограненный алмаз «Золотой юбилей» был куплен у компании De Beers синдикатом тайских бизнесменов и подарен королю Таиланда в честь его 50–летия. Он весит 545,67 карата и в настоящее время вмонтирован в таиландский королевский скипетр.
Главный недостаток инвестиций в драгоценные камни – их низкая ликвидность и высокие налоги. Следовательно, разница между ценами покупки и продажи некрупных бриллиантов огромна, продать их через несколько лет даже по той цене, что они были куплены, вряд ли удастся. Найти покупателя на крупные камни гораздо легче. Таким образом, вложения в бриллианты – это, как правило, длинные инвестиции, от которых быстрого дохода ждать не приходится.10
Кроме того, на динамику цены приобретенного ювелирного изделия очень сильно влияет такой непредсказуемый фактор, как мода. Может случиться, что в прошлом дорогое колье сейчас годится только на лом драгоценных металлов, поскольку дизайн украшения устарел. К тому же часто ювелирные изделия украшают драгоценными камнями с маскировочной целью, чтобы скрыть дефекты этих камней – пятна, брак огранки и т.д.
Бриллианты никогда не выходят из моды и имеют приятное свойство со временем прибавлять в цене. Поэтому в массовом сознании драгоценные камни являются синонимом если не гарантированной доходности, то самым надежным способом сбережений.
Специалисты советуют вкладывать деньги в инвестиционные бриллианты без примесей высших цветов. Однако их количество в свободной продаже составляет около 1–3% от общего числа предложений, а стоимость достигает $15–20 тыс. за камень в один карат.
К тому же инвестирование в бриллианты уже стало своеобразной мировой модой – доля розничных продаж этого вида драгоценных камней выросла в последние годы с 6,5% до 10%.
Более инвестиционно надежными считаются крупные бриллианты, весом не менее одного карата. По данным главного мирового источника розничных цен на бриллианты – бюллетеня Rapaport Diamond, с 1994–го по 2004 г. стоимость каратников с высокими характеристиками выросла примерно на 27%, а цена на такие же камни, но весом в полкарата, незначительно (менее чем на 1%), но все же снизилась.
Однако масса бриллианта – это только одна составляющая «четырех си»: Carat weight – вес в каратах, Color – цвет, Clarity – чистота, Cut – огранка. На каждом изделии с бриллиантом указаны масса камня в каратах и две цифры. 1/1 – это высший цвет и высшее качество, показатели 2/2 и 3/3 – тоже очень хорошие. Качество всех этих параметров и определяет стоимость камня. Цена двух бриллиантов одного и того же веса, цвета и чистоты может существенно (на 50% и более) разниться из–за качества огранки.
По современным правилам, бриллиантом положено называть только алмаз огранки, имеющей не менее 57 граней. Все остальные камни называются алмазами определенных типов огранки.
Бриллиант с высокими характеристиками (но не идеальный) будет стоить как минимум $11 тыс. за карат, если у камня круглая огранка. Снижение качества огранки на один шаг означает 10–15% снижения стоимости.
И это при том, что рекомендуемая сумма инвестиций в изделия с драгоценными камнями начинается с $50 тыс., а минимальная стоимость одного украшения, которое потенциально может принести своему владельцу прибыль при последующей перепродаже, составляет примерно $8–9 тыс.
При этом на большую доходность вложения в бриллианты рассчитывать не стоит вообще. Прирост стоимости в 15% годовых считается выдающимся результатом, а обычный показатель составляет 3–4%, поэтому с инвестиционной точки зрения это достаточно спорный инструмент.
Глава 2. Состояние российского алмазно–бриллиантового комплекса и его роль на мировом рынке
Россия на своих алмазных рудниках в Якутии, на Урале и в Архангельской области, а также на совместном предприятии в Анголе «Катока» обеспечивает 26–27% мировой добычи алмазов в денежном выражении.
В этом отношении алмазная отрасль России процентов на 10 отстает от Ботсваны, мирового лидера по добыче этих драгоценных камней, и намного опережает другие алмазодобывающие страны.
С 2007 года в России отменены квоты на вывоз за границу алмазов, драгоценных камней и металлов. В Минфине убеждены, что это позволит российским добывающим компаниям усилить их позиции на мировом рынке. До сих пор процедура выделения экспортных квот предполагала долгий период согласования в различных ведомствах.11
Однако формально убрав все препятствия на пути к экспорту, в реальности же остались ряд проблем.
Во–первых, никуда не исчезло лицензирование экспорта металлов и камней. А чтобы добыть лицензию, необходимо выполнить несколько десятков условий, которые как связывали, так и будут связывать руки малых и средних компаний, стремящихся выйти на мировой рынок. Во–вторых, получать лицензии, обосновывать "целесообразность вывоза" драгоценных камней из страны и заключать договоры с частными компаниями поручено единственному монопольному государственному посреднику – ФГУП "Алмазювелирэкспорт".
"Такое положение является нарушением прав участников рынка в свободе предпринимательства, ведет к мнимому ощущению в вопросе либерализации рынка", – сказал Рудаков.12
Кроме того, по словам других экспертов, тормозом на пути "драгоценного потока" выступает таможня, которая не готова "переварить" этот поток. Процедура вывоза драгметаллов осталась прежней – через специализированные "секретные" таможенные посты, которых на всю Россию всего 6. И количество документов при пересечении границы не уменьшилось.
Ограничивает "настоящую либерализацию" рынка драгоценных металлов и камней и отсутствие в России соответствующих бирж. По мнению многих экспертов и бизнесменов, это неестественно для страны, занимающей лидирующее место в мире по объему производства золота, платины, палладия и одно из ведущих мест по добыче алмазов.13
Основные производители
1. АЛРОСА (ЗАО). Это одна из крупнейших алмазодобывающих компаний мира, занимающаяся разведкой, добычей, обработкой и реализацией алмазов и бриллиантов. Ее продукция в физическом объеме мирового алмазного рынка занимает около 20% и в стоимостном – примерно 25 %.
АЛРОСА является монополистом в России, добывает около 95,5 % алмазов на территории страны. Указ Президента №1481 от 26 ноября 1992 "Об акционерной компании по добыче и реализации алмазов" был принят для регулирования экспорта. Указом АК "АЛРОСА" передавалась государственная монополия на экспорт в отношении 95% внешних продаж необработанных алмазов.
АЛРОСА полностью находится под контролем государства: более 50% акций компании принадлежат федеральным органам власти, 40% акций у 9 якутских государственных структур, и менее 10% акций находится на руках физических лиц, в основном работников компании и пенсионеров.
АЛРОСА имеет около 100 дочерних компаний, в том числе зарубежных, например «ALROSA Finance» S.A. Luxembourg, «Sunland Trading» S.A. Switzerland, «Arcos Belgium» N.V. Belgium, «New Technologies Holdings Ltd.» BVI, «Rolant Investments Ltd.» Cyprus, «Escom–ALROSA Ltd» United Kingdom.















