96400 (613473), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Таким образом, объективные предпосылки для интегрирования национальных экономик здесь не улучшаются, а ухудшаются.
С одной стороны, для взаимной торговли остаются все больше аграрные и топливно-сырьевые товары, которые, как уже сказано, далеко не способствуют интеграции национальных экономик.
С другой стороны, именно такие товары наиболее конкурентоспособны на мировых рынках, поскольку их качество определяется в основном самой природой и потому всюду более или менее одинаково, а издержки их производства в
Содружестве достаточно низки по мировым меркам. Поэтому их конкурентоспособность в странах дальнего зарубежья гарантирована.
2.2 Проблемы торгово-экономического сотрудничества .
В настоящее время наиболее серьезной и системной проблемой для российского экспорта является активно используемая Белоруссией система мер административного характера в целях ограничения импорта.
Выявлено значительное количество мер, действующих в Белоруссии и препятствующих доступу российских товаров на рынок Республики Белоруссия. Данные меры нарушают обязательства, добровольно принятые на себя Республикой Белоруссия перед Российской Федерацией и являются барьером на пути создания полноценного Таможенного союза.
Активные переговоры по отмене действующих в Белоруссии мер, ограничивающих доступ российских товаров на белорусский рынок, ведутся уже более трех лет, однако никаких реальных подвижек по данному вопросу нет (либо меры отменяются, а взамен них вводятся другие, подчас аналогичные действовавшим ранее отменено лицензирование пива, введено квотирование ввоза данного товара в Республику Белоруссия), либо отменяется лишь часть меры, которая проблемы не решает – предоставление российским резидентам условий участия в государственных закупках для нужд Белоруссии равных предоставляемым белорусским претендентам). Это связано с тем, что белорусская сторона вместо того, чтобы подойти к решению проблем конструктивно, пытается увести переговоры в сторону обсуждения последствий для России от действия таких мер. Следует отметить, что даже если мера не наносит существенного ущерба российской экономике, это не делает ее менее нарушающей двусторонние договоренности России и Белоруссии, т.е. размер ущерба в этом случае не имеет значения.
На рубеже 2006-2007 годов сторонами достигнуты договоренности о практическом переводе на рыночные рельсы торговли природным газом и нефтью сырой. При этом Российская Федерация продолжает оставаться крупнейшим донором экономики Республики Белоруссия.
Контрактом между ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз», подписанным 31 декабря 2006 г., предусматривается увеличение цены на газ до 100 долл. США за 1000 куб.м.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия от 12 января 2007 г. о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, Республика Белоруссия будет оплачивать вывозные таможенные пошлины в согласованных объемах.
Исходя из того, что Белоруссия является одним из главных торгово-экономических партнеров России, а также принимая во внимание динамичное развитие экономики республики главными задачами сотрудничества являются:
Создание совместной газотранспортной российско-белорусской организации в форме акционерного общества.
Унификация перечня ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин национальных таможенных тарифов.
Сведение к минимуму применения мер нетарифного регулирования во взаимной торговле.
Создание предприятий с участием российского и белорусского капиталов в области автомобилестроения, машиностроения, стекольной, пивоваренной промышленности, лесопереработки и сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники.
Разработка технико-экономического обоснования освоения Калининградских портов с тем, чтобы увеличить до 1 млн.тонн в год перевалку белорусских калийных удобрений.
Содействие работе Белорусско-Российского Совета по долгосрочному сотрудничеству областей, министерств, органов государственного управления Республики Белоруссия с Калининградской областью Российской Федерации.
Осуществление проекта по строительству трансконтинентальной магистрали Брест-Минск-Москва-Владивосток
Участие российского капитала в строительстве атомной электростанции на территории Республики Белоруссия.
Принятие мер, исключающих несогласованный реэкспорт белорусской стороной российского сжиженного газа, который достиг 15 тыс.тонн в месяц.
После вступления в силу Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства от 24 января 2006 г. принятие мер по обеспечению взаимной выгоды при использовании результатов реализации союзных программ.
Осуществление поставок российского газа в Республику Белоруссия по рыночным ценам на основании договоров между ОАО «Газпром» и белорусским «Белтрансгазом».
Решение вопроса в области ценовой политики при перевозках экспортных и импортных грузов в сообщении между железными дорогами Российской Федерации и Республики Белоруссия на взаимовыгодной основе.
Развитие сотрудничества в области научных исследований и инновационных проектов по созданию и внедрению ресурсосберегающих технологий, экологически безопасных производств.
Создание условий для реализации плана совместных действий по введению единой денежной единицы.
Дальнейшая реализация взаимовыгодных совместных программ в рамках Союзного государства.
Укрепление и развитие межрегиональных связей.
Экономическая и социально-политическая система России является для украинской элиты гораздо менее привлекательной, чем социальное устройство стран Европейского союза. Украинский правящий класс и значительную часть простых украинцев, естественно, привлекает тот уровень материального благосостояния и личных свобод, который существует в западноевропейских странах. Россия же воспринимается ими как авторитарная страна, постоянно оказывающая давление на Украину посредством "газовой трубы".
В то же время в российских СМИ почти нет упоминаний об Украине в позитивном ключе. Акцент в отечественных системах делается в основном на отрицательных сторонах украинской жизни, а политические события в Украине обычно комментируются с неприкрытой иронией. Возможно, антиукраинская пропагандистская кампания является своеобразной местью российских властей за "оранжевую революцию". Но в любом случае, одностороннее освещение событий в Украине не способствует взаимопониманию между нашими странами.
Помимо этого, заявления некоторых российских политиков и экспертов, в которых ставится под сомнение суверенитет Украины или содержатся территориальные претензии к ней, крайне болезненно воспринимаются украинской элитой и интеллигенцией. Они только убеждают украинский политический класс в том, что Москва не избавилась от имперских амбиций, и поэтому Украине нужно искать помощи и защиты у Запада. Вообще, нужно иметь в виду, что современной украинской интеллигенции «присуще мироощущение освободившейся от зависимости провинции. А это означает, что, вопреки всем доводам рассудка, экономическим, культурным и политическим выгодам, она в течение достаточно длительного времени будет выстраивать свою национальную идентичность "от противного", то есть от России» . Однако этой ее специфики у нас не понимают.
В этой связи стоит обратить внимание, например, на бурную реакцию украинского общественного мнения в апреле 2008 г. на заявления высших должностных лиц России, фактически поставивших под сомнение существование Украины как государства. В украинскую прессу попала информация о том, что В. Путин на саммите НАТО в Бухаресте в начале апреля 2008 г. сказал американскому президенту: "Ты же понимаешь, Джордж, что Украина - это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий - это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!". Далее российский президент, по словам источника газеты, "очень прозрачно намекнул, что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование. То есть фактически он пригрозил, что Россия может начать отторжение Крыма и Восточной Украины". Сам В. Путин не подтвердил аутентичность этих слов. Но российский министр иностранных дел С. Лавров, выступая в эфире радиостанции "Эхо Москвы", отметил, что В. Путин "и в Бухаресте, и на встрече в Сочи с Бушем напомнил, как формировалась нынешняя Украина в ее сегодняшних границах".
Независимо от того, была ли реально произнесена В. Путиным упомянутая фраза, украинский политический класс счел, что российский президент не рассматривает Украину как суверенное и независимое государство. А лидер партии "Пора", входящей в пропрезидентский блок "Наша Украина - Народная самооборона" в Верховной Раде, В. Каськив заметил, что само сомнение в состоятельности Украины как государства является убедительным аргументом в пользу ее вступления в НАТО7. Больше того, резкие заявления российских руководителей и их протесты против вступления Украины в НАТО привели к результату, обратному желаемому. Теперь украинцы начинают все больше рассматривать Североатлантический альянс в качестве гаранта суверенитета страны, а появление "внешней опасности" даже способствовало усилению в этой стране патриотических настроений на антироссийской основе.
Грубое давление на Украину, инструментом которого является "газовая труба", также оказывается контрпродуктивным и только подпитывает украинские комплексы и страхи. Например, долг украинской стороны за поставки природного газа несколько раз становился средством давления. В первый раз "Газпром" объявил об украинском долге в начале октября 2007 г. - буквально через день после парламентских выборов в Украине. Цель заявления была очевидной - воспрепятствовать формированию правительства во главе с Ю. Тимошенко. (Тем не менее в Верховной Раде была создана "оранжевая коалиция", а "Леди Ю" несмотря ни на что стала премьер-министром.) Второй раз вопрос об украинском долге был поднят в феврале 2008 г. Скорее всего, это стало реакцией на заявления украинского правительства о желании устранить посредника в газовых поставках - компанию "РосУкрЭнерго" (в сохранении которой заинтересован "Газпром"), а также на попытку сближения с НАТО.
Никаких результатов не принесли и угрозы, прозвучавшие из Москвы после письма В. Ющенко, Ю. Тимошенко и В. Яценюка в штаб-квартиру Североатлантического альянса и бухарестского саммита НАТО. (Напомним, что после январского "письма трех" В. Путин заявил о том, что в случае вступления Украины в НАТО Москва может перенацелить на нее свои ракеты.) Эти попытки запугивания, мягко говоря, не добавили симпатий к России со стороны украинской общественности.
Складывается впечатление, что своими резкими и непродуманными действиями Москва сама толкает Украину в сторону Запада.
А в общем-то, основная причина провала попыток удержать Украину в российской сфере влияния заключается в том, что у России нет внятной и последовательной политики в отношении Украины (да и стран СНГ в целом!). И запугивание, и давление здесь не помогут. Нужно уметь договариваться, искать компромиссы и пытаться понять другую сторону. Однако именно этого российская элита делать, к сожалению, не умеет ни во внутренней, ни во внешней политике.
Между тем можно было бы попытаться удержать Украину в российской геополитической орбите совсем другими средствами, - например, предложить украинскому правящему классу выгодные для него интеграционные проекты. Также стоило бы активнее работать с гражданским обществом, особенно на востоке Украины, используя раскол между ним и прозападной элитой. Представляется, что для предотвращения ухода Украины из сферы влияния России гранты российских фондов могут сделать значительно больше, чем угрозы и давление с помощью "газовой трубы".
В настоящее время Азербайджан представляет собой не только жизнеспособное, но и бурно развивающееся государство, демонстрирующее самые высокие в СНГ темпы экономического роста. В 2005 г. его ВВП увеличился на 25%, а в 2006г. уже на 34 %8.
Естественно, возрастают и расходы на военные нужды, причем не только в абсолютном выражении, но и в доле от ВВП. В 2007 г. эти расходы, как ожидается, превысят весь годовой бюджет Армении. Азербайджан имеет сейчас самую многочисленную среди стран Закавказья армию 95 тыс. человек. Форсированными темпами ведется закупка оружия и боевой техники, поставщиками которых являются США, Турция и Украина9.
Выдающиеся успехи Баку во внутренней и внешней политике, с одной стороны, убеждают его ценить мир, а с другой создают условия для будущего реванша. Примириться с военными потерями азербайджанское руководство не сможет. Оппозиция уже сейчас настойчиво требует от него вернуть Карабах или отказаться от власти.
Высказывания И. Алиева относительно решения спорных проблем с Арменией носят в последнее время весьма жесткий характер. Так, в интервью телевидению Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) в ноябре 2006 г. он заявил: "Армяне хотят независимости для Нагорного Карабаха. Это невозможно". А дальше из уст президента прозвучала почти нескрываемая угроза: "Мы создаем сильную экономику, занимаемся строительством армии и должны быть готовы к освобождению оккупированных территорий нашей страны".
Вместе с тем в настоящее время на силовое решение спора с Арменией Баку все-таки пойти не может слишком живы ужасы недавней войны и слишком велик риск потерять все то, что с таким трудом было создано за годы мира. По оценкам российских и американских военных экспертов вооруженные силы страны, несмотря на внушительную численность обладают низкой боеготовностью и не способны к ведению широкомасштабных военных действий10. И. Алиев придерживается пока тактики экономического, политического, психологического и информационного давления на Ереван, имея на руках весьма крупные козыри, в том числе и политико-дипломатическую поддержку Запада, о чем речь впереди.











