96329 (613446), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Более предсказуемые и основанные на международном праве условия ВТО дадут возможность Казахстану, используя выгодные внутренние возможности, проявить свою конкурентоспособность в соревновании с торговыми партнерами.
Целью вступления любой страны в ВТО является получение определенных преимуществ. Для Казахстана они заключаются в следующем:
- Помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми членами ВТО режим наибольшего благоприятствования (РНБ).
- Казахстан будет также иметь дополнительные и выгодные пути транзита для своих товаров. Это особенно важно для развития внешней торговли Казахстана отечественными товарами обрабатывающей промышленности.
- В кратко- и среднесрочной перспективе вступление Казахстана в ВТО важно, с точки зрения, привлечения инвестиций и, прежде всего, в обрабатывающую промышленность и в развитие высокотехнологичных производств.
- Большое значение для Казахстана может представлять режим ВТО в отношении торговых споров, особенно при антидемпинговых разбирательствах, применяемых в отношении экспортных товаров Казахстана и позволит решать торгово-политические споры в рамках, предусмотренных в ВТО процедур, на более справедливой основе.
- Вступая в ВТО, Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами.
- Появится возможность доступа к оперативной информации о внешнеэкономической политике и намерениям правительств, стран-участниц ВТО, что, в конечном счете, позволит вести более эффективную торговую политику.
- Создание условий повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции в результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества.
- В связи с расширением импорта потребитель сможет получить доступ к широкому ассортименту товаров и по более низким ценам.
3.2 «Минусы» вступления Казахстана в ВТО
Ряд независимых экспертов считает, что после вступления Казахстана в ВТО страну ожидают массовые потрясения. Представители малого и среднего бизнеса обанкротятся, не выдержав конкуренции с иностранным производителем, который практически свободно, без высоких таможенных пошлин, выйдет на казахстанский рынок. Кроме того, вступление в ВТО откроет рынки дешевым импортным сельскохозяйственным продуктам, с которыми местные производители конкурировать смогут нескоро. Скорее - сельское хозяйство в стране перестанет существовать, что приведет к снижению уровня жизни сельчан и зависимости страны от импортного продовольствия. Аналитики, воспитанные в рамках советской школы, полагают, что ставить крест на малом и среднем бизнесе, а также сельском хозяйстве более чем опасно для экономики любой страны.
Потребители, казалось бы, должны будут радостно приветствовать поступление импортного товара, так как цены резко снизятся, ассортимент существенно расширится. Однако вряд ли население сможет насладиться всем этим великолепием: товары будут доступны только тем, кто в новых условиях сможет заработать деньги. А сегодня около четверти населения Казахстана работает в малом и среднем бизнесе, и после вступления страны в ВТО, как показывает практика других государств, многие из них попросту разорятся. Выжившим предпринимателям придется осваивать новые технологии, что, в свою очередь, может повлечь за собой массовые увольнения.
По мнению ведущих экономистов Казахстана, уже сейчас, еще не вступив в ВТО, нужно продумать специальные программы по перераспределению потенциально высвобождающейся рабочей силы, и взвешенно подойти к процессу переговоров, чтобы установить достаточно высокие тарифы на продукты, нуждающиеся в защите от экспансии зарубежного производителя. Если эти меры не будут приняты, то всплеска массовых акций протеста не избежать, считают аналитики.
За примерами далеко ходить не надо. Взять южного соседа - Киргизию. Несмотря на то, что киргизы вступили в ВТО в 1998 году, особого экономического роста в стране не произошло. Более того, по сравнению с 1998 годом объем торговли Киргизии с третьими странами снизился: в 1999 году — на 10,6 процентов, в 2000-м — на 5,9 процентов. По данным Национального статистического комитета Киргизии, объем промышленной продукции Киргизии в первом полугодии 2003 года упал на 9 процентов по отношению к 2004 году. В начале 2005 года полностью простаивали 203 промышленных предприятия, или 33 процента от их общего числа. Объем инвестиций в строительство снизился на 17,8 процентов.
Все это закончилось, как известно, «тюльпановой» революцией.
Однако смена режима Акаева практически ничего не решила, наоборот, еще более усугубила экономическую ситуацию: инфляция в первом полугодии 2005 года достигла 4 процентов, пищевые продукты подорожали на 11,6 процента. Темп роста ВВП Киргизии замедлился до 2,4 процентов, тогда как в 2004 году он составлял 9 процентов.
По последним данным национального соцопроса, проведенного компанией Baltic Surveys/The Gallup Organization по заказу Международного республиканского института США, более половины процентов опрошенных граждан Киргизии одной из главных проблем в стране считают безработицу. 26 процентов респондентов обеспокоены развитием экономики. 21 процент отмечает в списке главных коррупцию. 52 процента опрошенных отмечают, что сталкиваются с проблемами, связанными с низким уровнем жизни, 36 процентов – с трудоустройством, 21 процент – с жильем.
Сторонники ВТО объясняют это переходным периодом, особенностями национального менталитета кыргызстанцев и геоэкономическим расположением страны.
Влияние географических факторов на экономическое развитие страны доказали еще американские экономисты Гэллап и Сакс. Исследования показали, насколько важны для роста благосостояния той или иной страны тропический климат, выход к морю, плотность населения в прибрежной полосе и в удаленных от моря районах, расстояние от наиболее развитых стран и т.д. Выяснилось, что страны, удаленные от моря, или имеющие к нему выход, но большинство населения живет не в прибрежной полосе, развиваются медленнее. И этот момент киргизское руководство должно было оговорить при вступлении в ВТО. Но, вероятно, оно больше задумывалось о своем политическом имидже, чем о негативных последствиях в результате возможного экономического спада, и киргизы вступили в ВТО на невыгодных для себя условиях.
Возможно, с вступлением России и Казахстана в ВТО антидемпинговые санкции приостановят ввоз недоброкачественной китайской продукции. Но это одна сторона медали. Вторая заключается в том, что многочисленные челночники и ряд мелких предприятий, специализирующихся на торговле китайскими товарами, обанкротятся и пополнят армию нищих и безработных. А нищета, как известно, порождает революцию.
Учитывают ли эти особенности казахстанские чиновники, ведя переговоры со странами Евросоюза? Исходя из того, что «минусы» вступления в ВТО не страшны крупным казахстанским предприятиям, а мелким отечественным предпринимателям вряд ли придется рассчитывать на поддержку правительства.
3.3 Анализ экономических возможностей и последствий вступления Казахстана в ВТО
Присоединение Казахстана к ВТО требует не только комплексного анализа экономических возможностей вступления республики, но и анализа последствий этого шага. Однако в настоящее время в Казахстане отсутствует соответствующая база данных, позволяющая дать какие-либо количественные оценки экономических последствий его членства в ВТО. Это объясняется, во-первых, наличием огромного количества нетарифных методов регулирования, практически не поддающихся количественной оценке, а во-вторых, отсутствием методик и соответствующего инструментария для получения количественных оценок последствий этого вступления.
Положение усугубляется тем, что мировой рынок уже поделен, и республике необходимо искать незанятые ниши для предлагаемых товаров. Поэтому получить обобщающие и взаимоувязанные оценки экономических последствий вступления республики в ВТО, видимо, невозможно, и они ввиду ограниченности информационной базы могут носить лишь предположительный характер. Часть экспертов, оптимистично оценивая последствия вступления Казахстана в ВТО, полагает, что республика от этого только выиграет. Другие уверены в том, что оно повлечет массу проблем и негативных последствий. Попробуем оценить последствия вхождения в ВТО для некоторых отраслей отечественной экономики.
Предполагаемое снижение тарифного барьера (с 12–13 до 7–8 проц.), несмотря на ожидаемый рост объемов торговли, приведет к сокращению поступлений в бюджет от налогообложения импорта. Следует отметить, что хотя уменьшение доли импортной пошлины в цене товара будет незначительным (около 5 проц.), по многим товарным позициям конкурентоспособность иностранных поставщиков возрастет. Это приведет либо к падению отечественного производства, либо вызовет стремление снизить собственные цены за счет уменьшения прибыли или сокращения издержек производства. Сильным фактором будет оставаться динамика реального обменного курса тенге, которая может действовать в двух направлениях: способствовать отечественному производителю в случае обесценения национальной валюты или стимулировать зарубежных поставщиков, когда реальный обменный курс тенге будет расти.
С другой стороны, при вступлении в ВТО снижение тарифного барьера должно происходить на паритетных началах, что создаст дополнительные возможности для отечественных экспортеров. Однако структура казахстанского экспорта такова, что на основную часть вывозимых товаров (энергоносители, сырье и т. д.) импортная пошлина либо нулевая, либо крайне мала. Это означает, что вступление республики в ВТО не станет заметным фактором, облегчающим экспорт. По экспертным оценкам, от этого выиграет лишь около 10 проц. казахстанского товарного экспорта. Поэтому представляется, что вступление в ВТО и изменение импортных пошлин является особенно значимым не столько для крупных отраслей, сколько для конкретных товарных групп и отдельных товаров. Таким образом, эффект будет зависеть от размеров экспорта и импорта по отдельным товарным группам и возможностей местной промышленности обеспечить импортозамещение. Крупной и сложной проблемой для Казахстана станет отмена жизненно необходимых трансфертов регионам и низких тарифов на услуги естественных монополий, поскольку согласно требованиям ВТО они будут рассматриваться как субсидирование экспорта.
Анализ мировой экспортной структуры показывает, что в ней преобладают готовые товары (87 проц.), доля сырья составляет лишь 13 проц., резко растет экспорт услуг.
В Казахстане экспортно-импортная структура совершенно иная. В импорте – готовая продукция и услуги (причем импортные потоки в основном представлены продукцией народного потребления и, в меньшей степени, инвестиционными товарами). В экспорте основную долю составляют сырьевые товары: минеральные продукты – 57 проц., продукция металлургического производства – 25, продовольственные товары и сырье для их производства – 7 проц. Продукция высоких переделов (машины, оборудование, приборы и аппараты) составляет всего около 2 проц. экспорта. Таким образом, более 90 проц. производимой в Казахстане продукции вывозится за рубеж в виде сырья.
Из-за неразвитости перерабатывающих отраслей промышленности возможности для расширения номенклатуры экспортной продукции крайне незначительны. Вне СНГ основные объемы экспорта республики составляют нефть, газовый конденсат, медь. В СНГ экспортируется нефть, газовый конденсат, уголь, пшеница, оксид алюминия и прокат черных металлов. Основная доля импорта из стран вне СНГ приходится на машины и оборудование, трубы, легковые автомобили и медикаменты, продукты питания и предметы широкого потребления. Страны СНГ являются основными поставщиками минеральных и нефтепродуктов, природного газа, химической и металлургической продукции, продовольственных товаров, машин и оборудования.
Сохранение тенденции опережающего роста импорта по сравнению с экспортом, по мнению официальных источников, свидетельствует об интенсивном обновлении основных фондов. Однако рост инвестиционной составляющей импорта, согласно статистическим данным, обусловлен увеличением стоимостного объема импорта, а не изменением его структуры: основная доля инвестиций по-прежнему направляется в добывающие отрасли, что усугубляет сложившиеся в промышленности диспропорции.
Сегодня практически весь сырьевой сектор Казахстана и продукция низкого передела имеет достаточно устойчивые рынки сбыта и без ВТО. Вступив в эту организацию, Казахстан станет еще более зависимым от мировой конъюнктуры. Значительная же часть несырьевого сектора едва начинает подниматься на косвенном государственном субсидировании в виде различных налоговых и тарифных льгот и защитных мер. В условиях либерализации международной торговли отечественные товаропроизводители в большинстве своем не только не смогут конкурировать на внешнем рынке, но и потеряют позиции на внутреннем.
Для предприятий нефтяной и газовой индустрии (главного экспортного сектора казахстанской экономики) вступление в ВТО особых проблем не создает. Во-первых, республике не стоит опасаться иностранной конкуренции на отечественном рынке энергоносителей. Во-вторых, вступление в ВТО особенно не повлияет на развитие экспорта энергоносителей из Казахстана, поскольку вряд ли даст новые возможности для его роста, а потенциала для дальнейшего сокращения ввозных пошлин на энергию у зарубежных стран уже нет: они и так минимальные или нулевые. В то же время вступление в ВТО даст Казахстану возможность поставить вопрос о несоответствии требований Европейской энергетической хартии (ограничение уровня поставок из одного источника в 25 проц. от национального рынка) правилам международной конкуренции, установленным в документах и соглашениях ВТО. Однако реально это может коснуться лишь казахстанского экспорта ядерного топлива, который, например, страны ЕС ограничивают нетарифными мерами.















