73506 (612199), страница 4
Текст из файла (страница 4)
«Благодарный камень», подаренный лирическому герою «молодой колдуньей», воплощает в себе вечную жизнь: «Только жить, все жить ты будешь без конца». Но жизнь, безвольно принятая в дар, ничем не заполненная, жизнь «не для счастья, иль удачи, иль венца» лишена смысла. Рано или поздно герою «станет скучно» – и тогда он может избавиться от рокового талисмана, просто-напросто оборвав веревку (здесь слышится отголосок древних представлений о судьбе как о нити, в любую минуту готовой прерваться). Смерть трактуется как проявление воли, ведущее к освобождению от земных чар: «Бросишь камень, станешь волен, и умрешь.»
Легкая, изящная форма стихотворения контрастирует с его мрачным содержанием. Шестистопный хорей с парной рифмовкой придает информации напевность и широту дыхания. В тексте нет синтаксических переносов: каждая строчка представляет собой интонационно замкнутую фразу.
Романтизм – это ещё и стремление соединить прекрасную мечту с жизнью, показать, что возможно осуществление любых надежд. В книге А. Грина «Алые паруса» мы видим, как исполняется предсказанное чудо.
Жанр необычен – феерия, т.е. волшебная сказочная пьеса. Но «Алые паруса» – это не пьеса, здесь нет ничего сверхестественного. Ассоль и Грей сами творят чудо. Можно сказать, они, как режиссёры, «ставят пьесу» о собственной судьбе, в которой серость реального отступает перед воображаемым19.
Герои Грина – люди смелые, простодушные, как дети, гордые, самоотверженные и добрые. Они окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы – совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием. Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами обаяния произведений А. Грина
Итак, мы пришли к такому выводу: пока живёт человечество, будет жить и мечта о счастливом будущем, о прекрасном – и пусть не всегда достижимом, но все-таки прекрасном. Поэтому-то в каждом из нас, в большей или меньшей степени, живёт и будет жить романтик.
Заключение
Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность н живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века.
Природа в этом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она отражает душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Природа либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа «Старуха Изергиль», либо противостоит им. Впрочем, в этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее «ложное подобие», созданное людьми.
Воплощением этого «ложного подобия» является портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей. В обоих случаях созданная людьми реальность «поработила и обезличила их», поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда им удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива, она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими «вечность», неподвластную мелким страстям красоту и гармонию.
С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится повествование: Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой – изгой в обществе, он всегда одинок. Не являясь «вторым Я» автора, он тем не менее воплощает определенные идеи, близкие Горькому.
У главного героя, как правило, есть антагонист, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. «Свободные» герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от «традиций», либо от «незнания». Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую – Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их «видеть жизнь», как говорит старуха Изергиль. Ее судьба противопоставлена мещанскому идеалу «спокойной жизни».
«Мещанский идеал» для Горького – это и мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа о Леньке, и «мудрость» Ужа. Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть «активной», то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности «жить, а не примиряться».
Противостояние двух этик составляет основу сюжета. Завязкой оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе «Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или свободы в «Старухе Изергиль». Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может погибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать «свою правду» Ужу, но именно он предстает перед читателями в качестве положительного героя.
Такое противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. «Красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать», в отличие от «рожденных ползать». Внешностью и речью они, так же как и романтические герои XIX века, резко отличаются от окружающих людей. Мир «красивые люди» видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша «огненно-голубой меч», увиденный Гаврилой, является простым «фонарем электрическим».
Итак, мировоззренческие проблемы, привлекающие внимание Горького, определяют художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух комплексов идей строится сюжет, причем один из них несет отчетливо выраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку со стороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться» 20.
Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими персонажами XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно «людей дна», что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.
Список использованной литературы
-
Айхенвальд Ю.И. Тютчев // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
-
Антонов Г.А. Творчество Федора Сологуба. – СПб.: 2000.
-
Балухатый С.А.М. Горький. 1868–1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 1940. С. 33–78.
-
Баранов В.И. Загадки Максима Горького // Урал, 1991, №12.
-
Баранов В.И. Огонь и пепел костра. М. Горький. Творческие искания и судьба. Горький, Волго-Вятское книж. изд-во, 1990.
-
Брауэн Э.Дж. Символическое влияние на «реалистический» стиль Горького // Русская литература, ХХ век. – СПб., 2003.
-
Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М. Горький: Последние двадцать лет. – М.: Терра-спорт, 1999. – 396 с.
-
Веселов Г.Д. Очень хороший писатель [М. Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996 г.] // Книжное обозрение, 1996, №36. С. 16–17.
-
Галицких Е.О., Карпов И.П., Кобзев Н.А., Махнева М.А., Старыгина Н.Н. Конспекты уроков для учителя литературы: Творчество А.С. Грина. 8 кл.: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2002. – 224 с.
-
Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.: Синергия. – 2002, 352 с.
-
Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901–1906 гг. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1999. – 562 с.
-
Горький М. Несвоевременные мысли. – М.: Современник, 1995.
-
Горький Максим. Избранное. – М.: Издательство АСТ. – 2002, 432 с.
-
Дурнов А.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10 марта (№10).
-
Классики русской литературы. – М.: Кварт. – 2003.
-
Коломиец А.К. Наследие А.М. Горького и вопросы литературы // Русская литература, 2005, №3.
-
Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Стихотворения. – М.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1999. – 393 с.
-
Литвинова В.И. Судьба интеллигенции в русской революции. Изучение публицистики М. Горького в школе и вузе Государственный комитет РФ по высшему образованию Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова Абакан, 1996.
-
Миронова Р.М. Максим Горький. Его личность и произведения. – М., 2003.
-
Парамонов Б. Произведения М. Горького. – М.: 2003.
-
Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997.
-
Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. – М,: 2000.
1 Балухатый С.А. М.Горький. 1868-1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 1940. С. 33-78.
2 Дурнов А.Н. Горький, которого мы не знаем. // Литературная газета, 1993, 10 марта (№ 10).
3 Миронова Р.М. Максим Горький. Его личность и произведения. – М., 2003.
4 Веселов Г.Д. Очень хороший писатель [М.Горький в современном литературоведении. Обзор публикаций 1996 г.] // Книжное обозрение, 1996, №36. С. 16-17.
5 Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет. – М.: Терра-спорт, 1999. – 396 с.
6 Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901-1906 гг. – М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1999. – 562 с.
7 Горький Максим. Избранное. – М.: Издательство АСТ. – 2002, 432 с.
8 Брауэн Э.Дж. Символическое влияние на "реалистический" стиль Горького // Русская литература, ХХ век. – СПб., 2003.
9 Парамонов Б. Произведения М. Горького. – М.: 2003.
10 Коломиец А.К. Наследие А.М.Горького и вопросы литературы // Русская литература, 2005, № 3.
11 Ваксберг А.И. Гибель Буревестника. М.Горький: Последние двадцать лет. – М.: Терра-спорт, 1999. – 396 с.
12 Шкловский В. Удачи и поражения М. Горького. – М,: 2000.
13 Классики русской литературы. – М.: Кварт. – 2003.
14 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997.
15 Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 4-х т.; Стихотворения. – М.: Государственное изд-во художественной лит-ры. 1999. – 393 с.
16 Гоголь Н. В. Петербургские повести. – М.: Синергия. – 2002, 352 с.
17 Айхенвальд Ю.И. Тютчев // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
18 Антонов Г.А. Творчество Федора Сологуба. – Спб.: 2000.
19 Галицких Е.О., Карпов И.П., Кобзев Н.А., Махнева М.А., Старыгина Н.Н.
Конспекты уроков для учителя литературы: Творчество А.С.Грина. 8 кл: Пособие для учителя. – М.: Владос, 2002. – 224 с.
20 Баранов В.И. Загадки Максима Горького // Урал, 1991, №12.
















