71568 (611959), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Гуманисты высоко ценили книги, библиотеки. Они считали, что для сохранения памяти о прошлом более всего необходимы памятники письменности. То, что хорошо вверено книгам, остается вечным. Книги – всеобщая кладовая всех знаний. Также они считали, что должны позаботиться о том, чтобы взять их у предков и целыми, невредимыми передать потомкам. Именно библиотека дает такую возможность.
1.3 Расцвет литературы в эпоху Возрождения
История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В начале XVI в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери (1265–1321). В своих философских сочинениях и величайшей поэме "Божественная комедия" он отразил все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры.
Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304–1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 г. был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям.
Петрарка создал новую систему мышления, определил все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своих латинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал эклоги, в духе Горация – Стихотворные послания.
Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа и классическому эпосу. Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах "Комедия флорентийских нимф", положившая начало жанру пасторали. В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы, знаменитого сборника "Декамерон".
В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного языка.
Литература XV в. связана была с развитием лирики в творчестве Анджело Полициано (1454–1494) и Лоренцо Медичи (1449–1492), для творчества которого характерны карнавальные песни, воспевающие радость жизни. Полициано принадлежит первая гуманистическая поэма, написанная для театра, "Сказание об Орфее".
Жанр новеллы получил в XV в. дальнейшее развитие. Поджо Браччолини (1380–1459) оставил сборник фацетий (анекдотов, по жанру близких к новеллам). В конце века жанр новеллы оказался связан с творчеством Томмазо (Мазуччо) Гвардато (ок. 1420–1476).
Значительное место в литературе итальянского Ренессанса занимает эпическая поэзия, питавшаяся сюжетами, почерпнутыми из рыцарских романов, и, прежде всего каролингского цикла. Лучшими образцами этой поэзии были "Большой Морганте" Луиджи Пульчи (1432–1484) и "Влюбленный Орландо" (1483–1494) Маттео Боярдо (1441–1494).
Высокое Возрождение в литературе Италии характеризовалось преобладанием классического ренессансного стиля, монументально-возвышенного, воплощающего гуманистические идеалы красоты и гармонии, откуда вытекала идеализация действительности. Оно связано, прежде всего, с именем Лудовико Ариосто (1474–1533), оставившего грандиозную поэму "Неистовый Роланд", ставшей одной из величайших вершин итальянского Ренессанса. Ариосто обратился к сюжетам рыцарских романов, посвященных паладинам Карла Великого и рыцарям Круглого Стола. Средневековые образы и ситуации обретают новый облик и получают новую трактовку: герои наделены чертами ренессансной личности, сильными чувствами, твердой волей и способностью наслаждаться жизнью. Поражает изобретательность и свобода автора в композиционном построении романа при общем гармоническом равновесии всего текста.
Для литературы Позднего Возрождения характерно сохранение сложившейся системы жанров, но в ней меняется многое (сюжеты, образы и т.д.), в том числе и идейная направленность. Крупнейшими мастерами новеллы этого периода стали М.Банделло (1485–1565) и Дж. Чинтио (1504–1573). И Новеллам Банделло и Ста рассказам Чинтио присущи предельный драматизм ситуаций, повышенный динамизм, неприукрашенное изображение изнанки жизни и роковых страстей. Новелла приобретает пессимистический и трагический характер.
Лирическая поэзия позднего Возрождения в Италии во многом связана с творчеством женщин. В стихах В. Колонны (1490–1547) и Г. Стампы (ок. 1520–1554) отразились драматические переживания и страсть. Совершенно особое место в литературе Италии Позднего Возрождения занимают стихотворные произведения великого художника Микеланджело, поэзия которого пронизана предельно трагическими мотивами.
Итальянские поэты и писатели эпохи Возрождения не только внесли исключительный, поистине эпохальный вклад в процесс формирования национальных литературных языков, но стали основоположниками современной лирики, романа и драмы как таковых.
Несомненно, эпоха Возрождения останется одной из величайших эпох человечества, без которых невозможно было бы представить полноценное развитие общества. А величайшие произведения искусства никого не оставят равнодушным. Чтобы представить Возрождение полностью, нужно рассмотреть еще один институт культуры – библиотеку, которая открывается для читателей. Также она становится хранилищем уникальных памятников письменности прошлого.
Глава II. Виды и назначение итальянских библиотек
2.1 Частные библиотеки
В эпоху Возрождения в жизни общества доминирует частная библиотека как один из типов библиотек, ибо именно эти библиотеки, будучи прекрасно укомплектованными и имевшие в своих фондах богатейшие коллекции с подлинными сокровищами античной и современной на тот момент литературы, не только дали импульс к созданию нового типа библиотек, сориентированной на общедоступность, на обслуживание широкого круга граждан, но и определили тематику их фондов, политику их комплектования, отношение библиотек к задаче сохранения мирового духовного наследия.
Одной из лучших библиотек того времени была собрана выдающимся поэтом Франческо Петраркой (1304-1374). Поэт был страстным библиофилом, оставшиеся после него конспекты прочитанных книг и многочисленные его пометки на полях показывают, какой это был внимательнейший читатель. Петрарка собирал свою коллекцию в ту пору, когда книгопечатание еще не было изобретено, и книга была предметом дорогим и редким. Но Петрарка не считался с затратами, использовал для собрания книг широкую известность, личные связи со знатью, поездки с дипломатическими миссиями, путешествия. Если не удавалось приобрести оригинал, он немедленно заказывал копию, часть принадлежавших ему книг переписал сам. С особым тщанием Петрарка собирал произведения античных авторов. С манускриптом творений Вергилия он не расставался даже в пути.
В 1337 г. Петрарка составил опись своей коллекции, назвав ее "Мои книги" ("Libri mei"). К концу жизни в ней числилось более тысячи названий, немало библиографических редкостей. Своему слуге он поручил хранить коллекцию как величайшую святыню.
Великая заслуга Петрарки – возрождение забытого в средние века принципа публичности библиотеки. В 1362 г. В страхе перед чумой, он покинул Милан и перебрался в Венецию. Тут поэт и сделал правительству республики предложение – передать в будущем свою редкую коллекцию собору св. Марка при условии, что в Венеции ему будет предоставлено жилье, а его собрание станет доступным для всех желающих. Правительство Венеции приняло это предложение. Дальнейшая судьба собрания Петрарки не совсем ясна, остатки его находятся в различных библиотеках.
Петрарку считал своим учителем великий Джованни Боккаччо (1313-1375). Он тоже стал страстным коллекционером старинных манускриптов, но, будучи человеком, менее состоятельным, чем Петрарка, не мог тратить на это увлечение таких средств. Часто разъезжая по Италии, он возил с собой наиболее ценные манускрипты в тщательно упакованных специальных ящиках.
Боккаччо, также как и Петрарка, хотел сделать свое собрание общедоступным и с этой целью завещал его в 1374 г. монастырю Санто Спирито во Флоренции, где в 1428 г. его библиотеку обнаружил Никколо Никколи.
Крупнейшим собирателем рукописей был итальянский писатель-гуманист Поджо Браччолини (1380-1459), прославивший свое имя сатирическими "Фацетиями" на латинском языке. Уже в юности Браччолини интересовался античной литературой, а благоприятные условия для собирания книг нашел, работая в папской курии, сначала скриптором, затем секретарем папы Иоанна XXIII. Сопровождая папу во всех поездках, он пользовался этим для приобретения книг. Во время церковного собрания в Констанце Браччолини ознакомился с книжными собраниями близлежащих немецких, французских и швейцарских монастырей. В 1414 г. вместе с двумя приятелями он посетил Санкт-Галленский монастырь и ужаснулся тому, как запушена в нем некогда прославленная и богатая библиотека: книги оказались свалены в темной и сырой башне. В этой груде Браччолини обнаружил множество замечательных памятников античной литературы, в том числе Цицерона. В Фульдском монастыре он нашел произведения выдающегося мыслителя древности Лукреция Кара. Считая своим долгом спасти бесценные творения, Браччолини полагал, что годятся любые средства. Он доставал книги у монахов за скромные подачки, а то и просто уносил раритеты под полой. Если это не удавалось, сам делал копии. Собирал Браччолини книги в основном не для себя, а для других, например, для библиотек пап или Медичи.
Еще один крупный библиофил эпохи гуманизма Никколо Никколи (1363-1437) – советник по библиотечным делам при флорентийском правителе Козимо Медичи. Получив после смерти отца солидное наследство, юноша целиком израсходовал его на покупку книг. К концу жизни он был владельцем собрания из 800 книг. В библиотеке Никколи работали несколько писцов, а сам Никколи занимался в основном исследовательской работой по выявлению подлинников, а также писал комментарии к ним.
Перед смертью Никколи завещал свою библиотеку Флоренции с тем, чтобы в городе на ее основе была создана публичная библиотека.
Собирания памятников античной письменности, сохранение их для грядущих поколений и провозглашения принципа абсолютной доступности книжных собраний – огромные заслуги итальянских гуманистов перед мировой культурой. В немалой степени благодаря ним были спасены книжные сокровища Восточной Римской империи.
2.2 Общедоступные библиотеки
Частные коллекции библиофилов сыграли огромную роль в формировании общедоступных (публичных) библиотек. Эти библиотеки действительно стали таковыми, хотя в сравнении с теми общедоступными библиотеками, которые появились во всем мире значительно позже, они выполняли иные задачи. В данном случае понятие "общедоступная (публичная) библиотека" неотделимо от конкретного времени и представляет собой не абстрактную общедоступную библиотеку вне времени, а общедоступную библиотеку эпохи Возрождения.
Известными библиофилами и покровителями искусств и наук эпохи Возрождения были члены богатого и влиятельного патрицианского семейства Медичи во Флоренции. Еще Козимо Старший (1389-1464) увлекся книгами под влиянием Никколо Никколи. Именно Козимо Старший стал покровителем собрания Никколи: он отвел для коллекции отличное помещение в монастыре Сан Марко и пожертвовал значительную сумму на дальнейшее пополнение библиотеки. Был сделан большой заказ владельцу крупнейшей тогдашней мастерской по переписыванию Веспасиано да Бистиччи. Он сумел выполнить заказ Медичи за сравнительно короткий срок. Так возникла библиотека "Medicea publica", известная более как Библиотека Лауренциана. Библиотеки Медичи достигли расцвета во второй половине XV в. при внуке Козимо Медичи Лоренцо Великолепном.
В Италии в XVI-XVII вв. библиотеки создавали в основном князья церкви, но туда часто попадали знаменитые некогда коллекции светских властителей. Например, в Ватиканскую библиотеку в 1658 г. было включено знаменитое собрание манускриптов урбинского герцога Федериго да Монтефельтро (1422-1482), который собирал книги, чуть ли не с детства и принес в жертву этой страсти почти сказочное богатство. Для хранения своей коллекции при дворце да Монтефельтро было выстроено великолепное здание. Надо сказать, что герцог заботился и об удобствах для читателей. Читальня была отлично освещена.
Также Ватиканская библиотека пополнилась и за счет одной из лучших немецких библиотек, принадлежавшей пфальцскому князю, а в 1690 г. папе Сиксту IV досталось книжное собрание шведской королевы Христины, переехавшей жить в Рим. Папа перевел библиотеку в светлые, роскошно декорированные залы, завел наряду с читальней то, что мы называем абонементом. Благодаря заботам папы Сикста IV Ватиканская библиотека стала лучшей в Италии. Но его преемники библиотеке все меньшее внимания. Постепенно фонды утрачивали гуманистический характер, пополняясь схоластической литературой. Более или менее вольнодумные произведения держали в "секретной" библиотеке, доступ к которой был весьма ограничен.
Библиотека эпохи Возрождения – это библиотека общедоступная в смысле степени открытости ее фондов потенциальным читателям и одновременно – библиотека научная, поскольку состав ее фондов имел универсальный профиль. В первую очередь она была нацелена на сбор памятников письменности прошлого, на максимально полное отражение в своих фондах античного наследия. В этой библиотеке были созданы благоприятные условия для обеспечения сохранности уникальных документов. Вместе с тем библиотека была открыта для широкого круга читателей, проявлявших интерес к этим книгам. Иными словами, она была сориентирована и на выполнение функций сбора и хранения, и на выполнение функций обслуживания.
Вопрос о библиотекаре как профессионале встает в принципиально ином по сравнению с предшествующими эпохами ракурсе. Так Федериго да Монтефельтро разработал инструкцию, в которой сформулировал требования, предъявляемые к библиотекарю. В круг его обязанностей, согласно этой инструкции, входили присмотр за порядком, ведение каталогов, защита фондов от повреждений, обеспечение доступности фондов и проставление в специальном журнале отметок о выданных манускриптах. Монтефельтро характеризует и те качества, которыми должен обладать библиотекарь: ученостью, приятным характером, представительной внешностью, красноречием. В действительности же более всего ценилась образованность.
Своего рода символом библиотекаря итальянской общедоступной библиотеки стал хранитель Лауренцианы Антонио Мальябекки (1633-1715). Он не придавал никакого значения одежде, и его внешний вид был далек от приятной внешности, он экономил время на умывании, одевании, еде, но знал наизусть каталоги всех европейских библиотек – вплоть до того, что мог указать местонахождение той или иной книги на полке.















