70126 (611728), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Общая закономерность развития современной науки – дифференциация и интеграция ее отрасли. Эта закономерность обуславливает необходимость сочетать специализированный и комплексный подходы к изучению читателей и чтения.
Читатель является общим объектом исследования для целого ряда областей науки и жизни, связанных с практикой. Теорией или историей создания. Распространения и пропаганды произведений печати. Каждая из этих областей характеризуется специализированным подходом к изучению читателей и чтения. Так писатели и литературные критики учитывают преимущественно читательские оценки художественной (научно-популярной) литературы, журналистики, отношение читательской аудитории к периодическому изданию и его рубрикам.
Библиотеки разных типов имеют лишь частично совпадающие читательские аудитории. Даже при обслуживании населения одного района. Работников одного предприятия. Для библиотеки каждого типа характерен свой аспект изучения читателей, обусловленный задачами работы с ними, спецификой книжных фондов. Например, в профсоюзных и массовых государственных библиотеках изучают и удовлетворяют в первую очередь читательские интересы, связанные с учебой, самообразованием, расширением культурного кругозора, отдыхом людей. В научно-технических учитывают преимущественно более профессиональные, информационные интересы и запросы, связанные с производственными потребностями.
Специализированный подход к изучению читателей дает одностороннее представление о них. Более полную картину чтения можно получить при сопоставлении материалов изучения читательских аудиторий библиотек разного типа, а также данных, полученных писательскими организациями, редакциями газет и журналов, издательствами, книжными магазинами, школами и т.д. Библиотекари опираются на результаты научных исследований чтения, выводы социологов и психологов.
Комплексный подход выражается в организации исследований с участием представителей разных наук. Он реализуется и в таком организационном принципе, как централизованное изучение чтения и читательских аудиторий.
Идея централизованного изучения читателей выдвигалась еще в 19 веке. В частности Н.А. Рубакиным. Позднее видный деятель коммунистической партии В.А. Карпинский писал, по этому поводу Рубакину: «Единственная страна, которая глубочайшим образом заинтересована в осуществлении подобной идеи и особенно в практическом, самом широком развитии ее – это Советская Россия».
Попытки централизованного изучения читателей относятся еще к 20-м гг.
Централизованное изучение читателей включает последовательный сбор и обобщение материалов на уровнях: централизованных библиотечных систем, отдельных регионов (городов, районов, областей, республик), и всей страны. Координационным центром изучения читателей в библиотеках СССР является сектор книги и чтения научно-исследовательской библиотеки СССР им. В.И. Ленина. Система централизованного изучения чтения и читательских аудиторий совершенствуется вместе с дальнейшим развитием комплексных исследований и координацией работы ряда научных центров.
Единство личностного и социально-психологического подхода к изучению читателей
Читательская психология проявляется одновременно на уровнях индивидуального, группового и общественного сознания. Этим обусловлена необходимость сочетать личностный и социально-психологический подход к ее изучению.
Личностный подход заключается в том, что процесс чтения рассматривается не изолированно, а в зависимости от особенностей читательской психологии человека, которая является интегральным выражением разнообразия свойств личности. Выбор книг для чтения, индивидуальное своеобразие восприятия и оценки литературы нельзя объяснить, если не учитывать читательскую направленность личности (потребности в чтении, читательские интересы и установки), ее читательский опыт (начитанность, навыки и культура чтения), уровень развития читательского вкуса и другие свойства.
Социально-психологический подход требует рассматривать чтение. Как одну из сторон духовной жизни коллектива и общества, учитывать процессы общения и взаимовлияния людей как факторы формирования и изменения читательской психологии. Исследования показывают, что межличностное читательское общение (советы друзей, товарищей по работе или учебе, членов семьи) играет ведущую роль среди стимулов выбора литературы ля чтения. Читатели обмениваются не только книгами, но прежде мнениями о них, происходит взаимная рекомендация произведений печати. Формирующееся в процессе общения читательское мнение оказывает влияние на личностные установки и оценки читателей.
Социально-психологический подход к изучению читателей предполагает также выявление в контактной читательской группе лидера чтения – авторитетного читателя, которому доверяют и подражают в группе, мнение которого о прочитанном служит решающим для многих членов группы стимулом выбора и оценки литературы.
Библиотекарю важно учитывать и такие специфические проявления групповой читательской психологии, как совместное переживание, возникающее при обсуждении книг, заражение общим читательским настроением, читательская мода и др.
«Особые» читатели или девиантность поведения?
Среди читателей библиотеки встречаются и такие, чье поведение отличается от других, является нестандартным, отклоняющимся от нормы или девиантным.
Понятие «девиантное поведение читателей» в библиотековедении ранее не употреблялось. Однако беседы с работниками библиотек и собственные наблюдения за читателями в процессе руководства студентами-практикантами убедительно доказывают существование разнообразных проявлений девиантного поведения тех, кто посещает библиотеку. Эта категория читателей, неадекватно реагирует на различные ситуации. Возникающие в процессе библиотечного обслуживания, требует от работников библиотек особых знаний и подходов в общении.
Под девиантностью поведения пользователей библиотек подразумевается все то, что противоречит принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Случаи его проявления сегодня, к сожалению не единичны. А последствия противоправных аморальных поступков отрицательно сказывается не только на сохранности фондов, но и на всей атмосфере общения в библиотеке. Проблема коррекции девиантного поведения пользователей библиотек приобретает особое значение в условиях компьютеризации, поскольку новые информационные технологии создали и новые возможности, например, для нарушения этических норм. Вторжение в диалоги других лиц, повреждение замкнутых систем, внедрение компьютерных вирусов.
Типология девиантного поведения пользователей библиотек имеют социальный и психологический характер. Было бы неправильным представлять библиотеку счастливым оазисом, изолированным от окружающей действительности. Ведь библиотеку могут посещать и не вполне здоровые люди. В том числе наркоманы и токсикоманы, пристрастившиеся к спиртному, люди с преступным прошлым. Кроме того, девиантное поведение провоцирует социальная напряженность.
Формы девиантного поведения пользователей в библиотеке могут иметь открытый и скрытый характер.
К открытым относятся: нарушения правил пользования библиотекой (порядка и тишины в читальном зале и т.п.), агрессивное поведение, появление в библиотеке в нетрезвом виде, грубость по отношению к библиотекарям.
Скрытые формы девиантного поведения проявляются в пропаже книг, порчи оборудования и т.п.
Типы изучения читателей с девиантным поведением
Пользователи библиотек с девиантным поведением условно могут быть объединены в следующие группы: «Трудные подростки». Это дети из неблагополучных семей, растущие без внимания и присмотра взрослых. Многие из них становятся наркоманами, токсикоманами, правонарушителями. Трудные подростки могут совершать в библиотеке немотивированные поступки – опрокинуть выставку, перемешать книги на полке, разбросать их и прочее. Девиантность их поведения проявляется в вызывающих манерах, сквернословии, драчливости, мелком воровстве. За этим кроется потребность в самоубеждении, ложное понятие дома перед компанией, недостатки воспитания.
Библиотекари должны противопоставить такому поведению разумную требовательность, ненавязчиво применить коррекционно-воспитательный подход. Формы работы с трудными подростками в библиотеке известны еще с 1920-х гг., когда в стране появилось много беспризорный детей. Их приглашали в библиотеку «погреться», проводили воспитательную работу с беспризорниками в детских приемниках и колониях. Сегодня альтернативой отклоняющемуся поведению подростков может стать создание в библиотеках клубов по интересам; привлечение к чтению книг по вопросам волнующим подростков.
«Гневные старики». К этой группе можно отнести читателей массовых библиотек, в возрасте после 60 лет, которые в силу различных обстоятельств озлоблены и в гневной форме проявляют свое неприятие окружающего мира. Часто по надуманным основаниям они склонны обвинять и библиотекарей. Таков, например, читатель П. ( он занисается составлением сборников анекдотов, часть из которых уже издана), который и воспылал необходимой ненавистью к библиотеке и решил изъять из нее «свои» произведения. По этому поводу им была затеяна длительная тяжба с библиотекой. Или другой пример: одна из студенток-практиканток была свидетельницей того, как на абонемент библиотеки пришла пожилая женщина и принялась ругать библиотекарей по какому-то поводу незначительному. Минут через 10 она успокоилась и покинула библиотеку.
«Вредные» читатели. Они стремятся максимально использовать свои права на консультационную помощь и информационное обслуживание, не учитывая при этом реальных возможностей библиотеки. Требования их выражаются в настойчивой форме, порой агрессивной форме поведения.
Например: читатель К.-многолетний пользователь библиотеки почти ежедневно обращается с библиографическими запросами по телефону, настаивая на их незамедлительном выполнении независимо от их сложности.
«Психопаты и чудаки». Неадекватность поведения этой группы пользователей библиотек проявляется по-разному. Так, читательница В., пенсионерка, ходила в библиотеку на протяжении многих лет, проявляя интерес только к энциклопедии «Брокгауза и Эфрона», читала ее том за томом, делала какие-то выписки в толстую тетрадь. При этом часто жаловалась, что ей слышится «Голос Америки», то «Би-би-си». Посещая научный читальный зал, она пыталась разговаривать с другими читателями, чем мешала всем работать.
«Говорливые читатели». Для таких посетителей библиотеки совсем не важно, о чем говорить. Как правило, они сами задают массу вопросов и сами же предлагают варианты ответов.
Читатель XX века, часто приходя в библиотеку, садится в кресло возле кафедры выдачи литературы и проводит здесь 2 – 3 часа. Пытаясь обсуждать с библиотекарем самые разные проблемы.
Для того, чтобы противостоять такому поведению, библиотекари должны разрабатывать и использовать различные методы и формы к различным группам читателей, независимо от их девиантного поведения.
Понятие о читательском интересе
Читательский интерес – избирательно-положительное отношение социального субъекта (личности, группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям и особенностям его читательской психологии.
В читательском интересе выражается отношение не вообще к книгам, а именно к выборочному чтению их. (Например, собиратель книг может интересоваться ими как коллекционер, читая далеко не каждую из них).
Как сравнительно устойчивое свойство личности, читательский интерес формируется и проявляется путем многократного возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности.
Заинтересованность текстом – психологическое состояние, сочетающее концентрацию непроизвольного (или после произвольного) внимания с положительным эмоциональным тоном чтения и характеризующееся оптимальным уровнем процессов восприятия, мышления, воображения, запоминания. В этом состоянии читателю не приходится постоянно напрягать волю, чтобы сосредоточиться. Напротив. Его трудно бывает отвлечь, настолько велико желание продолжать чтение.
Различают ситуативную и личностную заинтересованность.
Ситуативная заинтересованность определяется ситуацией чтения (совокупностью внешних стимулов), прежде всего качествами произведений печати, способные привлекать внимание, вызывать положительные эмоции читателя. Красочные иллюстрации, привлекают не только детей, но и большинство взрослых читателей. Иногда привлекает обложка книги, заглавие, занимательность, новизна мысли или ее подача автором. Книга может захватить читателя. В конечном счете, ситуативная заинтересованность – следствие соответствия ситуации особенностям читательской психики. Но если она не связана с доминирующими свойствами личности, то исчезает с изменением ситуации.
Личностная заинтересованность – проявление устойчивых свойство личности (потребностей, интересов, способностей и др.) «Человек имеющий сильный интерес к какой-либо области. Обычно сам ищет ситуации, которые позволили бы ему отдаться своему интересу», т.е. пережить состояние заинтересованности». Поэтому доминирующие духовные интересы личности, как правило порождают заинтересованность при чтении соответствующих произведений печати.
Таким образом, чтобы с помощью книжных выставок, бесед или иных методов работы с читателями вызывать не только ситуативную, но и личностную заинтересованность, библиотекарю важно учитывать познавательные, эстетические и другие духовные интересы читателей.
В состоянии заинтересованности книгой складывается оценочное отношение к ней, которое часто еще переносят на непрочитанные книги. Если стихийно или под руководством библиотекаря читатель встречается с целым рядом книг, из которых каждая его увлекает, то положительное отношение к определенной литературе.
Отсюда вытекает для библиотекаря вывод: для формирования нового читательского интереса необходимо создать ситуацию, при которой читатель впервые переживает яркое состояние заинтересованности чтением, а затем, путем подбора книг многократно воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее закреплению, обобщению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности.
В приведенном выше определении понятия выделены отличительные признаки читательского интереса:
-
значимость определенной литературы для субъекта,
-
положительное эмоциональное отношение к чтению ее. Противопоставление этих признаков относительно. Каждый на своем уровне, они отражают степень соответствия произведений печати потребностям субъекта. В гармонически развитом и осознанном интересе оба признака взаимопроникают и сливаются: человека увлекает и процесс чтения, и конечная цель его – получение информации.
Однако на разных стадиях формирования читательского интереса один из признаков может преобладать над другим. При однобоком развитии складывается ущербное отношение к чтению, и сугубо практическое (утилитарно-познавательное) использование литературы, и чисто развлекательное отношение к чтению в своих крайних проявлениях объединяют духовную жизнь личности. Гармоническое развитие читательского интереса – задача руководством чтения.















