69997 (611706), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Один из авторов - хорошо известный и, к сожалению, ныне ушедший из жизни поэт Евгений Васильевич Курдаков. В 70-х годах прошлого века он был неоднократным лауреатом городских, областных и республиканских конкурсов, проводимых среди мастеров резьбы по дереву. В свое время он работал заведующим художественными мастерскими в университете в г. Новгороде. Но единственное место, где можно увидеть его коллекцию - панно, корневую скульптуру, уникальную скульптуру малых форм - это наш этнографический музей. Позже мастер освоит и другие ремесла, но предпочтение отдаст литературному делу.
Исходный природный материал для мастера - это не только древесина, доски для резьбы по дереву, это и капы - наросты на деревьях, капо-корни с уникально-причудливой пластикой, это и корни деревьев, выросших на обрывах, на каменистой почве, принимающие часто сильно изогнутую, закрученную, витиеватую форму, захватывающие иногда и камни, и гальку. Такие корни с естественной инкрустацией особенно декоративны и представляют большой интерес для творца.
В поисках природного материала Евгений Васильевич бывал в разных уголках Восточного Казахстана - корчевья, заброшенные участки, ручьи, горы, буреломы, участки лесных пожарищ - неполный перечень тех мест, которые посетил мастер. Его путешествия в поисках исходного материала нашли отражение в его поэтическом творчестве.
Работы его разноплановы - панно, декоративные вазы, разнохарактерная скульптура, персонажи которой - это былинные, юмористические, комические, аллегорические герои. Природный материал творчески переосмысливается и доводится мастером до определенного художественного образа. В каждой работе, в каждом изделии, в пластике дерева, его теплоте, красоте цвета живет образ леса, образ связи человека с природой.
Евгений Курдаков в свое время работал в этнографическом музее реставратором, научным сотрудником, давал консультации резчикам по дереву. В 1986 году выходит в свет его уникальная книга "Лес и мастерская" - результат увлечения резьбой, флористикой, серьезное исследование с рекомендациями мастерам декоративно-прикладного искусства. Книга снабжена фотографиями, дополнена рисунками. С этого времени мастер целиком посвящает себя литературному труду.
Мастера нашего края владеют разными видами техники обработки дерева. Пример тому - изделия Владимира Петровича Агеева - великолепные, с резным орнаментом, шкатулки, с древнейшим трехгранно-выемчатым орнаментом доски, скульптурно-объемные ладьевидные ковши, а также искусно выплетенные из берестяных полос корзинки (овладеть этим ремеслом не просто). Его работы отмечены высоким мастерством, редким проникновением в технологию и секреты народных ремесел. Работы из дерева мастеров декоративно-прикладного искусства г. Лениногорска представлены изделиями из капа Юрия Алексеевича Арепьева и Юрия Иосифовича Надейны.
Капы - наросты на деревьях и корнях. Примечательно, что емкости, выполненные из капа, никогда не растрескиваются. Юрий Арепьев - большой мастер по изготовлению изящных, легких декоративных чаш, ковшей, ваз, форма которых следует контурам и пластике наростов. Любимый материал - кап березы.
Юрий Надейн раскрывает неповторимую красоту текстуры капов с помощью обработки их на токарном станке. На изделия, для завершения рисунка и сюжета, коричневым красителем мастер тактично добавляет линии, штрихи. Работы его разноплановы. Уникальна декоративная ваза, выточенная из крупного наплыва капа, - она привлекательна исходной формой и зимним пейзажем, изображенным на ней.
Пример высочайшего профессионального мастерства в резьбе по дереву демонстрирует в своих изделиях Владимир Савельевич Акулов. Он блестяще использует технику инкрустации металла на дереве, будь то солонка "Курочка и петушок" или выполненные в казахском национальном стиле ожау - половники. Изготовление туесов, посуды, коробок из бересты - промысел очень старый, когда-то широко распространенный. Один из мастеров, занимающийся возрождением этого древнего ремесла - Павел Андреевич Никулин. В экспозиции - туески, выполненные им по старой технологии, в чисто крестьянском духе, без клея, без гвоздей. Делает мастер свои изделия с редким совершенством. Его сказочные чудо-птицы, расщепленные из древесины бруска, - подлинные произведения народного искусства: в них сочетаются техническое совершенство и художественная выразительность. Однажды выпорхнув из рук мастера, эти чудо-птицы не только нашли прописку в музейной экспозиции, но и в квартирах многих устькаменогорцев.
2. Исследование художественных образов в традиционных деревянных промыслах и ремеслах на примере современного предприятия "Богородский резчик" села Богородское
2.1 Особенности производства на предприятии "Богородский резчик"
Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.
В начале прошлого столетия в селе Богородское появилось первое производство - кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артель получила название "Богородский резчик". В советское время промысел процветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы, работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчас ситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразилась - в каждом из них работало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.
В последнее время не хотят люди идти работать на фабрику. Зарплата - более чем скромная. Некоторые "мастера-эксклюзивщики" работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы фабрики, и получают процент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает на фабрике не больше полутора тысяч рублей, живописцы - около тысячи. Резчики в творческих мастерских "богаче", оклад дотягивает до 2500, да и работа у них интереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрики две игрушки для выпуска на потоке, плюс - эксклюзивные заказы. В этом случае можно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели ни премий, ни "13-й зарплаты" с начала 90-х. Коллектив заметно "постарел", молодые, окончив местное художественнопромышленное училище, либо уезжают на заработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия сдают перекупщикам.
Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходит долгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого, податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручная работа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые "чураки" самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике - женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону. Потом начинается обработка инструментами - стамесками и богородскими ножами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров - дело привычное: заклеят пластырем ранку - и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяц каждый резчик должен сдать 120 - 130 изделий.
Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастер получает из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силы одно - два, хотя все от опыта зависит. От резчика изделия попадают на сборку, роспись или сразу на склад. Получить представление о знаменитой богородской игрушке смогла только в музее фабрики.
Оказавшись в фабричном музее-магазине можно вновь почувствовать себя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры. Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней - круглый баланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Вот кот-рыбак с лукавой мордашкой - тоже подвижная игрушка. А еще множество различных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так и хочется взять в руки.
"Выбрать - проблема, хочется купить сразу все. Для маленьких детей наши игрушки - самые лучшие: приводишь игрушку в движение - развивается рука, и грызть можно - дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, а потом покрываем масляным лаком, он безвреден".
Дети предпочитают в основном яркие токарные игрушки. На фабрике их можно купить за 70 - 80 рублей, в магазинах - дороже раза в три. А вот игрушки и скульптуры ручной работы стоят гораздо дороже, около тысячи рублей. Одни из них неподвижны, у других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"... Есть и композиционные игрушки, где движется каждый персонаж.
На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм.
Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники.
Фабричные заказы - не основное средство заработка для резчиков. Большинство работают на дому, а изделия сдают перекупщикам. Иначе не выжить. Многие - люди верующие, многодетные. А как прокормишь семью на нулевой, по сегодняшним ценам, оклад. Поэтому у каждого дома своя маленькая мастерская. Есть постоянные заказчики из перекупщиков, бывает и разовая работа, к примеру, резная мебель для бани или загородного дома. С сырьем у "индивидуальщиков" тоже проблем не бывает. В село приезжают торговцы и продают липу кубометрами, с машин. Цены - вполне доступные, один кубометр можно приобрести за полторы тысячи рублей. Такого количества дерева хватает мастеру на целый год работы.
На фабрике к подработке своих сотрудников относятся неодобрительно. Только все продолжают "кустарить". Прибыль очевидна.
Кроме резчиков по дереву есть в Богородском еще один народный умелец - старичок-кузнец. В свои семь десятков лет дедуля до сих пор единственный в селе мастерит инструменты для резьбы по дереву - богородские ножи и стамески. Наборчик из десяти предметов продает за полторы тысячи рублей, свой товар приносит прямо на фабрику или в ПТУ. Правда, в последнее время резчики приноровились мастерить инструменты самостоятельно, но лишь немногие. Так что бизнес старичка процветает.
2.2 Технология художественной проведения резьбы по дереву на предприятии "Богородский резчик"
Контурная и геометрическая резьба
Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву.
И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Несмотря на простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ обладают высокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения и навыки.
В контурной резьбе узор передаётся углублёнными линиями различной ширины, глубины и формы очертаний. Линии выполняются разными инструментами: полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом.
Внешне эта резьба, кажется, удивительно простой, однако выполнить её качественно можно, лишь освоив ряд профессиональных приёмов. Контурная резьба может сочетаться с другими видами плоскорельефной резьбы: геометрической, ногтевидной, заоваленной, яворовской. В этой технике могут быть выполнены геометрические и растительные орнаменты, анималистические изображения. На ярославских прялках первой половины 19 века контурной резьбой в сочетании с ногтевидными прорезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: чаепитие, выезды, свидания, танцы.
Контурная резьба может быть выполнена как по светлой, так и по тонированной древесине. В последние годы широкое распространение среди школьников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства, получила так называемая резьба по чёрному лаку. Это довольно эффектный вид работы, когда на чёрном блестящем фоне углублёнными штрихами создаётся изображение. Привлекает то, что сразу виден результат труда. Действительно, чёрная блестящая поверхность от лёгкого движения резцом вдруг оживает и преображается.
Но здесь подстерегает такая опасность: увлёкшись технологией вырезания, забывают о художественной возможности этой техники. Нередко можно видеть, как ребята перерисовывают с фотографий, а затем вырезают негативными контурами портреты известных писателей, деятелей науки, искусства. Встречаются вырезанные на чёрных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого технологического сходства отдельных приёмов путают с линогравюрой.
Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя.














