60852 (611303), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Торговых предприятий в Евпатории к концу века насчитывалось более 350 с общим годовым оборотом более 8, 5 млн. рублей.[1, c. 683]
Выводы по главе
Внешняя торговля с Евпаторийского порта велась очень активно, даже при его неудобности. Через порт город снабжался в основном всеми необходимыми товарами. Главной статьёй экспорта являлся хлеб, причём не мука, а зерно. Внутренняя же торговля велась изделиями местных ремесленников по городским магазинам, лавкам, на рынках и ярмарках.
3.2. Промыслы
Соляной промысел
До 1775 г., то есть заключение Кучук – Кайнарджийского мира, все соляные озера Таврической губернии, за исключением прогнойских озер, находятся на Кинбурнской косе и считаются издавна собственностью запорожцев, принадлежали Турции. В России крымский соляной промысел был известен с давних времен, о нем знали не только запорожцы, ближайшие соседи Крыма, но и в более отдаленных частях России. Главными деятелями и посредниками в крымской соляной торговле являлись запорожцы, а потому с наступлением лета, как только выяснялся урожай соли, пристава или ханские имамы слали приглашения им на озера для сбора соли. Так, 1764 г. пристав Перекопского промысла Баба – Имам писал к кошевому запорожского войска: «благодорение Богу, Его Святым произволением, сегоь году, уже выстояние свое сделав, соль произошла изобильно противо прошлого году. Причем прошу в не замедлении чумаков прислать за солью». Крымский соляной промысел эксплуатировался или самим ханом, или же сдавался им на откуп своим и янычарным чиновникам вместе с таможнями, в последнем случае цена на соль полагалась произвольная, а не «по обычаю». Но казачество всегда энергично протестовало против такого отягощения и в большинстве случаев верх оставался за ними. Во второй половине XVIII в. соль была уже главным предметом крымской туземной торговли. Добыча и продажа ее производилась на Евпаторийских, Перекопских и Керченских озерах. Первые два промысла принадлежали хану, а последний - калге – султану, наследнику престола. Евпаторийский промысел вместе с таможней этого порта сдавался на откуп одному, а Перекопский с ханским монетным двором – другому промышленнику.
Евпаторийский промысел был гораздо беднее солью, чем Перекопский, да и сама соль считалась в торговле несравненно хуже. Евпаторийская соль шла, главным образом, морем на Кавказ и в Анатолию на судах приходящих за ней в Евпаторию. Собранная с озер соль обыкновенно складывалась в бугры «кебе» по 100 «сапов» каждый (сап = 108 пудам) и продавалась, смотря по требованию на нее и по числу судов, пришедших в Евпаторию, от 4 до 6 пиастров за «сап». Ежегодно доход от продажи соли простирался до 70 000 пиастров (20 000 рублей серебром).
Такова история крымского соляного промысла до присоединения Крыма к России.
После занятия Крыма и учреждения там Таврической области русское правительство сдало Крымский соляной промысел на откуп г. Мавроени, которому Потемкин поручил и всю таможенную часть Новой – России.
Со смертью князя Потемкина откуп прекратился и управление соляными озерами в 1791 году перешло в руки казны, а потом снова указом от 4 марта 1794 года правительство сдало крымский промысел на откуп. Откупная система продолжалась до 1801 года, когда указом от 1 мая она была отменена, как вредная для государства, и управление соляными озерами вновь перешло казне. Надзор за соляными озерами был поручен отставному генерал – майору Мертваго, который хотя и был назначен в 1804 году Таврическим губернатором, все – таки не переставал заботиться о крымском соляном промысле. Из отчетов видно, что в 1803 году было продано соли вольнопромышленникам 382288 пудов на сумму 516 тысяч рублей ассигнациями. Для усиления продажи соли внутри края и для распространения ее в южной и западной России были учреждены складочные магазины в Одессе, Херсоне, Станиславе, Крюкове и крепости св. Дмитрия на Дону. С 1803 года крымский соляной промысел начинает заметно развиваться; в 1804 году из соляных доходов отпущено уже было 15 тысяч рублей ассигнациями. В пособие городу Херсону в 1808 году учреждены больницы для служителей при евпаторийских, кинбургских и перекопских соляных озерах.
Частная соляная промышленность не была развита и многие владельцы ходатайствовали о покупке у них озер казной.
Такая монопольная система довольствия солью населения распоряжением казны продолжалась до 60 – х годов. Система эта имела существенные недостатки, а именно:1) стоимость казне соли, при ее добыче, обходилась дороже, чем частным солепромышленникам; 2) правительство, вступая в конкуренцию с частными лицами по продаже соли, или продавало свою соль и лишалось в то же время акциза за соль частных промышленников, оставшейся непроданной, или же, наоборот, получало акциз с частной соли, а казенная соль оставалась непроданной и в 3) разработка казенных соляных источников производилась неудовлетворительно, через что цена на соль стояла чрезмерно высокая. Все это побудило правительство перейти к вольной добыче и продаже соли, с получением в казну как арендной платы за сдаваемые для разработки частным лицам казенные источники, так и определенного акциза с соли.(1858 год). Акцизная система заключалась в следующем: казна постепенно прекращает собственную соляную операцию, то есть добычу соли, развоз ее по магазинам и также оптовую и раздробительную продажу и передать казенные соляные источники для разработки в частные руки. Все виды годной для употребления в пищу соли, добываемой частными лицами на казенных или владельческих источниках, подлежат акцизу. Освобождая от акциза не только годные в пищу естественные горькие соли, но и поваренную соль, идущую в корм скоту и для технических фабричных производств. Товарная соль, назначаемая для этих целей, отпускается без акциза не иначе как с известными примесями, которые предупреждали бы употребление такой соли в пищу человеку.
Оптовая и дробная продажа соли составляет предмет вольного промысла, дозволенного всем состояниям, кроме лиц, служащих по казенному соляному управлению. Иностранная привозная соль подлежит пошлине. Отдача казенных источников для разработки частными лицами производится на следующих условиях: казенные источники сдаются для разработки с торгов; значительные источники дробятся на участки и каждый не имеет права взять в содержание более одного участка. Сроки отдачи отдельных участков колеблется от 1 до 5 лет. Казна за право добычи соли из принадлежащих ей источников взимает особую попудную плату, размер которой определяется торгами. При сдаче источников в разработку определяется порядок разработки этих источников и минимум добычи из них соли. Таким образом, с введением акцизной соляной системы, при постепенном сокращении добычи соли средствами казны, стала быстро развиваться частная соляная промышленностью. Акцизная система просуществовала до 1880 года, когда Высочайшим повелением от 23 ноября акциз, взимаемый с соли, был отменен и соразмерно уменьшена пошлина с соли, привозимой из – за границы. Новый закон начал действовать с 1 января 1881 года. В данном по этому предмету Правительствующему Сенату указе между прочим выражено: « Мы уповаем, что отмена акциза с соли вместе с понижением пошлины, взимаемой с оной на границах Империи, не только уменьшит тягости беднейшего населения, но и послужит к развитию скотоводства, улучшению земледелия, и дальнейшим успехам рыбных промыслов и некоторых отраслей фабричной и заводской промышленности».
Соль, добываемая на евпаторийских, кинбурнских, керченских и феодосийских озерах, шла морем в черноморские и азовские порты.
С заселением юга России, правительство, для обеспечения чумаков, нарезало солевозные дороги. Это хотя и стеснило чумачество, но оно все – таки могло существовать. С течением времени солевозные дороги утратили ширину, местами скармливались местным скотом, а местами даже и распахивались. По таким дорогам приходилось чумаку – солевозчику ездить за солью в Крым и обратно. Намаявшись в пути вследствие постоянной борьбы с бескормицей и вымогательством местных жителей большой платы за водопой, чумак достигал наконец соляных озер. Но и здесь его встречает масса всевозможных неудобств. Большинство озер окружено или владельческими землями, или казенными, находятся в арендном пользовании частых лиц, вследствие этого чумаку приходится платить 15 – 25 коп. в сутки от пары волов за водопой и выпас на голой степи, платили за пропуск волов через частные земли на казенные пастбища и за простой подвоз при буграх, которые за неимением казенных земель складывались на частновладельческих. Наконец, чумак набирал соль, но ему нужно было заплатить за нее казенный акциз, а для этого необходимо было свесить набранную соль. Взвешивание производилось самым примитивным способом( децимальных весов не было): соль выгружалась из подводы и в несколько приемов накладывалась на чашку весов самого простого устройства. Можно представить, сколько времени должна быть большая валка чумаков простоять в ожидании окончания такого взвешивания. Все это вместе взятое не может не отразиться на чумацком промысле, который постепенно сокращается. С постепенным падением чумацкого промысла, увеличивается вывоз крымской соли морским путем.
С усилением вывоза соли в черноморские и азовские порты, увеличивается добыча соли с приморских промыслов и в особенности в евпаторийских. Что же касается производительности отдельных соляных источников, то таковы сведения мы имеем только за 1885 года. По данным Управления Государственными Имуществами в 1885 году было добыто соли:
Евпаторийский уезд
А. Казенные озера
1. Сакское озеро 2567180 пудов
Его засуха 1620000 пудов
2. Сасык – Сивашское озеро, участки
№ № 2,3, 5, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 158449 пудов
3. Султан – Элийское озеро 226000 пудов
4. Аджа – Байкальское озеро 300000 пудов
5. Бакальское озеро, участки
№ № 1 и 2 597425 пудов 5469054пудов
Б. Владельческие озера
1. Отар – Мойнакское озеро 58000 пудов
2. Ялы – Мойнакское озеро 60000 пудов
3. Коянлы – Кенегезское озеро 20000 пудов
4. Б. Кенегезское озеро 80000 пудов
5.Б. Аджи – Байчинское озеро 30000 пудов
6. Терекли – Конратское озеро 20000 пудов
7. Конратское озеро 660000 пудов
8. Ойбур – Сасыкское озеро, участки
№ № 1 и 2 372000 пудов
9. Сакское озеро, участки
№ № 1, 2 и 3 294000 пудов
10. Актачинское озеро 90000 пудов
1684000 пудов
Таблица сбора соли за 1869 – 1887 годы Таблица 4.3.
| год | количество | год | количество |
| 1869 год | 4939 пудов | 1879 год | 2003 пудов |
| 1870 год | 2497 пудов | 1880 год | 976 пудов |
| 1871 год | 1602 пудов | 1881 год | 2435 пудов |
| 1872 год | 2562 пудов | 1882 год | 5348 пудов |
| 1873 год | 9301 пудов | 1883 год | 5514 пудов |
| 1874 год | 8840 пудов | 1884 год | 4845 пудов |
| 1875 год | 2005 пудов | 1885 год | 7153 пудов |
| 1876 год | 4496 пудов | 1886 год | 8558 пудов |
| 1877 год | 1233 пудов | 1887 год | 9851 пудов |
| 1878 год | 3580 пудов |
Источник:[2, 19]
На Евпаторийский уезд по Крыму попадало наибольшее количество добываемой соли(36, 2%).[2, с. 4 – 19]
Старые солевары, вспоминая после революции о тяжелом труде на промыслах, сравнивали его с каторгой. Поистине это была «соляная каторга». Рабочий день длился с утра до ночи, до полного изнурения. Соляная рапа разъедала кожу, босые ноги покрывались язвами и струпьями. Побывавший на крымских соляных промыслах будущий писатель Максим Горький так описал в рассказе «На соли» положение добытчиков: «Какая жизнь наша? Каторжная! – жаловался один из рабочих. – Тачка – 16 пуд, рапа ноги рвет, а день – полтина! Али этого мало, чтобы озвереть? Работаешь, заработок пропьешь – опять работаешь! Вот и все. И как годов с 5 проживешь этим манером, так и того… облик человеческий и утратишь, - зверюга, да и шабаш!»
Не лучше было положение людей, занятых в каменоломнях, принадлежавших предпринимателю Егору Волкову. Камень – ракушечник пилили глубоко под водой при слабом свете ламп. В пыльных и душных галереях недоставало воздуха, искусственная вентиляция отсутствовала. Рабочий день и здесь длился с утра до ночи. Чтобы как – то прокормиться, одеться, трудились целыми семьями. Многие семьи, не имея квартир, жили в «подземках», выпиленных в пещерах на глубине 5 – 6 метров. Зато на жестокой эксплуатации богател и роскошно жил хозяин каменоломни. В центре города он возвел себе двухэтажный дом, в курортной зоне – дачу, в уезде приобрел более тысячи десятин земли и завел свое экономно – помещичье хозяйство капиталистического типа. На предприятиях и мастерских широко применялся дешевый женский и детский труд. Отсутствовала самая элементарная охрана труда. О каких – либо оплачиваемых отпусках не было и речи. Предприниматели душили рабочих необоснованными штрафами, неугодным грозило увольнение.















