58443 (610783), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Московская конференция 1941 года сыграло большую роль в судьбе нашей страны. По договору от 1 октября 1941 года союзники стали поставлять вооружение СССР, что сыграло большую роль в начале войны, в тяжелейшее время для нашей страны, когда советская промышленность была в состоянии эвакуации на восток, а враг стоял у ворот Москвы. Помогать СССР в 1941 году было в прямых интересах западных держав.
§ 3. Советская дипломатия в борьбе за второй фронт в 1942 году.
6 декабря 1941 года под Москвой началось мощное контрнаступление советских войск, продолжавшееся до конца марта 1942 года. Во время зимнего наступления Красная Армия разгромила до 50 отборных вражеских дивизий, отбросила противника на запад. На подступах к советской столице вермахт потерпел первое крупное поражение во второй мировой войне, здесь был рассеян миф о «непобедимости» гитлеровской Германии. Новый этап открылся и в переговорах о втором фронте. Важность открытия второго фронта в Европе понимали, как в СССР, так и в Англии и США. Визит Молотова состоялся в мае 1942 года в Великобританию. Молотов прибыл в Лондон 20 мая, совершив рискованный перелет через территорию, оккупированную Германией. Черчилль объяснил советскому наркому, что
Великобритания не может принять советские предложения в полном объеме.
Однако добавил он, после войны СССР, Великобритания и США будут сотрудничать в послевоенном мироустройстве. Молотову пришлось удовлетвориться этим и подписать 26 мая советско-английский договор. В нем содержались обязательства по взаимопомощи, а также обязательство не заключать сепаратного мира. Вторая часть договора, которая должна была оставаться в силе 20 лет, закладывала основы для послевоенного сотрудничества, как в предотвращении возможной агрессии, так и в послевоенном урегулировании. Обе стороны обязались не стремиться к территориальным приобретениям и не вмешиваться в дела других стран. Этот договор стал формальной основой для сотрудничества между Великобританией и СССР. Партнеры стали союзниками.
Молотов, тем не менее, заявил Черчиллю, что он считает вопрос о втором фронте более важным, чем договор. На это Черчилль, перечислив ряд оговорок, заявил, что английское правительство собирается открыть второй фронт в 1943 году, когда для этой цели, как Англия, так и США будут располагать от одного до полутора миллионов американских и английских войск, и далее сказал, что «различий во взглядах обоих правительств на этот вопрос не имеется».
После визита в Лондон Молотов и сопровождающие его лица прибыли в Вашингтон 29 мая 1942 года для переговоров. Советская делегация главным вопросом на переговорах обоснованно считала открытие столь нужного СССР второго фронта. Однако точного ответа на этот вопрос от США добиться так и не удалось. Рузвельт ссылался на необходимость обсудить данную проблему с английской стороной. 1 июня 1942 года, во время прощальной беседы, накануне своего отъезда советская делегация вновь задала вопрос президенту относительно второго фронта, на что он ответил: «мы надеемся открыть второй фронт» [6, 89 с.].
Летом 1942 года военное положение СССР резко ухудшилось. Германское наступление на юге поставило Советский Союз в самое трудное положение за весь год войны. Черчиллю надо было поддержать союзника и в то же время убедить его, что второй фронт был невозможен.
К этому времени США, поддавшись на уговоры английской стороны, согласились на высадку в Северной Африке. Это было не то, чего хотел Сталин, и все понимали это. Союзники решили действовать в своих личных интересах. Но это было значительной активизацией военных действий в районе Средиземноморья.
12-16 августа Черчилль провел со Сталиным переговоры, которые не сняли принципиальных требований Сталина, но, как и надеялся Черчилль, установили личный контакт и ослабили взаимную подозрительность. Вместе с тем Сталин укрепился в мысли, что союзники ждут, пока Германия будет измотана в борьбе с Советским Союзом, чтобы затем вступить в войну на европейском континенте на последнем этапе. Собственно говоря, так оно и было.
Черчилль пообещал открыть второй фронт в 1943 году и приступить к разрушительным бомбардировкам Германии уже в 1942 году. Черчилль перешел к планируемой экспедиции в Северной Африке, которая, по его словам, должна была представлять серьезную угрозу Германии. Вся Северная Африка должна была оказаться под британско-американским контролем к концу 1942 года, что в сочетании с высадкой во Франции в 1943 г. обещало нанести тяжелый удар по рейху. Британский премьер назвал Северную Африку «мягким подбрюшьем гитлеровской Европы». Он заявил, что Великобритания, самостоятельно или вместе с США, может послать военно-воздушные силы на южную оконечность советско-германского фронта. Английский премьер-министр всячески стремился доказать, будто советско-английские и советско-американские переговоры о втором фронте весной 1942 года носили сугубо предварительный характер и что само по себе сообщение о достигнутой договоренности уже сыграло свое положительное значение тем, что ввело заблуждение противника. Можно ли считать версию убедительной версию английского премьера о большой силе Германии во Франции? В действительности командование вермахта сосредоточило на советско-германском фронте летом 1942 года максимальное количество своих войск. Если 1 января 1942 г., на советско-германском фронте было сосредоточено 70 % сухопутных войск гитлеровской армии, то к первому июля того же года немецкие войска составляли уже 76, 3 % от общего количества сухопутных войск гитлеровской Германии. Никогда ни до, ни после этот процент не был так велик, как летом 1942 года. В таких условиях пришлось воевать Советскому Союзу один на один с Германией в тяжелом и критическом 1942 году.
В 1942 году острым вопросом стало открытие второго фронта во Франции. СССР с трудом противостоял силам вермахта, поэтому Сталин надеялся на второй фронт, тем более от союзников было получено обещание открыть его в 1942 г. Однако, Англия решила сосредоточить усилия на нужной ей Северной Африке, борясь за влияние в данном регионе. Данный фронт был второстепенным и Гитлер не перебросил с Восточного фронта ни одной дивизии, а лишь наращивал давление на СССР. К тому же поставки вооружений по ленд-лизу не выполнялись в срок и в обещанном количестве.
Западные страны в 1941-1942 году оказали значительную помощь Советскому Союзу, но действовали в своих интересах и избрали тактику борьбы с Гитлером чужими руками. Англия и США старались не брать на себя основного удара, что будет еще более заметно в ходе коренного перелома в войне.
ГЛАВА 2. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ И ЗАВЕРШЕНИЕ ВОЙНЫ
§ 1. Военные действия и взаимоотношение союзников в 1943 году.
31 марта 1943 года советские войска успешно завершили зимнюю кампанию против немецко-фашистских войск. За это время Красная Армия нанесла фашистским войскам крупнейшее поражение на волжской земле, разгромила немцев на Северном Кавказе и Кубани, нанесла ряд ударов врагу в районе Среднего Дона и Воронежа, ликвидировала вражеский плацдарм на центральном фронте. За 4 месяца и 20 дней наступления советские войска в труднейших условиях зимы продвинулись на запад на некоторых участках на 600-700 км. Была освобождена большая территория в 480 тыс кв.км.
К концу зимней компании советских войск после продолжительной оперативной паузы 21 марта 1943 г. началось наступление союзных войск в Северной Африке. Оно развивалось успешно и привело к тому, что сопротивление немецких и итальянских войск в Тунисе было сломлено. 12 мая главнокомандующий итало-германскими войсками в Африке маршал Мессо заявил о капитуляции итальянских войск, а генерал-полковник фон Арним – германских. По данным союзников, число пленных возросло до 240 тыс. человек.
За сравнительно короткое время фашистский блок потерпел тяжелейшие поражения на всех основных фронтах. Немцы лишились того превосходства, которым они обладали в начале войны. Для союзников становилось все труднее и труднее отказываться от прежних обязательств по открытию военных действий в Западной Европе. Вооруженные силы США и Англии были подготовлены для открытия второго фронта весной 1943 года. Об этом свидетельствовали многочисленные заявления британских и американских военных и политических деятелей.
Однако англо-американские союзники не предприняли этой попытки; более того, они и не готовились к форсированию Ла-Манша и открытию второго фронта в 1943 году, несмотря на многочисленные обещания по этому поводу. Достаточно сказать, что количество американских войск в Англии с двух с половиной дивизии в 1942 году сократилось к маю 1943 года до одной пехотной дивизии. Опытные английские офицеры и солдаты были переброшены на средиземноморский театр военных действий. Если в сентябре 1942 года численность американских войск в Великобритании составляла 188 тыс. солдат и офицеров, то к концу февраля 1943 г. она уменьшилась до 107 801 [5, 224 с.]. Но обман долго продолжаться не мог, и после очередной встречи в Вашингтоне в мае 1943 года Ф. Рузвельт сообщил И.В. Сталину о переносе сроков открытия второго фронта на 1944 год.
Помимо проблемы второго фронта осложнило отношения между союзниками и согласованное между У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом решение вновь прервать поставки военных материалов в северные морские порты СССР под предлогом необходимости использования транспортных средств в Средиземном море, о чем 30 марта 1943 года было сообщено Советскому правительству.
История повторялась: в преддверии очередного летнего наступления вермахта союзники объявляли о переносе сроков открытия второго фронта, сокращали и вовсе прекращали поставки СССР военной техники. Так было в 1942 году. То же самое произошло в 1943 году. Выводы напрашивались сами собой [8, 29 с.].
Черчилль, однако, пытался доказать, что, несмотря на отсутствие второго фронта, англо-американская стратегия приносит Советскому Союзу «известные плюсы». В частности, воздушные бомбардировки Германии и операции в районе Средиземного моря якобы содействовали, по его утверждению, задержке германского наступления на советском фронте [4, 191 с.].
1943 год оказался весьма не простым в отношениях между союзниками по Антигитлеровской коалиции. Англо-американские войска высадились в Италии в конце июля 1943 года. Фашистское правительство Муссолини вскоре, в результате дворцового переворота пало, но военные действия продолжались.
Однако второй фронт (понимаемый как высадка союзников во Франции) открыт не был. Правительства США и Великобритании объясняли это недостатком плавсредств для переброски войск на континент. Советское правительство выражало неприкрытое неудовлетворение затяжкой открытия второго фронта.
Но, начиная с августа 1943 года, после Курской битвы, второй фронт в Европе имел для Советского Союза кардинальное значение уже в политическом плане. В контексте открытия второго фронта решалась, с точки зрения Москвы, не судьба Германии, а конфигурация будущего мира. В то же время стремление разделить с СССР плоды победы над нацистской Германией, победы, решающий вклад в которую внесла Красная Армия, стало профилирующим аргументом для Рузвельта и Черчилля.
После Курской битвы стало очевидным, что Советский Союз и его Красная Армия одни, без помощи союзников, способны разгромить военную машину фашистской Германии и армии ее сателлитов. Президент США Ф.Рузвельт, по словам сына, говорил ему накануне Тегеранской конференции: «Ведь если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится».
События, произошедшие в течение лета и осени 1943 года на советско-германском фронте, резко меняли всю военно-политическую обстановку. Становилось очевидным, что Советский Союз способен самостоятельно освободить народы Европы от фашистского ига. В этой ситуации государственные и военные руководители западных союзников, опасаясь выхода советских армий в Центральную и Западную Европу раньше своих войск, были вынуждены признать необходимость проведения операции вторжения во Францию через Ла-Манш[8, 33 с.].
В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта и высадке союзников в Северной Франции в мае 1944 года.
В 1943 году ситуация на советско-германском фронте изменилось: летом Красная армия нанесла крупнейшее поражение Германии в Курской битве, и теперь СССР вел наступательные действия, а враг отступал. Создалась благоприятная ситуация для открытия второго фронта, чем союзники не воспользовались: операции в Средиземном море больше отвечали интересам США и Англии. Союзники взяли курс на дальнейшее истощение войной Советского Союза.
§ 2. Тегеранская конференция и открытие второго фронта.
В течение четырех дней Тегеранской конференции– с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. – главы правительств СССР, США и Англии обменивались мнениями по важнейшим вопросам войны и мира. В составе делегации были министры иностранных дел и военные советники. Конференция не имела заранее согласованной повестки дня, каждая из делегации сохраняла за собой право затрагивать любые интересующие ее вопросы [6, 216 с.]. Основным же вопросом конференции было открытие второго фронта.
Схожая позиция американского и советского правительства не совпадала с позицией английского правительства относительно второго фронта. Хотя на предыдущих англо-американских совещаниях решение о высадке во Франции в 1944 году как будто было принято, тем не менее в последствии, на московской конференции, а также из переписки между главами правительств становилось очевидным, что английское правительство вновь стремится поставить под сомнение открытие второго фронта в Европе в 1944 году. Эти опасения подтвердились и на тегеранской конференции. Выступая с анализом военной обстановки на фронтах, Черчилль отдавал явное предпочтение развитию военных операции на Балканах, в восточной части Средиземного моря. Но под напором американского и советского правительства, Черчиллю пришлось уступить союзникам.
На конференции был принят ряд военных решений, среди которых была договоренность об открытии второго фронта. «Приняла к сведению, что операция «Оверлорд» будет предпринята в течение мая 1944 года, вместе с операцией против Южной Франции. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволят наличные десантные средства. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в то же время с целью предотвратить переброску германских сил с восточного на западный» [2, 459 с.].
Как известно из разных источников, установленный на Тегеранской конференции срок проведения операции под кодовым названием “Оверлорд” - 31 мая 1944 года - был, тем не менее нарушен. Высадка англо-американских войск на французское побережье состоялась лишь июне 1944 года. Десантная операция союзников была осуществлена силами 21-й союзной группы армий, насчитывавшей 45 дивизий, поддержанных 11 тысячами боевых самолётов. Общая численность десанта составила 2876 тыс. человек (1,5 млн. из них составляли американцы). Тем не менее, двойственность общего подхода к советскому союзнику обусловила двойственность как замысла, так и оперативных планов при реализации решений об открытии второго фронта. Фактически действовали два сценария – “Оверлорд” на случай оказания вермахтом сопротивления союзническому вторжению и “Рескин”, если германские войска будут спешно переброшены на Восточный фронт (то есть, если Германия откроет фронт на западе перед англо-американскими союзниками).















