57897 (610649), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В первом крестовом походе приняли участие две противоположные социальные группы, поэтому большинством историков он условно делиться на две части, поход бедноты- как правило это были крестьяне, и поход феодалов. После Клермонского собора среди простого народа появились проповедники, для которых религиозная цель крестового похода сливалась с какими то неясными представлениями об освобождении ,об улучшении участи бедняков, отправлявшихся в крестовый поход .Такие проповедники, как Петр Амьенский ,нашли много приверженцев среди крестьян, доведенных до отчаяния голодом и эксплуатацией. В 1096 г. Массы крестьян ,главным образом из Средней и Северной Франции и из Западной Германии, тронулись со своих мест. Это было безрассудное, гибельное предприятие. Крестьяне были совершенно не готовы к такого рода походу и плохо представляли себе все его трудности. Большая их часть не имела оружия или была вооружена как попало Не было должного довольствия этой крестьянской армии. Продовольствие не редко ей приходилось брать силой у населения тех мест, через которые крестьяне двигались.
Беднота двигалась несколькими отрядами по одному из старых путей пилигримов- по Рейну и по Дунаю на Константинополь. Тем же путем двигались из Германии отряды полуголодных рыцарей-бандитов, думавших только о грабеже и добыче. Они устроили в городах Лотарингии ,на Рейне, в Праге первые в истории средневековой Европы еврейские погромы.
Всем этим отрядам пришлось двигаться через владения венгров, потом через земли болгар. И венгры и болгары нападали на этих пришельцев, грабивших все на своем пути. В результате этих столкновений часть отрядов погибла или разбежались .Отряды бедноты дошли до Константинополя значительно поредевшими.
Конечно, не такой помощи ждал себе с Запада византийский император. Он поспешно переправил крестьян в Малую Азию, где турки их разгромили. Спастись удалось только нескольким тысячам человек, которые в панике бежали обратно в Константинополь.Вместе с ними Петр Амьенский стал дожидаться подхода главных сил.
Безусловно ,отряды феодалов были подготовлены значительно лучше: были лучше вооружены, чем крестьяне, и успели запастись деньгами, распродав часть своих земель. Многие двинулись в поход ,забрав с собой все свое имущество и свои семьи .Главная масса феодалов собралась в Лотарингии. Во главе этого ополчения стояли герцог Нижней Лотарингии Готфрид Бульонский и его брат Болдуин. Из рыцарей Северной Франции, главным образом Нормандии ,составилось ополчение, возглавленное нормандским герцогом Робертом. Предводителем рыцарей из Южной Франции был граф Раймонд Тулузский. Во главе ополчения нормандских княжеств Южной Италии был Боэмунд Таренский. За рыцарскими отрядами двигались огромные толпы, в большинстве, безоружных крестьян. За войском двигались огромные обозы. Все эти отряды представляли собой совершенно самостоятельные единицы. Они не были организационно связаны между собой. Отряды двигались разными путями. Одни пошли по рейнско-дунайской дороге, другие-берегом Адриатического моря, третьи –через Италию, откуда они морем переправлялись на Балканский полуостров.
Весной 1097 г. все эти отряды соединились в Константинополе. Здесь начались столкновения между греками и крестоносцами .Крестоносцы держали себя вызывающе грубо. Утонченной верхушке византийского общества западные рыцари казались варварами ,и они действительно делали все чтобы оправдать эту репутацию.Император Алексей поспешно переправил их в Малую Азию ,предварительно взяв с них вассальную присягу и обязав их вернуть Византии ее прежние владения на Востоке ,которые будут отвоеваны у турок.
В Малой Азии турки непрерывно тревожили отряды крестоносцев. Турки опустошили страну ,так что рыцарям пришлось терпеть голод. Крестоносцы были совершенно не готовы к переходам при палящей жаре. Их тяжелое вооружение накалялось ,люди и кони падали от солнечных ударов.
Крестоносцы пересекли Малую Азию и были дружественно встречены в княжестве Малой Армении ,в Киликии. Тогда же Болдуин и захватил город Эдессу, лежавший на пути из Месопотамии в Сирию и ,чрезвычайно важный по своему стратегическому положению,и основал графство Эдесское. За тем более года было потрачено на осаду Антиохи. Взятие Антиохи сопровождалось дикой резней мусульман. Здесь было основано второе владение крестоносцев- княжество Антиохия, во главе которого стал Боэмунд Таренский. Увлекшись грабежами изахватами ,вожди крестоносцев не спешили к своей предполагаемой цели-Иерусалиму. Только в 1099 г. значительно поредевшее войско крестоносцев достигло Иерусалима и взяло его после ожесточенного штурма. Вслед за этим последовала резня перед которой бледнеет разгром в Антиохи. Архиепископ Вильгельм Тирский , написавшй в конце 12 в. Историю Иерусалимского королевства на основании еще свежих преданий, дал потрясающее описание зверств и жадности крестоносцев при взятии Иерусалима. Чудовищные расправы сменялись религиозными церемониями, после чего они возобновлялись с еще большим ожесточением.
2.4 Образование первых государств крестоносцев на Востоке
После взятия Иерусалима крестоносцы постепенно овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря .При помощи венецианцев ,генуэзцев и пизанцев было захвачено несколько портовых городов.
Так возникло на Востоке ряд крестоносных городов. Крупнейшим из них было королевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии. Первым государем Иерусалимского был Готфрид Бульонский. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства :графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса. В действительности они были совершенно независимы.
В королевствах и в княжествах крестоносцы с точностью воспроизвели феодальную систему господствовавшую на Западе, особенно во Франции. Законы Иерусалимского королевства,или “Иерусалимские ассизы “,известны нам лишь в поздней ,измененной редакции ,записанной в 13 в. На Кипре ,где долго сохранялись политико-юридические порядки Иерусалимского королевства.
“Иерусалимские ассизы “перечисляли ,в каких случаях король имеет право требовать службы от вассалов, ревниво заботясь о том, чтобы королевская власть не превышала своих требований к последним .Королевская власть была ограничена “высокой палатой”- собранием крупных феодалов, без которого король не мог принять ни одного важного решения. В случае нарушения королем прав какого-либо из феодалов все феодалы могли отказать королю в службе. В государствах крестоносцев господствовала феодальная иерархия в том виде, в каком она существовала в Западной Европе. Вся территория была разделена на рыцарские феоды ,обязанные военной службой. Некоторые пришедшие с рыцарями крестьяне были возведены в рыцарские звания и получили рыцарские феоды. Этого требовала защита завоеванной страны и убыль в рядах крестоносцев. Но большей частью крестьяне должны были арендовать землю у рыцарей ,уплачивая за это часть урожая .Церковь завладела огромными земельными площадями и была свободна от налогов и военной службы. Основную массу трудящихся в крестоносных государствах составляло крепостное крестьянство, главным образом из арабов-мусульман, а так же из греческих и сирийских христиан, жестоко эксплуатировавшихся новыми господами. Они должны были отдавать своим новым господам часть урожая и всевозможные промышленные изделия. Повинности не были фиксированы обычаем и зависели от воли господ. Местные крестьяне ненавидели западных феодалов, презиравших их как иноверцев, и не раз оказывали им сопротивление. Так в 1125 г. Вспыхнуло большое крестьянское восстание в районе Бейрута.
3.ВТОРОЙ,ТРЕТИЙ,ЧЕТВЕРТЫЙ,КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
3.1 Духовно-рыцарские ордена
Для усиления обороноспособности христианских государств была предпринята попытка создать единые военные организации, которые смогли бы реально осуществлять функции охраны паломников и границ христианских владений. Для этого во втором десятилетии XII века были созданы (или реформированы) особые военно-монашеские ордены — орден тамплиеров и орден госпитальеров. Рассмотрим этот факт поподробнее:
“Около 1118 года рыцари Гуго Пайенский и Готфрид Сень-Омерский напали на мысль основать религиозное военное товарищество для защиты пилигримов от грабителей и разбойников; они думали, что этим способом их оружие будет всего полезнее употреблено на служении Господу. В союзе с семью другими французскими рыцарями, между прочим, с Андреем, дядей святого Бернарда Клервоского, они основали новый орден, дав при этом патриарху Иерусалимскому, кроме обета целомудрия, бедности и послушания, также и обет борьбы за пилигримов и за Святые места. Своим первым начальником они избрали Гуго Пайенского. Вначале король покрывал большую часть их издержек и дал им даже жилье в своем дворце, вблизи того места, где некогда стоял храм Соломона. По его имени их тотчас назвали храмовниками или тамплиерами, milites Templi, Templari. Вскоре некоторые другие вельможи и в Сирии и в Европе также оказали им свою благосклонность и сделали им подарки, но ни их число, ни их имущество не увеличивалось значительно до тех пор, пока около 1127 года сначала два тамплиера, Андри и Гундермар, а за ними Гуго Пайенский и некоторые другие сочлены товарищества не поехали во Францию. Целью их было как действовать там в интересах ордена, так и вообще вызвать новые вооружения для Востока. Поэтому король Балдуин дал им также убедительное рекомендательное письмо к Бернарду Клервоскому, который тогда пользовался уже великим уважением в самых широких кругах.
На соборе в Труа в январе 1128 года Гуго представил свой орден собравшимся там отцам и просил об определении для него устава. Слово его пало на плодоносную почву, так как его создание, соединявшее военную службу с религиозными делами, как нельзя лучше отвечало духу времени. Святой Бернард с радостью обещал ордену свое сильное покровительство, участвовал сам в составлении устава, примыкавшего к монастырским правилам святого Бенедикта, и позднее, по повторенному желанию Гуго, взялся за перо, чтобы в небольшом сочинении возвеличить заслуги этого нового духовного рыцарства перед светским. Папа и патриарх Иерусалимский утвердили устав ордена, Гуго проехал Францию, Англию и Италию и повсюду нашел самую теплую встречу. Где только он появлялся, люди самых благородных домов спешили вступать в орден или передавали ему богатые владения. Император Лотарь подарил ему часть своего родового владения в графстве Супилинбург; подобным образом поступили Король I Английский, граф Дитрих Фландрский, граф Раймунд-Верен гар Барселонский и многие другие князья и владетели. Бедный орден в короткое время сделался одним из богатейших и уже в 1129 году, вернувшись с великолепной свитой рыцарей и воинов в Сирию, Гуго Паиенский увидел свое дело в самом лучшем состоянии.
С тех пор орден состоял по преимуществу прежде всего из испытанных рыцарей, как необходимо должно было быть по его происхождению. Только они одни носили белую орденскую мантию с красным крестом, который, впрочем, дали им из Рима немного позднее. Священники и капелланы ордена имели подчиненное положение, а прямо служащим классом были оруженосцы и прислуга. Но глава ордена, его магистр (magister Templariorum), скоро занял весьма высокое положение среди высшего класса Иерусалимского государства.
Удивительный успех, которого достиг Гуго Пайеиский, повел за собой полное преобразование в одном более старом религиозном братстве в Святом городе. Уже около 1070 года один богатый амальфиец, по имени Маурус, основал в христианском квартале Иерусалима духовное поселение, из которого выделились мало-помалу мужской монастырь, женский монастырь и, наконец, госпиталь и больница для приема и попечения о бедных и больных западных пилигримах. Но вскоре госпиталь оставил совсем в тени те монастыри, из которых он возник. У него был дом, служивший только его целям, и часовня, посвященная святому Иоанну Милостивому, патриарху Александрийскому. В 1099 году во главе этого учреждения стоял провансалец Герхард, который своей самоотверженной деятельностью для бедных и несчастных приобрел величайшее уважение и через это достиг также благодарнейшего признания Готфрида, короля Балдуина I и папы Пасхалиса. Вскоре в этот госпиталь Иоанна потекли богатые подарки деньгами и имениями; в его владениях в различных землях Европы возникли филиальные дома, и многие благочестивые люди, между прочим знатные люди, под управлением Герхарда посвящали себя смиренному уходу за больными.















