37222 (606922), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Методы прокурорского надзора в зависимости от конкретного направления ОРД имеют свою специфику.
Наиболее характерным основанием для проведения уполномоченными прокурорами проверок исполнения законов в процессе ОРД по предупреждению и обнаружению преступлений являются сведения о нарушениях законности, выявленные при рассмотрении жалоб.
Проводя соответствующую проверку, прокурору необходимо:
- выяснить по установленной регистрации в органе, осуществляющем ОРД, проводятся ли в отношении данного гражданина оперативно- розыскные мероприятия;
- если будет установлено, что мероприятия проводятся, — проверить своевременность и обоснованность заведения соответствующего оперативного дела, наличие законных оснований проведения мероприятий;
- проверить, какие меры приняты по предупреждению преступления;
- выяснить, какие меры приняты по сведениям о других преступлениях, их полноту и законность;
- проверить соблюдение сроков и законность принимаемых решений по материалам;
- решить вопрос о необходимости реагирования и его форме.
Большой объем работы уполномоченного прокурора по осуществлению надзора за законностью ОРД по предупреждению и обнаружению преступлений составляет надзор за розыском без вести пропавших граждан.
Заявление или сообщение о безвестном исчезновении гражданина не равнозначно заявлению, сообщению о совершенном или подготавливаемом преступлении, так как в нем, как правило, нет данных, указывающих на совершение преступления в отношении без вести пропавшего.
При проведении проверок прокуроры должны обращать внимание на следующие обстоятельства:
- проведены ли проверки по учетам задержанных и арестованных, медицинских учреждений, вытрезвителей, приемников-распределителей, спецприемников и других учреждений;
- использовались ли криминалистические учеты, современные методики и средства автоматизированных сравнительных исследований, проверки и сопоставления по неопознанным трупам. При этом нужно иметь в виду, что работники органов внутренних дел при розыске без вести пропавших должны в необходимых случаях использовать возможности автоматизированных информационно-поисковых систем оперативного назначения, функционирующих в ГИЦ МВД;
- ориентированы ли по приметам наряды патрульно-постовой и других служб органов внутренних дел;
- опрошены ли все лица, могущие сообщить представляющие интерес сведения по обстоятельствам безвестного исчезновения (члены семьи, знакомые, соседи, сослуживцы; граждане, с которыми без вести пропавший имел контакты в день исчезновения или незадолго до этого, и т.д.);
- полно ли выяснены при опросах обстоятельства исчезновения; имел ли исчезнувший при себе документы, ценности, деньги; какая одежда была на нем и т.д.;
- осмотрено ли жилище или место последнего пребывания пропавшего без вести;
- произведен ли тщательный осмотр этих объектов, присутствовали ли при этом понятые, участвовали ли в нем нужные специалисты, применялись ли необходимые технические средства;
- направлены ли соответствующие поручения, ориентировки и т.д. в другие территориальные, транспортные органы внутренних дел;
- объявлен ли розыск при наличии имеющихся оснований;
- как выполняются поручения других органов о проведении необходимых мероприятий по розыску без вести пропавших граждан;
- приняты ли решения по заявлениям и сообщениям о без вести пропавших;
- соблюден ли срок принятия решений;
- соответствуют ли принятые решения об отказе в возбуждении уголовного дела материалам проверки;
- заведены ли розыскные дела;
- соблюден ли срок заведения розыскного дела;
- проведены ли необходимые оперативно-розыскные мероприятия, наличие оснований для их проведения и предусмотренного порядка;
- обоснованно ли прекращен розыск.
В соответствии с п. 7 приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 3 мая 2006 г. № 7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок должен:
- ознакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационные документы и статистические сведения, а также иные документы, необходимые для осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;
- давать письменные указания об осуществлении конкретных оперативно-розыскных мероприятий;
- вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, возбуждать в отношении их дисциплинарные производства, использовать иные акты прокурорского реагирования;
- при обнаружении признаков преступления в действиях должностных лиц поднадзорных органов проводить проверку в соответствии с требованиями ст. 174 УПК.
Основные усилия при надзоре за исполнением законов в сфере ОРД прокуроры принимают при раскрытии преступлений и изобличении лиц, их совершивших, органами, осуществляющими эту деятельность.
Успешное раскрытие преступлений, как правило, зависит от тех мероприятий, которые могут проводить органы, осуществляющие ОРД. Хорошо продуманные оперативно-розыскные мероприятия помогают обнаружению орудий совершения преступлений и иных источников вещественных доказательств, похищенных ценностей, выяснению местонахождения важных по делу материалов и документов, выявлению возможных свидетелей, установлению лиц, совершивших преступление, их связей, соучастников преступления и т.д.
При осуществлении надзора за исполнением законов при раскрытии преступлений особого внимания заслуживают следующие вопросы: законность заведения и прекращения дел оперативного учета, соблюдение сроков для заведения этих дел и их ведения, законность проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, их полнота, выполнение поручений следователей.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что не всегда своевременно заводятся дела оперативного учета, в том числе по тяжким и особо тяжким преступлениям, а в некоторых случаях такие дела вообще не заводятся. Имеют место факты необоснованного заведения дел оперативного учета, влекущие не только затраты сил и средств оперативных служб, но и создающие реальные условия для нарушения законных интересов и прав граждан.
Процент раскрываемости преступлений является важным показателем работы оперативных аппаратов. Учитывая это, сотрудники не всегда регистрируют преступления, по которым лица, их совершившие, неизвестны, и не принимают меры к раскрытию.
Бывают случаи, когда оперативные аппараты, располагая достаточными данными о совершенном преступлении, проводят под видом проверки по существу расследование в целях получения «весомых результатов» и сокращения сроков последующего расследования.
Уполномоченный прокурор при каждой проверке должен рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления.
При проверке законности оперативно-розыскных мероприятий по поручениям следователя прокурору необходимо обращать внимание, во- первых, на полноту выполнения поручения; во-вторых, на использование всех предусмотренных законом средств; в-третьих, на своевременность выполнения поручения и направления информации следователю. При этом следует иметь в виду, что ОРД по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, может проводиться без его поручения лишь в одном случае — если преступление не раскрыто. С учетом того, что из года в год увеличивается число лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, местонахождение которых остается неизвестным, большую актуальность приобретает надзор за исполнением законов о розыске этих лиц.
Проверяя законность действий работников органов, осуществляющих ОРД, при проведении розыска скрывшихся обвиняемых, прокурору необходимо выяснить следующие вопросы: заведены ли розыскные дела; своевременность их заведения; своевременность объявления в республиканский розыск; все ли необходимые розыскные действия и оперативно- розыскные мероприятия выполнены и соответствуют ли они требованиям закона; обоснованность прекращения розыска.
Исследование причин и условий нарушения законности в ОРД, обстоятельств, способствующих этим нарушениям, свидетельствует о том, что большинство нарушений совершаются вследствие низкой профессиональной подготовки, а также в связи с недобросовестным отношением исполнителей к своим служебным обязанностям. Исходя из этого, задача прокурора состоит в том, чтобы средствами прокурорского надзора выявлять эти нарушения и принимать такие меры реагирования, которые оказали бы эффективное воздействие не только на исполнителей, но и (по причине отсутствия надлежащего ведомственного контроля) на руководителей соответствующих подразделений, в том числе вышестоящих органов.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища, допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора по мотивированному постановлению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего органа, осуществляющего ОРД.
В случаях возникновения явной угрозы жизни отдельных лиц, а также по заявлению или же с согласия граждан допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании постановления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением прокурора в течение 24 часов.
Другие виды оперативно-розыскных мероприятий осуществляются по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем (заместителем руководителя) органа, осуществляющего ОРД.
Закон предусматривает исчерпывающий перечень оснований и порядок рассмотрения прокурором постановлений органов, осуществляющих ОРД, на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно ст. 14 Закона об ОРД рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан, затрагивающих тайну личной жизни, корреспонденции, телефонных и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи, неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан, а также об осуществлении слухового контроля при проведении оперативно-розыскных мероприятий, о проведении оперативного эксперимента осуществляется Генеральным прокурором, а также прокурорами по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются прокурором незамедлительно.
Прокурору представляется мотивированное постановление органа, осуществляющего ОРД, с обоснованием необходимости проведения оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан. Прокурор вправе потребовать представить ему также иные материалы, касающиеся основания для проведения оперативно- розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По результатам рассмотрения представленных материалов прокурор санкционирует проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем делается отметка в постановлении. Санкционированное прокурором постановление заверяется печатью и выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.
При отказе прокурора в даче санкции на проведение оперативно- розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, орган, осуществляющий ОРД, вправе обратиться по этому же вопросу к вышестоящему прокурору.
При осуществлении надзора за этим видом деятельности прокуроры призваны постоянно иметь в виду такое важное обстоятельство: какой бы сильной, профессионально подготовленной и технически оснащенной ни была служба ОРД (а она, в отличие от следственного аппарата, действительно, неплохо оснащена), она никогда не может обойтись без содействия граждан, общественных организаций и должностных лиц. Но это содействие может быть только на добровольной основе. Поэтому любой случай, когда органы дознания, в особенности служба уголовного розыска, «вербуют помощников» из числа лиц, подозреваемых в совершении преступлений и даже обвиняемых, ценой их освобождения от уголовной ответственности, которая грозит им за содеянное (а такое, к сожалению, еще встречается), должен рассматриваться как грубое нарушение законности.
Осуществление прокурорского надзора за законностью в этой сфере деятельности - дело для нас не только новое, но и непростое. Понадобится какое-то время для выработки наиболее эффективных и действенных форм и приемов. Сегодня же многие следователи сетуют на то, что закон не разрешает им в достаточной мере использовать материалы этой деятельности, влиять на тактику и методику ее проведения.
Закон, равно как и ведомственные акты прокуратуры и органов внутренних дел, не определяет и не предопределяет порядка использования следователями материалов и выводов, к которым пришли оперативно- розыскные органы и службы, а поэтому к ним надо относиться критически. Во всяком случае до тех пор, пока они не будут проверены процессуальным путем.











