37070 (606838), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Срок содержания под стражей исчисляется месяцами, но могут быть приняты во внимание часы и сутки (с учетом времени задержания и времени рассмотрения дела прокурором). Срок заключения течет непрерывно, в него входит и нерабочее время. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, или в последние стуки месяца. Окончание срока ареста может приходиться и на нерабочий день, соответственно, если этот срок истекает в субботу или в воскресенье, то дело необходимо закончить (или продлить срок) до наступления выходных (ст.128 УПК).
Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок лишения свободы, из расчета один день за один день, исправительных работ – один день за три дня (ч.3 ст.72 УК РФ).
4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ-ПОД СТРАЖИ
По действующему закону на стадии расследования уголовного дела лицо может быть освобождено из-под стражи: следователем (дознавателем); прокурором; судом; начальником места содержания под стражей.
Основаниями освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являются:
-
судебное решение, вынесенное в порядке, предусмотренном законом;
-
постановление следователя, органа дознания или прокурора;
-
постановление начальника места содержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, об освобождении указанного подозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного законом срока содержания под стражей (ст.49 № ФЗ № 103)15.
Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи производится начальником места содержания под стражей по получении соответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознания или прокурора (ч.1 ст. 50 ФЗ № 103).
Мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст.97 и 99 УПК РФ (ч.1 ст.110 УПК). Необходимость в применении ареста отпадает тогда, когда исключается полностью возможность, что находясь на свободе, обвиняемый скроется от следствия, продолжит преступную деятельность, либо воспрепятствует ходу расследования (ст.97 УПК); либо принципиально изменяются его личные обстоятельства (ст.99 УПК). В таких случаях возможна полная отмена меры пресечения без избрания другой, более мягкой.
Избрание на более мягкую меру пресечения возможно:
-
когда ранее предъявленное обвинение изменяется на обвинение в совершении преступления небольшой тяжести, в связи с чем невозможно становится заключение под стражу (ч.1 ст.108 УПК);
-
когда поведение обвиняемого и обстоятельства дела свидетельствуют о том, что в заключении под стражу нет необходимости, и можно применить меру, не связанную с лишением свободы.
Соответствует закону замена ареста на залог, который гарантирует выполнение обвиняемым предъявляемых к нему процессуальных требований.
Однако следует учитывать, что арест в настоящее время избирается по судебному решению. Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом (ч.4 ст.110 УПК РФ). Таким образом, если в аресте отпадает необходимость, либо становится возможным замена его на любую другую меру пресечения, следователь должен обратиться с соответствующим ходатайством в суд, который принимал решение об аресте, либо продлевал срок ареста, заручившись также письменным согласием прокурора.
Судья не вправе избирать по делу какую-либо меру пресечения без соответствующего ходатайства следователя. Если следователь ходатайствует о замене ареста на домашний арест, который также избирается по судебному решению, то, безусловно судья вправе решать, назначать домашний арест данному лицу или нет. Если же следователь ходатайствует о замене ареста на подписку о невыезде, то судья не вправе в данном случае отменить арест и назначить иную меру пресечения, кроме подписки о невыезде. Вместе с тем, судья, конечно, вправе вообще отказать в отмене или изменении меры пресечения.
Статья 110 УПК содержит далеко не все основания отмены или изменения меры пресечения – ареста. Следующим основанием надо назвать истечение срока содержания под стражей подозреваемого. Это происходит, когда истекает 10-дневный срок ареста подозреваемого (включая сюда срок задержания на 48 часов плюс 72 часа), обвинение не предъявлено, либо обвинительный акт не составлен. В таких случаях следователь обязан освободить лицо из-под стражи, руководствуясь ст.100 УПК, а дознаватель – ч.3 ст.224 УПК.
Начальник места содержания под стражей обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.
Если по истечении установленного законом срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения не поступило, начальник места содержания под стражей немедленно освобождает его своим постановлением (ч.2-3 ст.50 ФЗ)16.
Истечение 2-месячного срока ареста, либо срока ареста с учетом продления, когда расследование не завершено, и нет оснований для продления срока содержания под стражей. В этом случае следователь обязан своим постановлением освободить обвиняемого из-под стражи, руководствуясь ст.109 УПК в подходящей части, и при наличии к тому оснований избрать более мягкую меру пресечения в соответствии с ч.1-2 ст.110 УПКРФ. Согласие прокурора и судебное решение в данном случае не требуется, так как срок действия избранной по решению суда меры пресечения истек, и судебное решение утратило свою силу.
Если следователь своевременно не совершит указанные действия, то обвиняемый освобождается по постановлению начальника следственного изолятора в связи с истечением срока содержания под стражей на основании ст.49-50 ФЗ № 10317.
Освобождение обвиняемого из-под стражи рассматривается как дисциплинарный проступок следователя и влечет разбирательства и взыскания. Только освобождение из-под стражи в связи с отсутствием события или состава преступления (п.1-2 ч.1 ст.24 УПК), а также в связи с непричастностью обвиняемого (подозреваемого) к совершению преступления (п.1 ч.1 ст.27 УПК) влечет реабилитацию на стадии предварительного расследования (ст.133 УПК).
Уголовная ответственность наступает за заведомо незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст.301 УК РФ), заведомость предполагает наличие прямого умысла в действиях следователя, дознавателя или прокурора, допустивших незаконное задержание или незаконный арест.
Только виновные действия следователя, нарушающие закон, должны влечь дисциплинарную или уголовную ответственность.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процессуальный закон явно недостаточно регламентирует порядок и основания освобождения от ареста. Освобождение из-под стражи – такое же процессуальное действие, как и заключение под стражу, и должно быть закреплено не только, по моему мнению, в федеральном законе о содержании под стражей, который относится в большей степени к уголовно-исполнительному законодательству, но и в процессуальном законе.
5. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБВИНЯЕМОГО (ПОДОЗРЕВАЕМОГО) ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОД СТРАЖУ
Обвиняемый (ст.47 УПК) и подозреваемый (ст.46 УПК) – самостоятельные субъекты уголовного процесса со стороны обвинения. Это разные процессуальные фигуры: с одной стороны, не всякий подозреваемый впоследствии становиться обвиняемым; с другой стороны, в качестве обвиняемого может быть привлечено лицо, ранее не выступавшее в качестве подозреваемого. Хотя процессуальный статус подозреваемого лицо может сохранять достаточно длительное время, если в отношении него возбуждено уголовное дело (п.1 ч.1 ст.46 УПК), но основной субъект уголовного процесса – это все же обвиняемый. Вся система уголовного процесса направлена на то, чтобы установить виновность либо невиновность обвиняемого в совершении преступления. Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию (ч.2 ст.6 УПК РФ).
Процессуальный статус обвиняемого не меняется с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, или обвинительного акта, и до момента вступления приговора в законную силу. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым. Обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, является оправданным (ч.2 ст.47 УПК). Соответственно своему центральному положению в уголовном процессе, обвиняемый наделен обширными процессуальными правами.
Совокупность прав и обязанностей лица, содержащегося под стражей, определяется не только уголовно-процессуальным, но в основном уголовно-исполнительным законодательством. Заключение под стражу является по существу новым образом жизни, и соответственно, как и любой образ жизни, несет в себе множество аспектов, которые нуждаются в правовом регулировании разными отраслями права.
Задачей настоящей работы не является анализ процессуального положения обвиняемого или подозреваемого. Поэтому я рассмотрю лишь те права обвиняемого (подозреваемого), которые имеют непосредственное отношение к применению в качестве меры пресечения заключения под стражу. Эти права обозначены как в ст.47, так и в ст.101, 108 УПК и других. Кроме того. Права лица, содержащегося под стражей, закреплены в Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,от 07.03.2005 N 15-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 25.10.2001 N 14-П).
Прежде всего, давайте с Вами остановимся на праве обвиняемого (подозреваемого) участвовать в судебном заседании при решении вопроса об аресте (п.16 ч.4 ст.47, ч.4 ст.108 УПК). Явка обвиняемого (подозреваемого) в судебное заседание должна быть обеспечена следователем (дознавателем). По какой бы причине обвиняемый ни отсутствовал – пусть он даже скрылся от конвоя по дороге в суд – ходатайство об аресте в его отсутствие не может быть рассмотрено.
Вместе с тем ч.4 ст.108 УПК дозволяет решать вопрос об аресте в отсутствие подозреваемого, кроме того, который задержан. Очевидно, это положение может быть отнесено только к тому лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, который был вызван в суд и не явился.
Закон не поясняет, вправе ли обвиняемый отказаться участвовать в судебном заседании, решающем вопрос об аресте. Поскольку никаких исключений не сделано, то, несмотря на отказ, лицо должно быть доставлено в суд для участия в заседании.
В судебном заседании обвиняемый (подозреваемый) вправе дать свои объяснения по поводу ареста, которые судья обязан выслушать. Аналогичный порядок действует и при продлении срока содержания под стражей.
Постановление судьи о заключении под стражу, о продлении срока содержания под стражей выносится немедленно и объявляется всем участникам заседания. Обвиняемому (подозреваемому) немедленно вручается копия постановления судьи (ч.2 ст.101, ч.8 ст.108 УПК).
Обвиняемый (подозреваемый) имеет право обжаловать постановление судьи о заключении под стражу в течение 3 суток со дня вынесения. Постановление о продлении срока содержания под стражей может быть обжаловано в течение 10 дней. Жалоба подается в вышестоящий суд через суд, вынесший решение. Жалоба может быть подана лицом, содержащимся под стражей, через следователя (дознавателя), через своего защитника, или через администрацию места содержания под стражей. В последнем случае администрация обязана немедленно направить жалобу в суд (ст.126 УПК).
Следователь обязан незамедлительно известить одного из близких родственников обвиняемого (подозреваемого), а при их отсутствии – других родственников о месте или об изменении места его содержания под стражей (ч.12 ст.108 УПК, ч.4 ст.7 ФЗ18). Близкие родственники – супруг, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Родственники – все иные лица, состоящие в родстве (п.4, 37 ст.5 УПК). Уведомление может быть сделано в письменной форме, по телефону или в личной беседе. Сведения о том, когда и в какой форме уведомление было сделано, должны быть отражены в уголовном деле.
Обвиняемый имеет право на свидание с защитником наедине и конфиденциально, без ограничения их числа и продолжительности (п.9 ч.4 ст.47 УПК). Если защитник не участвовал в деле ранее, то, во всяком случае, с момента применения к лицу в качестве меры пресечения заключения под стражу он должен быть допущен к участию в деле (ч.3 ст.49 УПК). Защитник приглашается самим обвиняемым (подозреваемым), или иными лицами, но при этом обязательно наличие поручения или согласия со стороны обвиняемого. По просьбе обвиняемого (подозреваемого) участие защитника обеспечивается следователем (дознавателем).
Свидания предоставляются защитнику администрацией места содержания под стражей при предъявлении следующих документов: удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Если в качестве защитника участвует иное лицо, то свидание с ним предоставляется по предъявлении соответствующего определения или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать (ст.18 ФЗ)19.
Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.
Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно (ч.3 ст. 18 ФЗ)20.
При заключении под стражу обвиняемого (подозреваемого), следователь (дознаватель) обязан проявить заботу о его семье и имуществе. Если остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь (дознаватель) принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения (ч.1 ст.160 УПК). Вместе с тем семейное положение обвиняемого должно учитываться при избрании меры пресечения (ст.99 УПК), и следователю необходимо тщательно убедиться в необходимости содержания под стражей гражданина, который в одиночку воспитывает ребенка, или на попечении которого находятся беспомощные по причине старости или инвалидности родственники. Следователь вправе давать письменные поручения сотрудникам подразделений ОВД по делам несовершеннолетних, участковым уполномоченным о содействии в устройстве судьбы несовершеннолетних детей или престарелых родственников обвиняемого. О принятых мерах уведомляется обвиняемый (подозреваемый) (ч.3 ст.160 УПК).
Следователь (дознаватель) обязан принять меры по обеспечению сохранности имущества и жилища обвиняемого (подозреваемого), заключенного под стражу (ч.2 ст.160 УПК РФ). Если в жилище никого не осталось, квартира опечатывается и передается на ответственность жилищно-коммунальной организации. Право на жилплощадь за лицом, безусловно, сохраняется, независимо от того, собственное у него жилье, коммунальное или служебное.















