36660 (606626), страница 3
Текст из файла (страница 3)
По своему происхождению Перикл принадлежал к афинской аристократии. Он был сыном Ксанфиппа, победителя при Микале, и Агаристы, племянницы знаменитого Клисфена, что давало ему связь по материнской линии с могущественным родом Алкмеонидов. Уже благодаря только происхождению ему заранее был открыт путь к влиянию и широкой политической деятельности.
Начал свою карьеру Перикл воином, а на поприще общественно политической деятельности выступил между 469 и 467гг. до н.э.0 На первых порах он шел рука об руку со своим единомышленником и другом Эфиальтом. А период единоличного управления государством приходится на времена после решительного столкновения вождя демоса с Фукидидом, представителем аристократической партии.
Разногласия между этими виднейшими государственными деятелями возникли по вопросу расходования союзных денег на укрепление и украшение Афин и о положении союзников в Афинском государстве.
Единомышленники Фукидида выступали против перенесения союзной казны в Афины и настаивали на установлении равноправного положения союзников с афинянами.
Перикл же, указывая на достаточную оснащенность Афин всем необходимым для ведения войны, говорил, что афиняне не обязаны отчитываться перед союзниками за использованные деньги, т.к. они сражаются за них и защищают их от варваров. К тому же он стоял за централизацию, за безусловное главенство и господство Афин над союзниками.
Столкновение разрешилось остракизмом. Партия Перикла одержала верх, а Фукидид был вынужден отправиться в изгнание (443-442гг. до н.э.).
Внутренняя борьба в Афинах прекратилась надолго. В течение целых 15 лет Перикл правит Афинами без соперников, как общепризнанный руководитель государства.
Перикла нельзя назвать военным гением: он не совершал блестящих подвигов, но он обладал такими необходимыми для вождя качествами как безупречное личное мужество, опытность, хладнокровное благоразумие и осторожность. К тому же он был хорошо образованным великим оратором – не малых политических успехов он добился благодаря именно ораторскому таланту.0
Говоря о должностях в Афинах, самой важной на тот момент была должность в коллегии 10ти стратегов. Стратеги были не только предводителями войска, они стояли во главе всего военного и морского управления. Они заведовали набором войска, председательствовали в судах по делам о военных преступлениях, наблюдали за гаванями, городскими стенами и укреплениями, за внешней и внутренней безопасностью страны, за налогами и повинностями, имевшими отношение к военным целям, принимали меры относительно подвоза хлебных запасов в Аттику и снабжения города продовольствием. Стратеги представляли Афины во внешних сношениях, заключали перемирия и иногда даже мирные договоры; их попечению предоставлялись нередко лица и города, находившиеся под покровительством Афин, иностранцы, получавшие особые почетные права. Не малым влиянием пользовались стратеги и внутри государства. Осуществляя свои полномочия, они постоянно действовали в согласии с советом и, таким образом, могли влиять на него. Они имели право созывать чрезвычайные народные собрания, их предложения раньше других обсуждались народом.0
Существовала должность «первого стратега» – главы коллегии. Ему обыкновенно поручалось главное начальство над войском, иногда он получал особые, даже чрезвычайные полномочия.
Таким главою коллегии стратегов с особыми полномочиями Перикл был не раз. В течение 15 лет своего полновластия он избирался в стратеги из года в год. Кроме того, его влияние распространялось и на финансовое управление.
С того времени как Перикл стал во главе демоса, политический строй Афин, по словам Аристотеля («Афинская Полития», гл. 27), сделался еще более демократическим. Реформы, осуществленные Периклом, были направлены главным образом к тому, чтобы в суде и управлении фактически, а не формально, участвовал весь народ, а не только богатые горожане.
Наиболее важная реформа Перикла – это введение системы денежного вознаграждения. В древности должности носили почетный характер, и их отправление было безвозмездным. Впервые при Перикле было сделано отступление от этого принципа. Было введено жалование членам гелиэи, совета 500, войску и флоту0, т.е. должностным лицам вообще, кроме стратегов и начальников конницы. При Перикле введены и «зрелищные деньги» – теорикон, которые раздавались в праздник Дионисий, а затем и в другие дни, чтобы дать возможность простому народу посещать театр.
Система денежного вознаграждения была в то время необходима для упрочения и поддержания существовавшего в Афинах строя. Без нее не могло быть действительной демократии, так как простому демосу было трудно противостоять богатым и щедрым аристократам.
Введение вознаграждения за военную службу, преследовало внешнеполитические цели Афин: оно было необходимо для поддержания афинского могущества. Главную силу Афин Перикл видел во флоте, который при нем состоял из 300 триэр, вполне исправных и готовых к действию. Были введены ежегодные маневры, которые продолжались в течение 8 месяцев. Общее число пешего войска при Перикле доходило до такой цифры, которой ранее в Афинах никогда не было – до 29000: из них обязанных к полевой службе и далеким походам было 13000, конница состояла из 1000 всадников и 200 конных стрелков, кроме того, было 1600 пеших стрелков.
Чрезвычайно важной мерой в социальном отношении было основание клерухий, т.е. поселений афинских граждан за пределами Аттики. Поселенцы получали земельные участки в пользование, без права отчуждения (собственником этих участков признавалось государство). Они сохраняли за собою право афинского гражданства, несли повинности наравне с остальными гражданами, продолжали числиться в филах и демах, к которым они принадлежали до переселения. В этом отличие колоний от клерухий. Клерухии основывались и до Перикла, но именно при нем эта мера превратилась в систему.
Переселенцы принадлежали преимущественно к низшим менее состоятельным классам. Таким образом, город очищался от пролетариата.
Клерухии представляли и экономическую пользу: благодаря им поддерживалась торговая связь с отдельными странами. Но еще более клерухии должны были служить опорой афинского могущества. Это были наблюдательные посты, гарнизоны афинских граждан среди местного населения. Такие поселения были образованы на территориях наиболее важных стратегических пунктов: на проливах Босфор и Геллеспонт, во Фракии была основана колония Брея, а в 437 году афинские поселенцы овладели нижним течением Стримона, основав город Амфиполь. Этот пункт имел большое стратегическое значение в борьбе против Фракии и Македонии и торговое по отношению к соседним союзным городам.0
Перикл развернул обширную строительную деятельность, которая имела целью не только украсить Афины, но и дать заработок безработной массе сограждан. При Перикле Афины были украшены великими произведениями Фидия, такими зданиями как Парфенон, Пропилеи.
Для системы денежного вознаграждения, содержания многочисленного флота, поддержания внешнего могущества, для создания великих памятников искусства и широкого развития строительной деятельности, для всего этого требовались большие финансовые средства. Перикл, как нельзя лучше понимал, какую важную роль в государственной жизни играют денежные средства, и он старался увеличить финансовую мощь Афин. Естественно наибольший вклад в государственный бюджет осуществлялся с помощью налогов.
Прямой налог с имущества, эйсфора, в Афинском государстве взимался только в случае крайней необходимости. Поэтому государственное хозяйство основывалось, прежде всего, на косвенных налогах. Кроме фороса (название налога, уплачиваемо союзниками в пользу Афин), доходы Афинского государства состояли из аренды с рудников, с государственных имений и домов, из разного рода пошлин – портовых (на ввозимые и вывозимые товары), рыночных (при сделках и продажах), судебных пошлин и штрафов, из налога на рабов, с некоторых профессий, из сумм, выручаемых при продаже конфискованных имений. Широко были распространены общественные повинности, или литургии, возлагавшихся на богатых землевладельцев, купцов, владельцев ремесленных мастерских. Главным из них были: триэрархия – налог на оснащение и снаряжение государственного военного судна и хорегия – покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, на содержание хоров. Существовал налог в пользу устройства гимнастических игр и состязаний, на содержание их участников – гимнасиархия.0
Все эти источники доходов сделали афинскую казну при Перикле одной из самых богатых за все времена афинской истории.
Расходовать государственные средства в пределах установленной суммы можно было по постановлению народного собрания, а добавочные расходы нуждались в дополнительном законе.
Такой предстает перед нами система государственных органов Афин в период наивысшего расцвета демократии.
Необходимо заметить, что афинская демократия, со всеми ее достоинствами и недостатками, сложилась исторически, была национальным созданием афинского народа, плодом работы целых поколений. Следует сказать, что Перикл явился лишь завершением того, что было заложено еще Солоном, и что получило дальнейшее развитие благодаря историческим условиям и таким деятелям как Клисфен, Фемистокл, Эфиальт.
Время Перикла – кульминационный период в истории возникновения, становления, и развития афинской демократии. Хотя он и избрал путь «умеренного демократа», все же благодаря именно его усилиям демократический режим добивается господства во всех сферах жизни афинских граждан.
Незадолго до Пелопоннесской войны появляется крайняя демократическая партия, намеренная взять демократическое движение под свой контроль, обвиняя Перикла в недостаточности его политики и оставляя, таким образом, его «вне игры». К тому же против Перикла поднимается оппозиция снизу, из рядов тех общественных слоев, которые некогда служили ему главной опорой, вождем которых он был сам.
Так, шаг за шагом падает политическое влияние Перикла, а вместе с ним падает и господство демократии в Афинах, что станет первым предвестником политического кризиса, а за тем и упадка всего государства.
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ
После изгнание царя этрусской династии в Риме устанавливается Республика. Во главе государства стояли два консула. Высшая власть принадлежала комициям, по-прежнему функционировал совет старейшин – сенат. Консулами первого года республики традиция называет Луция Юния Брута и Публия Валерия Попликолу.
Важнейшим этапом в истории Рима, когда он действительно приобретает все атрибуты государства, является борьба патрициев и плебеев.
В основе борьбы между патрициями и плебеями лежит борьба за землю. Уже на ранних ступенях развития в Риме имело место сосредоточение земли в руках патрициев. Ход борьбы традиция изображает таким образом. Плебеи, недовольные притеснением патрициев, отказались вступить в поход против эквов и удалились на Священную гору. Тогда патриции вынуждены были пойти на уступки, и согласились с тем, чтобы плебеи ежегодно избирали своих представителей, народных трибунов, основной задачей которых была защита плебеев от произвола патрицианских магистратов. К тому же результатом этой борьбы явилось и появление писаных законов – законы Двенадцати таблиц хотя и представляли собой запись обычного права, но в дальнейшем сыграют далеко не последнюю роль в развитии Римского государства.0
Завершать историю борьбы патрициев и плебеев принято законом Гортензия, по которому с 287г. до н.э. решения плебса по трибам получали силу закона и не требовали последующего одобрения сената.0
Политический строй Рима V–IV вв. до н.э. характеризуется укреплением республиканского строя и борьбой плебеев за его демократизацию. Но, не смотря на успехи плебса, государственный строй в основе своей продолжал оставаться аристократическим.
Каковы же были основные органы государства?
Во-первых, это конечно, народные собрания. Римская община имела три вида народных собраний: куриатные, центуриатные и трибутные комиции.0
Куриатные комиции потеряли свое значение еще к началу Республики. За ними сохранялось разрешение некоторых вопросов семейного права – усыновление и утверждение завещаний, а также наделение высшей властью магистратов (хотя это было ни чем иным, как формальным обрядом).
Центуриатные комиции, созывавшиеся высшими магистратами (консулами, диктаторами, преторами) продолжали собираться по цетуриям, как это было установлено реформой Сервия Туллия. Собрание созывалось за чертой города, на Марсовом поле. Голосование проходило по цетуриям, причем каждая центурия имела один голос. Решение центуиатных комиций было законом, который входил в силу лишь после одобрения его сенатом. Но в результате ряда законов решения комиций освобождаются от этого обязательного сенаторского одобрения. После закона Гортензия законодательная деятельность отходит постепенно к трибутным комициям, и только вопросы войны и мира рассматривались всегда центуриатными комициями.
С середины V в. до н.э. приобретали значение собрания по трибам – трибутные комиции. Первоначально в них участвовали только плебеи, собиравшиеся по трибам для выбора плебейских магистратов. Впоследствии наряду с плебейскими собраниями созывались по трибам собрания всех граждан.
В древности трибутные комиции избирали лишь низших магистратов, но с течением времени их роль в законодательной деятельности республики увеличилась, особенно после закона Гортензия 287 г. до н.э. Трибутные комиции собирались в разных местах: на Форуме, на Капитолии, иногда за городом. Право созывать и председательствовать на них имели право: консул, диктатор, претор и эдил или народный трибун. Голосование проходило по трибам. Во внимание принимался голос отдельной трибы. Если за предложение высказывалось 18 триб, то оно становилось законом, т.к. всего триб было 35.
На народных собраниях происходили выборы магистратов и разрешались лишь важнейшие вопросы. Порядок проведения заседаний исключал возможность всестороннего обсуждения вопросов. Сфера компетенций различных видов народного собрания не была точно разграничена. Благодаря этому непосредственное влияние народа на политическую жизнь было ограничено. Римские граждане, в сущности, были лишены политической инициативы, т.к. на народных собраниях решали только те вопросы, которые поднимали собравшие их магистраты. Вопросы текущей политической жизни разрешались магистратами и сенатом.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). Магистрат стоит над народом, и вместе с народом он является носителем государственного величия. Оскорбление его приравнивалось к оскорблению величия римского народа. Во время пребывания на своей должности магистрат не может быть привлечён к ответственности и не может быть смещен. Исполнение обязанностей магистрата – не служба, а honor – честь, почет. Все магистратуры были безвозмездными, выборными, срочными (кроме цензора, все ординарные магистраты избирались на один год), кроме диктатуры, все были коллегиальными (каждый член коллегии работал самостоятельно в пределах отведенных ему полномочий и, если был не согласен с решением своего коллеги, он мог наложить на него veto).
Власть магистратов (империй, империум) подразделялась на высшую и общую. Высший империй означал: наличие военной власти, право заключать перемирие, издавать приказы и принуждать их к исполнению, право созывать сенат, народное собрание, председательствовать на их заседаниях, право суда и назначение наказания. Общий империй принадлежал всем магистратам и предполагал наличие права отдавать распоряжения и налагать штраф за их невыполнение.
К числу ординарных магистратур относились консулы. Первоначально два консула являлись единственными выборными магистратами, которым принадлежала вся полнота власти. После появления других выборных должностных лиц консулы остаются высшими магистратами, им принадлежит высшая гражданская власть, а во время войны они командуют армиями. По законам Лициния и Секстия (367г. до н.э.) один консул стал избираться из плебеев. Консулы выбирались центуриатными комициями. Вне Рима консул имел неограниченные полномочия во всех отношениях, включая вопросы жизни и смерти римских граждан, между тем как в городе права консулов ограничивались определенными нормами. У консулов был большой империй с правом выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если был вынесен в Риме, и без права обжалования, если за его пределами.















