36131 (606317), страница 3
Текст из файла (страница 3)
а) путём собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует её по прямому назначению – художник передаёт написанную им картину в музей или отчуждает её в пользу другого лица);
б) юридических действий – передача вещи в залог, дарение, продажа, путём предъявления требования к обязанному лицу вернуть принадлежащую вещь;
в) посредством притязания – обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права (если должник не возвращает кредитору долг добровольно по условиям договора)20.
В соответствии с действующим законодательством органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, должностные лица в рамках своих полномочий также осуществляют юридические права, реализация которых имеет свои особенности. При этом осуществление данных правомочий не должно противоречить их правовому статусу, закрепленному действующим законодательством. Тем не менее осуществление правомочий должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями значительно отличается от использования прав гражданами, так как это является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).
1.3 Применение права
Соотношение понятий применения права и реализации права не находит единого отражения в юридической литературе. Применение права – наиболее сложная форма реализации правовых норм21, мнения авторов относительно природы данного явления неоднозначны. В одних источниках правопримение охарактеризовано как способ осуществления права, принципиально отличающийся от реализации права юридической природой, назначением, субъектным составом, местом и ролью в механизме действия права22, в других – применение права рассматривается как особая форма его реализации23. В своей курсовой работе я буду придерживаться первой точки зрения и исследую вопрос юридической природы применения права, его соотношения с реализацией права и специфических особенностей, отличающих данную деятельность от форм реализации права.
Правоприменение – это властная деятельность органов государства, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов. Данный признак указывает на два обстоятельства:
Субъектами применения права выступают преимущественно (или исключительно) государственные органы и их должностные лица, а в ряде случаев объединения граждан (и даже отдельные граждане).
Применение права носит властный характер. Это означает, что правоприменительные органы наделяются государственно-властными полномочиями, их решения обязательны для всех, кому они адресованы, обеспечиваются принудительной силой. Властность – существенный отличительный признак применения права.
Властный характер правоприменительных органов следует отличать от властных действий граждан и их объединений. Это и реализация права на выдвижение кандидатов в депутаты, участие в референдуме, совершение гражданами односторонних сделок, реализация ими права на забастовку и др. Властный характер подобных акций граждан является безусловным. Решение, принятое, например, гражданами по месту жительства о выдвижении конкретных лиц кандидатами в депутаты, подлежит (при отсутствии нарушений закона) безусловному осуществлению избирательными комиссиями (комиссиями по проведению референдума). Не меняет дела то обстоятельство, что такое решение подлежит последующему утверждению (окружной избирательной комиссией).
В то же время природа властных действий граждан в отличие от деятельности должностных лиц государства, применяющих право, несколько отлична. Если граждане преследуют собственные интересы, то должностное лицо действует исключительно для того, чтобы обеспечить (удовлетворить) интересы граждан, их объединений. Иного (чем этого публичного) интереса у правоприменителя нет. Из этого вытекает, что властный характер применения права определяется тем, что правоприменение призвано обеспечить, гарантировать права и интересы граждан, подтверждая наличие у них субъективных прав, способствуя их реализации, либо устраняя препятствия к их реализации, и, в этой связи, защищая эти права, либо восстанавливая их вследствие нарушения. Различны также средства, механизмы осуществления такого рода действий.
Главная отличительная особенность применения права заключается в том, что оно носит организующий характер, совершается в интересах других лиц и направлено на обеспечение хода правового регулирования правового поведения граждан и организаций (эта особенность наиболее точно подмечена проф. П.Е. Недбайло, одним из наиболее признанных авторитетов в исследовании данной проблемы). Назначение правоприменения, следовательно, сводится к тому, что оно выступает вслед за правом (общим правовым регулированием) средством индивидуальной правовой регуляции поведения. Властные правоприменительные действия, вклиниваясь в механизм правового регулирования, конкретизировано подкрепляют властность юридических норм, индивидуально регулируют общественные отношения и тем самым обеспечивают достижение целей правового регулирования. Наверное, поэтому С.С.Алексеев утверждал, что применение права есть нечто большее, чем это вытекает из самого термина. Оно означает собой властную индивидуально-правовую деятельность, целью которой является организация нормального процесса действия права, принятие актов, необходимых для обеспечения общего нормативно-юридического регулирования общественных отношений, обеспечения поведения участников этих отношений сообразно правовым предписаниям.
Выступая в качестве средства индивидуально-правового регулирования, применение права служит тем основанием (юридическим фактом), с которым нормы права связывают возникновение (изменение, прекращение) правоотношений между гражданами, организациями, объединениями граждан и государством. Например, на основании судебного решения возникает право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (ГПК ст.262 п.1 п.п.6). Необходимость в правоприменении проявляется всякий раз, когда без организующих действий государственных органов такие правоотношения не могут возникнуть. Без такого индивидуального регулятора в целом ряде случаев не могут быть достигнуты цели и задачи общего нормативного регулирования, а значит, не могут быть реализованы вытекающие из закона права и обязанности граждан. Правоприменение обеспечивает, обслуживает реализацию права, и в этом состоит его основное предназначение в механизме действия права.24
Применение права носит индивидуально-правовой характер. Правоприменение, т.е. конкретизация права применительно к конкретному случаю – подведение частного случая, факта под общую норму права. В этом смысле правоприменение выступает своего рода проводником перевода общих нормативных требований закона в фактическое поведение субъектов в тех случаях, когда субъекты по каким-либо причинам не могут (или не хотят) осуществить предоставленные им законом субъективные права и юридические обязанности. Правоприменение связывает общую абстрактную норму права с персонально определённым субъектом, конкретно определёнными фактами и обстоятельствами, благодаря чему закон получает мощный импульс к реализации.
Применение права всегда связано с вынесением специального решения (акта применения) в специально установленной форме. Например, обязательными являются требования к содержанию решения суда (ГПК ст.198); требования, предъявлявляемые к форме свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 439, Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 14 октября 2004г. N 09-0-10/4080@ об использовании бланков свидетельства, применяемых при регистрации и учёте физических и юридических лиц,).
Верно подмечено, что там, где нет решения, выраженного в специальном правовом акте, там нет и применения права.
Применение права осуществляется в пределах, предусмотренных законом, и соответствующих ему процессуальных формах. Применение права имеет чётко очерченные законом сферы распространения. Как вид государственной деятельности, правоприменение может иметь место только в тех случаях, которые прямо оговорены законом. Например, принятие судом решения (Конституция РФ Гл.7 ст.120 п.2).
Это исключает произвольное, по своему усмотрению, «вклинивание» применения права в процесс реализации права. На практике подобное имеет довольно широкое распространение и всегда связано с ущемлением прав и законных интересов граждан и их объединений. Придание правоприменительной деятельности специфической юридической формы имеет важное значение. Так, правоприменительная деятельность судебных органов может осуществляться только в форме правосудия, а в зависимости от рассматриваемых дел – в форме гражданского, уголовного, административного и конституционного судопроизводства (П.3 ст.1 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.N 1-ФКЗ).
Юридическая деятельность невозможна без такого рода процессуальных форм. Это распространяется на все виды применения права.
Таким образом, применение права – это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм.
Глава 2: Проблемы в реализации права
Одной из наиболее сложных сторон современного общества является реализация законных прав и свобод граждан. Проблемы в реализации возникают в различных отраслях права: гражданском, трудовом, жилищном, семейном, земельном, налоговом и др. Субъекты права сталкиваются с проблемами на пути к реализации своих прав в различных правовых сферах и ситуациях. Однако, проанализировав теоретические аспекты реализации права и практический опыт в данной области, можно сделать вывод, что реализация одних видов прав является более сложной и проблематичной, чем реализация других. На мой взгляд, это определяется в первую очередь существующими на сегодняшний день пережитками в обществе и государстве, недостаточным соответствием норм, продиктованных законодателем, с действительной ситуацией в государстве, с общественными устоями и настроениями. Причины такого несоответствия могут носить различный характер: от отсутствия возможности государственных органов учитывать все моменты сложившейся в обществе системы до расстановки приоритетов в пользу внешней политики, авторитета государства на международной арене, выполнения государственных планов в ущерб вышеуказанной проблеме. Данная ситуация является и закономерной: абсолютное отражение перемен, необходимых обществу, в законодательстве, не представляется возможным.
Уже в работах древнегреческих мыслителей, в высказываниях римских юристов отмечалось, что «закон никогда не может с точностью и вполне обнять превосходнейшее и справедливейшее, чтобы предписать всем наилучшее». В понимании Платона, «всё относящееся к законодательству никоим образом и никогда ещё не было так выработано правильно до конца». По Аристотелю, «недостатки писаного закона допускаются иногда сознательно, если нельзя дать какие-либо предписания относительно данного случая; в других случаях, против его (закона) воли, когда такие предписания ускользают от его внимания» 25.
Построение демократического государства окончательно не разрешает этот вопрос, а лишь способствует формированию у законодателя наиболее объективного представления о существующей обстановке в обществе, которым он может руководствоваться при принятии нормативно-правовых актов. Устранение пробелов в праве также окончательно не разрешает проблем, возникающих при реализации гражданами своих прав. Проблемы реализации права, столь часто возникающие в современном обществе, имеют очень широкое распространение и вызваны не только по причине появления таких пробелов законодательства. Основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане Российской Федерации при реализации своих законных прав, на мой взгляд, являются бюрократизм, коррупция, социальное и имущественное неравенство, расслоение общества на «бедных и богатых», низкий уровень пенсий, зарплат, социальных выплат, недостаточное финансирование государством отдельных сфер общественной жизни, изначально установленные сложности в реализации правовых норм, пробелы в законодательстве, недостаточная правовая компетенция граждан. Данные проблемы имеют общеизвестное значение, что усложняет существующий в обществе подход к реализации отдельных прав. Осведомлённый о существующих проблемах, иногда гражданин сознательно отказывается от реализации того или иного права, принадлежащего ему на основании закона. Отказываясь отстаивать свою точку зрения, человек лишает себя имущественного или личного неимущественного права, оказывается ущемлённым в своих правах, а следовательно ему не будет принадлежать то, что принадлежит по закону. Таким образом, отказываясь преодолевать трудности, возникающие при реализации права, гражданин отрицает своё участие в демократической жизни, что будет способствовать ещё большему несоответствию правовых норм, указанных в законодательных актах, с действительностью, существующей в обществе и государстве.
Реализация любого права имеет свои нормативные особенности, закреплённые в соответствующих актах. Проблемы в реализации того или иного права могут быть обусловлены недостатками в правовом урегулировании, пробелами в праве, но всегда носят специфический характер, в зависимости от особенностей субъекта, реализующего право, специфики сложившейся жизненной ситуации и внешних обстоятельств. Наиболее часто сложности при осуществлении прав имеют место в гражданских, земельных, налоговых, жилищных, семейных, правоотношениях. Отдельного рассмотрения требуют проблемы, возникающие в сфере реализации прав на образование, например, права граждан на получение впервые бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования. В государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов на конкурсной основе (п.7 ст.50 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»). Реализация данного права осуществляется в форме использования т.е. гражданин может сделать выбор: воспользоваться данным правом или нет. Распространённой является ситуация, когда гражданин реализует данное право, но не получает ожидаемого правового результата. Например, выпускник, окончивший школу, желает поступить в ВУЗ на бесплатное обучение на конкурсной основе, проходит задание, однако в списках поступивших не находит своей фамилии. Казалось бы, это свидетельствует о том, что он не набрал необходимого балла, но причина может также скрываться и в том, что была проведена фальсификация результатов заданий. Так, это право на бесплатное образование может «не работать». Как в этом случае гражданину отстоять своё право? Закон не предусматривает чёткого механизма защиты права в данной ситуации. Существующий механизм подачи апелляции на решение комиссии работает недостаточно слаженно и не гарантирует защиту прав обучающихся. Проблема поступающих в ВУЗ-ы, на мой взгляд, в современном обществе, является очень распространённой. В основе её лежат материальные побуждения. Бесплатное обучение осуществляется за счёт средств федерального бюджета, иногда – бюджета субъекта РФ, и объёмы приёма обучающихся финансируются из этих источников. Причинами фальсификации результатов конкурса могут являться коррупция, социальное вознаграждение. Но данный вопрос пока остаётся законодательно недостаточно урегулированным: эта ситуация происходит в рамках одного учреждения и носит скрытый характер.
Урегулировать данный вопрос возможно путём принятия дополнительных, подзаконных правовых актов, либо путём внесения изменений и дополнений в существующие законы, либо принятием новых законов, предусматривающих чёткие отработанные механизмы защиты прав обучающегося, поступающего в учебное учреждение. Необходимо осуществлять такие механизмы с привлечением независимых экспертов, а также применяя принципиально новые подходы к данной деятельности. Например, ввести применение компьютерной техники, исключающей влияние человеческого фактора при анализе результатов сдачи вступительных экзаменов. Таким образом, на мой взгляд, целесообразно было бы разработать и принять подзаконный нормативно-правовой акт (например, постановление правительства) который устанавливает процедуру проверки результатов заданий путём использования компьютерной техники, обеспечивающей быструю и объективную оценку ответов на поставленные задания. Такая процедура могла бы также включать в себя привлечение независимых экспертов в необходимых случаях. Однако реализация этих мер должна быть надлежащим образом профинансирована: бюджет государства должен предусматрировать данные расходы.















