36074 (606294), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Конвенции 1951, являющихся ее неотъемлемой частью. Однако положение иностранца, не пользующегося защитой страны своей гражданской принадлежности, на территории чужого государства ставит его в неравное положение, как с гражданами этой страны, так и с иностранцами, легально пребывающими на его территории. Для предотвращения подобной дискриминации беженцы должны быть обеспечены равными правами и свободами, по крайней мере, в равном объеме с гражданами страны убежища или, по крайней мере, с другими иностранцами, проживающими на территории государства убежища. Отказ от каких-либо форм дискриминации прямо утверждается в статье 3 конвенции 1951 г.
Важным принципом в защите беженцев, которым в гуманитарных целях руководствуется УВКБ ООН, является всемирная помощь воссоединению семей беженцев0.
Одним из важнейших прав беженца является возможность свободного обращения в суды на территории всех стран – участниц Конвенции 1951 г. При этом на территории страны обычного местожительства беженца, при обращении в суд он пользуются тем же положением, что и граждане этой страны. В прочих странах беженцу предоставляется то же положение, что и гражданам страны его обычного места жительства.
Социальное попечение является сферой действия национального законодательства, и поэтому его стандарты не могут быть регламентированы международными соглашениями. Однако в соответствие с принципом отказа от каких-либо форм дискриминации беженцы, законно проживающие на территории государства, имеют право на социальное попечение в размерах, предусмотренных, как правило, для граждан страны проживания. В частности, глава IV Конвенции 1951 г. определяет, что беженцы имеют право:
-
на применение системы пайков наравне с гражданами страны, где существует система распределения дефицитных продуктов;
-
на решение жилищного вопроса в положении не менее благоприятном, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах;
-
на начальное образование наравне с гражданами страны пребывания и положение не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы в отношении других видов образования;
-
признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней; освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий;
-
на то же положение, что и граждане страны проживания в отношении вознаграждения за труд и условий труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня, возраст работающих по найму и т.д.), социального обеспечения с учетом национального законодательства (например, при сочетании солидарной и накопительной пенсионной системы, при котором беженцы будут получать пенсии меньшего размера).
Конвенция также гарантирует беженцам защиту их авторских и промышленных прав (статья 14) в объеме и порядке, предусмотренном для граждан страны, где им предоставлено убежище. Прочие страны – участник Конвенции, предоставляют такую защиту в соответствие с правом страны обычного местожительства беженца. Уравнение беженцев в правах с другими иностранцами, легально пребывающими на территории государства, определяет наличие у беженца достаточно обширной суммы прав и обязанностей. Их определению посвящена значительная часть Конвенции 1951 года (главы II - V).
Согласно статье 12 Конвенции личный статус беженца определяется законами страны его домициля (страны законного проживания) или, если такового не имеется, законами страны его проживания. При этом ранее приобретенные беженцем права, связанные с его личным статусом (в частности связанные с браком) признаются государством убежища, при условии, что они признаются законами этого государства в отношении не беженцев.
В отношении имущественных прав беженцев, как на движимое, так и недвижимое имущество, включая арендные и иные договора, государства – участники Конвенции 1951 г. обязываются предоставлять беженцам права не менее благоприятное, чем то, каким при тех же обстоятельствах обычно пользуются иностранцы.
Беженцы, согласно статье 15 Конвенции, наравне с иными иностранцами имеют право создания ассоциаций, не имеющих политического характера и не преследующих целей извлечения выгоды (некоммерческих объединений), а также профессиональных союзов.
Важным моментом при решении проблем беженцев является вопрос об их самообеспечении, т.е. вопрос опоиске ими занятий, приносящих им доход – работы по найму или создание собственных предприятий.
Беженцы имеют право на самостоятельное занятие сельским хозяйством, промышленность, ремеслами и торговлей, а также права учреждать торговые и промышленные товарищества в условиях не менее благоприятных, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах0.
В определенных случаях, например, при массовом притоке беженцев, страны убежища могут ограничивать определенные права, такие как свобода передвижения, свобода в поиске работы или право на должное школьное образование для всех детей. В таких случаях, когда у правительства страны убежища или у других учреждений нет никаких других ресурсов, УВКБ ООН оказывает помощь беженцам и другим лицам, подпадающим под его компетенцию, которые не могут удовлетворить свои основные потребности. Оказываемая помощь может быть в форме финансовых грантов, продовольствия или такого оборудования, как кухонная утварь, инструмент, средства гигиены и крыша над головой. Помощь можетоказываться и в виде программ по созданию школ или клиник для беженцев, которые живут в лагере или сосредоточены в сообществах.
Административные меры, которые страна убежища может применять в отношении беженцев, законно проживающих на его территории, в основном определяются принципом non-refoulement. Они, прежде всего, касаются отказа стран-участниц Конвенции от принудительного возвращения и высылки беженцев и всех лиц, ищущих убежища в страну, где им угрожает преследование, освобождения беженцев от наказания за незаконный въезд в страну (статьи 31-33 Конвенции 1951 г.), а также выдачи удостоверений личности и проездных документов (статьи 27-28 и комментарии к Конвенции 1951 г.).
В дополнение к этим правам государства – участники Конвенции о статусе беженцев обязуются:
-
оказывать проживающим на их территории беженцам помощь в тех случаях, когда им требуется содействие иностранного государства, к которому они не могут обратиться;
-
предоставлять беженцам право выбора места проживания и свободного передвижения в пределах его территории при условии соблюдения всех правил, обычно применяемых к иностранцам в тех же обстоятельствах;
-
не облагать беженцев налогами и сборами, кроме и выше тех, которые при аналогичных условиях взимаются и могут взиматься с собственных граждан;
-
разрешить беженцам вывоз имущества, привезенного ими с собой на их территорию, в другую страну, в которую им предоставлено право въезда.
Наконец, в соответствии со статьей 34 Конвенции 1951 г. государства – участники Конвенции обязуются делать все от них зависящее для ускорения делопроизводства по натурализации и возможного уменьшения связанных с ним сборов и расходов для облегчения натурализации и ассимиляции беженцев.
Очевидно, что правовое положение беженцев и лиц, ищущих убежище, подразумевает наличие не только прав, но и обязанностей в отношении принимающего их государства. Они лаконично определены в статье 2 Конвенции о статусе беженцев0.
Нарушение этих норм, в частности совершение преступного деяния, может повлечь за собой не только уголовную ответственность, но и возможность депортации.
2.2. Признание человека беженцем
Исходя из определения беженца (Статья 1 раздел А пункт 2) можно выделить следующие положения, соответствие которым позволяет признать человека беженцем – включить его в действие Конвенции (отсюда – «положения о включении»):
-
вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования
-
по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений
-
находящийся вне страны своей гражданской принадлежности
-
невозможность воспользоваться вследствие таких опасений или нежелания пользоваться защитой страны гражданской принадлежности
-
отсутствие определенного гражданства и нахождение вне страны своего прежнего обычного места жительства.
-
«Вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований».
Фраза «вполне обоснованные опасения стать жертвой пре следований» является ключевой в определении. Термин «вполне обоснованные опасения» содержит субъективный («опасения») и объективные («вполне обоснованные», «жертвой преследования») элементы. При определении, действительно ли вполне обоснованные опасения имеют место, все эти элементы должны быть приняты во внимание0.
Источником субъективной информации является изложение существа дела заявителем, его взгляд на события своей жизни, которые привели его в ситуацию беженца. Объективный элемент складывается из информации о стране происхождения, имеющихся документальных свидетельств и другой информации, которая может быть сопоставлена с субъективной составляющей дела.
Опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад. Эти соображения не должны обязательно основываться на личном опыте просителя. То, что, например, случилось с его друзьями, родственниками и другими членами той же расовой или социальной группы, может быть свидетельством того, что его опасения стать рано или поздно жертвой преследований вполне обоснованы. Законы страны происхождения, и особенно способы их применения, могут также иметь отношение к делу.
При индивидуальном установлении статуса беженца, лицо, ходатайствующее о получении статуса беженца, должно указать убедительную причину, почему оно лично опасается стать жертвой преследований. Этого не требуется в ситуациях, когда под давлением обстоятельств перемещаются целые группы людей, каждый член которых может индивидуально рассматриваться как беженец. В таких ситуациях возникает необходимость оказания чрезвычайно срочной помощи, и невозможно по чисто практическим причинам выносить индивидуальное определение статуса беженца для каждого члена группы. Поэтому в подобных ситуациях используется «групповое определение» статуса беженцев, в соответствии с которым каждый член группы рассматривается prima facie («на первый взгляд», т.е. при отсутствии очевидности обратного) как беженец.
Общепризнанного определения понятия «преследования» до сих пор не существует. Из статьи 33
Конвенции 1951 года можно сделать вывод, что угроза жизни и свободе по причине расы, религии, национальности, политических убеждений или принадлежности к какой-либо социальной группе всегда является преследованием.
Различия в обращении с различными группами действительно существуют в той или иной степени во многих странах. Лица, которые сталкиваются с такими различиями, не обязательно являются жертвами преследований. Только при определенных обстоятельствах эта дискриминация равносильна преследованиям.
Например, тогда, когда дискриминационные меры приводят к последствиям, наносящим существенный ущерб данным лицам (серьезные ограничения в праве зарабатывать на жизнь, отправлять религиозные обряды, в доступе к существующим возможностям в области образования и т.п.).
Преследования следует отличать от наказаний за обычные нарушения закона в соответствии с обычным правом. Лица, спасающиеся от преследования или наказания за такие нарушения, как правило, не являются беженцами. Следует напомнить, что беженец - это жертва, или потенциальная жертва несправедливости, а не лицо, скрывающееся от правосудия. Чаще не закон, а способы его применения являются дискриминационными.
Судебное преследование за нарушение «общественного порядка», например, распространение памфлетов, может быть мотивом для преследования личности по причине политического содержания данной публикации.
Преследования обычно относятся к действиям властей страны. Они могут также исходить от части населения, не уважающей порядок, установленный законами данной страны. Таким случаем может быть религиозная нетерпимость, равносильная преследо значительные группы населения не уважают веру своих ближних. Там, где серьезные дискриминационные или унижающие достоинство действия осуществляются местным населением, таковые могут рассматриваться как преследования, если известно, что власти относятся к этому терпимо, или если власти отказываются или не способны обеспечить эффективную защиту.
2) По признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений
Понятие «раса» в данном случае должно рассматриваться в самом широком смысле, включая все виды этнических групп, именуемых «расами» в общепринятом значении. Нередко это связано с принадлежностью к какой-либо специфической социальной группе общего происхождения, образующей меньшинство среди данного населения.
Преследование по «религиозному признаку» может принимать различные формы, например, в виде запрещения быть членом религиозных общин, исповедовать религию тайно или публично, отправлять религиозные обряды, или же в виде принятия серьезных дискриминационных мер к лицам, потому что они исповедают свою религию или принадлежат к определенной религиозной общине.
Понятие «национальность» в данном контексте не должно пониматься лишь как «гражданство». Оно включает в себя принадлежность к этнической или языковой группе и может иногда совпадать с понятием
Принадлежность к определенной социальной группе «Определенная социальная группа» обычно включает в себя лиц одинакового происхождения, привычек и социального статуса.
Наличие иных политических убеждений, отличных от тех, которые разделяются правительством, само по себе не является основанием для ходатайства о предоставлении статуса беженца.
3) «Находящийся вне страны своей гражданской принадлежности»















