32826 (605247), страница 2
Текст из файла (страница 2)
При производстве предварительного следствия по делу о применении принудительных мер медицинского характера, как и по любому другому делу, подлежит доказыванию время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния; совершено ли деяние, запрещенное законом, данным лицом; характер и размер вреда, причиненного деянием. При этом указанные обстоятельства могут устанавливаться только с помощью доказательств, признанных таковыми уголовно-процессуальным законом (ст.74 УПК). Органами предварительного расследования могут производиться допросы свидетелей, потерпевших, у подозреваемого в совершении деяния лица может изыматься одежда, в отношении него может быть произведено медицинское освидетельствование, назначена судебно-медицинская экспертиза и т.д.
Обстоятельства, подлежащие доказыванию, перечисленные в п.4 и 5 ч.2 статьи 434, являются специфичными. Они характерны только для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Наличие у лица психического расстройства в прошлом, в момент совершения деяния, во время производства по делу или в период исполнения приговора, степень и характер психического расстройства, насколько оно опасно для самого лица и других лиц либо возможности причинения иного существенного вреда, может быть установлено только при наличии специальных познаний и исследовании этих вопросов экспертами-психиатрами.
Обязательным условием предварительного расследования является проведение судебно-психиатрической экспертизы лицу, совершившему общественно опасное деяние. Выводы экспертов-психиатров имеют большое значение для дальнейшего определения судьбы дела и лица, в отношении которого экспертиза проводится, поэтому, если следователь признает необходимым назначение судебно-психиатрической экспертизы, а назначение экспертизы является обязательным для установления психического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве (п.3 ст.196 УПК), он выносит постановление в порядке, предусмотренном ст.195 УПК РФ.
В постановлении ставятся вопросы, связанные с наличием у лица психического расстройства и степенью его опасности для общества. Следует отметить, что судебно-психиатрическая экспертиза, как правило, назначается после проведения достаточных следственных действий, которые давали бы право следователю усомниться во вменяемости лица или его способности самостоятельно защищать свои права (например, неадекватность действий, странность в рассуждениях, сведения о психическом заболевании, полученные от свидетелей, родственников и т.д.).3
Судебно-психиатрическая экспертиза может быть амбулаторной или стационарной.
Она проводится только комиссионно, в клинических условиях, а если возникает необходимость в стационарном обследовании подозреваемого или обвиняемого, то он может быть помещен в психиатрический стационар для осуществления за ним наблюдения. Подозреваемый или обвиняемый, не содержащийся под стражей, может быть помещен в стационар для проведения экспертизы только на основании судебного решения, в порядке, установленном ст.165 УПК РФ. В распоряжение экспертов представляются материалы уголовного дела и само лицо, в отношении которого проводится экспертиза.
По смыслу ч.2 ст.195 УПК РФ проведение судебно-психиатрической экспертизы может быть поручено государственным судебным экспертам или иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями. Поскольку в Российской Федерации в настоящее время разрешена частная медицинская практика, то экспертом может быть и частное лицо, но обязательно обладающее специальными познаниями в области психиатрии. При поручении такому лицу проведения экспертизы, следователь должен убедиться в наличии таких знаний (наличие диплома о высшем медицинском образовании, свидетельства о специализации в области психиатрии, данные об участии в экспертной работе и т.д.). Следственная и судебная практика идет по пути поручения проведения психиатрических экспертиз специализированным учреждениям, в которых работают врачи-психиатры с большим опытом и стажем работы в указанной области. При необходимости для проведения экспертизы могут быть привлечены эксперты, обладающие познаниями в других областях медицины (например, психологи, нейрохирурги и т.д.).
При установлении факта психического заболевания у лица, к которому в качестве меры пресечения применено содержание под стражей, по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа, а также дознавателя с согласия прокурора суд в порядке, установленном статьей 108 УПК, принимает решение о переводе данного лица в психиатрический стационар. 4
В постановлении о возбуждении ходатайства должны быть изложены мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость помещения лица в психиатрический стационар. К постановлению должны быть приложены материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (заключение экспертов, медицинские документы, свидетельствующие о наличии у лица психического заболевания и т.п.). Представляется, что такое ходатайство должно быть рассмотрено до назначения следователем судебно-психиатрической экспертизы или одновременно с этим вопросом.
2 Процессуальный порядок применения принудительных мер медицинского характера
2.1 Производство предварительного расследования
Выделение уголовного дела. Если в ходе предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления, то уголовное дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство в порядке, установленном статьей 154 УПК. 5
Необходимость выделения уголовного дела в отдельное производство может быть вызвана тем, что в отношении невменяемого необходимо проведение стационарной судебно-психиатрической экспертизы в условиях Государственного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, что связано с длительными сроками проведения такой экспертизы, выходящими за рамки сроков расследования и содержания под стражей других соучастников совершенного преступления. Это может быть связано и с длительным лечением лица, у которого возникло психическое расстройство после совершения преступления, но в ходе предварительного расследования.
Выделение уголовного дела в отдельное производство в указанных ситуациях не является обязанностью следователя, который должен решить этот вопрос, исходя из возникшей необходимости. Если такой необходимости нет и в рамках сроков расследования и содержания под стражей других соучастников, следователь успевает провести судебно-психиатрическую экспертизу и другие необходимые следственные действия, он может направить дело в суд одновременно в отношении вменяемых лиц с обвинительным заключением или обвинительным актом, а в отношении невменяемого - с постановлением о применении к нему принудительных мер медицинского характера.
Участие законного представителя. В соответствии с п.4 и 12 ст.5 УПК РФ законными представителями лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, могут быть признаны супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, опекуны и попечители, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится невменяемый. Законным представителем может быть признано и близкое лицо, которое признается таковым в силу п.3 ст.5 УПК РФ (например, лицо, состоящее длительное время с невменяемым в гражданском браке).
При отсутствии близких родственников и близких лиц законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства. Это может быть орган опеки и попечительства, находящийся как по месту жительства невменяемого, по месту совершения им преступного деяния, так и по месту расследования дела.
Привлечение законного представителя к участию в уголовном деле оформляется постановлением следователя либо суда.6 Ему разъясняются его права, о чем составляется протокол.
Законный представитель на протяжении всего предварительного расследования и при рассмотрении дела в суде во всех судебных инстанциях представляет законные интересы лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, и защищает его права.
В законе указано право законного представителя знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлении прокурора и подавать на них возражения.
Право знать о жалобах и представлении должно сочетаться с обязанностью суда первой инстанции высылать законному представителю копии указанных документов для реализации им своего права подать на них свои возражения. Копии жалоб и представления могут быть вручены законному представителю и при вызове его в суд первой инстанции, если он проживает в той же местности, где находится суд.
Поскольку в ст.437 УПК РФ изложены права законного представителя, он может распорядиться ими по своему усмотрению. Если законный представитель не пожелает воспользоваться ими, например не захочет знакомиться с материалами предварительного расследования, следователь не может обязать его это сделать.
В этом случае от законного представителя должно быть отобрано заявление или получено от него письмо, в которых он указывает о своем отказе осуществить предоставленное ему право. Сам отказ законного представителя воспользоваться предоставленными ему правами не приостанавливает производство следственных или судебных действий и не является нарушением права на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера.
Участие защитника. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве является обязательным, если лицо в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту. Полномочия защитника предусмотрены ст.53 УПК РФ. По общему правилу защитник допускается к участию в уголовном деле с того момента, который указан в ч.3 ст.49 УПК.
При производстве дела о применении принудительных мер медицинского характера обязательное участие защитника предусмотрено с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, при условии, что защитник ранее не принимал участия в деле.
Если защитник не приглашен законным представителем, то следователь или прокурор обязаны обеспечить участие защиты в уголовном судопроизводстве, а защитник в лице адвоката, в свою очередь, не вправе отказаться от принятой на себя защиты.7
Окончание предварительного следствия.
В соответствии со ст. 439 УПК по окончании предварительного следствия следователь выносит постановление:
1) о прекращении уголовного дела - по основаниям, предусмотренным статьями 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда;
2) о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
Первый вариант постановления возможен при наличии оснований прекращения уголовного дела, указанных в ст.24 УПК (отсутствие события преступления; отсутствие в деянии состава преступления; истечение сроков давности уголовного преследования; смерть лица, в отношении которого велось производство о применении принудительных мер медицинского характера, если нет необходимости в реабилитации умершего; отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению; отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого лица, указанного в п.1-5, 9 и 10 ч.1 ст.448 УПК РФ). При наличии оснований прекращения уголовного преследования, указанных в ст.27 УПК (непричастность лица к совершению преступного деяния; п.1-6 ч.1 ст.24 УПК; принятие акта об амнистии; наличие постановления о прекращении уголовного дела или применения принудительных мер медицинского характера).
Кроме того, следователь может вынести постановление о прекращении уголовного дела, если преступное деяние имело место, но его характер, а также психическое расстройство лица не связаны с опасностью, как для него, так и для других лиц. Последнее условие является оценочным и зависит от совокупности нескольких обстоятельств. Во-первых, следует оценить само преступное деяние,- оно не должно представлять большой общественной опасности (например, деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных ст.130 УК (оскорбление), ч.1 ст.158 УК (впервые совершенная кража чужого имущества), ст.200 УК (обман потребителей) и т.д.). Во-вторых, личность, совершившего деяния, не должна представлять опасности для общества. Оценка этого обстоятельства может состояться после исследования показаний очевидцев содеянного, характеризующих данных, заключения судебно-психиатрической экспертизы и других материалов.
Второй вариант постановления должен быть основан на выводах следствия о необходимости принудительного лечения лица в условиях психиатрического стационара в связи с тем, что само лицо самостоятельно лечиться не может в силу того, что не осознает фактического характера и общественной опасности своих действий и не может руководить ими и такое состояние лица возникло вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия либо болезненного состояния психики.8
Следователь о вынесенном постановлении уведомляет защитника и законного представителя, а также потерпевшего, если таковой имеется по делу. Всем им разъясняется право знакомиться с материалами дела и заявлять ходатайства о дополнении предварительного следствия.
Поскольку само лицо, совершившее преступное деяние, не знакомится с материалами дела в силу невозможности сознавать фактический характер своих действий, в отношении него не может быть поставлен вопрос о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей или о применении особого порядка судебного разбирательства, предусмотренного ст.314 УПК РФ. В то же время защитником или законным представителем может быть поставлен вопрос о проведении предварительного слушания по делу, если они заявят ходатайство об исключении доказательств;
В следственной и судебной практике имеют место случаи, когда защитник или законный представитель ходатайствует об ознакомлении с материалами дела и лицо, совершившее преступное деяние. Закон, в частности ст.439 УПК, не содержит запрета на такое ознакомление, и оно может состояться, однако, следователь должен убедиться в том, что у лица, совершившего преступное деяние, наступила ремиссия в заболевании и его поведении, и он может воспринимать и оценивать материалы дела. Если следователь не усматривает основания в удовлетворении такого ходатайства, он должен вынести мотивированное постановление об отказе в его удовлетворении.
При ознакомлении с материалами дела законный представитель и защитник, как было указано выше, могут заявить ходатайства о дополнении предварительного следствия дополнительными материалами либо высказать свои доводы о несогласии применения принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступное деяние. В силу этого в постановлении о направлении дела в суд, помимо обстоятельств, указанных в ст.434 УПК и оснований для применения принудительных мер медицинского характера, следователь должен указать и доводы защитника и других лиц, оспаривающих необходимость применения этих мер.
Постановление следователя должно быть направлено прокурору, который после изучения материалов дела окончательно принимает одно из трех решений:
-об утверждении постановления и направлении дела в суд;
- о возвращении дела следователю для производства дополнительного расследования;















