32556 (605169), страница 3
Текст из файла (страница 3)
3. психическое расстройство установлено в тот период, когда приговор уже вынесен, но не вступил в законную силу или не приведен в исполнение. В данной ситуации применение принудительных мер медицинского характера будет уже рассматриваться как способ освобождения от наказания, поскольку оно уже назначено.
В этой связи использование законодателем формулировок "психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания" и "освобождение от наказания в результате психического расстройства" юридически не совсем корректно. Принудительные меры медицинского характера в данных случаях будут являться самостоятельным видом иных мер уголовно-правового характера;
4. психическое расстройство установлено в момент исполнения приговора. В этом случае лицо освобождается от дальнейшего отбытия наказания по причине психического расстройства и к нему применяются принудительные меры медицинского характера. Время, в течение которого лицо пребывало в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета день за день (лишения свободы). К сожалению, законодатель не предусмотрел правила зачета такого вида принудительных мер медицинского характера, как амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, хотя ст. 100 УК устанавливает, что этот вид принудительных мер может быть применен и в данных ситуациях. При отмене принудительных мер медицинского характера в результате выздоровления лица отбытие наказания может быть продолжено, если к этому моменту его сроки еще не истекли4.
3. Принудительные меры медицинского характера могут применяться к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость. Подобного рода ситуации получили в теории уголовного права название "уменьшенной" или "ограниченной" вменяемости, что впервые было закреплено законодательно в ст. 22 УК РФ 1996 г.
Для применения принудительных мер медицинского характера необходимы следующие условия:
а) совершенное лицом деяние преступно. Согласно ст. 22 УК "Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности"1;
б) лицо страдает психическим расстройством, и его ограниченная вменяемость устанавливается на основе медицинского и юридического критериев.
В современной психиатрии подробно разработаны виды пограничных состояний между вменяемостью и невменяемостью. К их числу относятся группы хронических психических заболеваний, временных психических расстройств, олигофрении, иные болезненные состояния. Судебно-психиатрическая и судебная практика обычно сталкиваются с уменьшенной вменяемостью при таких психических расстройствах, как эпилепсия, органическое поражение головного мозга, травматическая церебростения, травматическая энцефалопатия, сифилис мозга, психопатии.
Однако одного медицинского критерия недостаточно, ибо наличие психического расстройства — лишь предпосылка для признания лица вменяемым, невменяемым либо уменьшенно вменяемым. В соответствии с юридическим критерием уменьшенно вменяемым признается лицо, которое в момент совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.
Согласно ч. 2 ст. 99 УК лицам, осужденным за преступления, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра. Анализ данной нормы позволяет сделать два вывода. Во-первых, принудительные меры медицинского характера к данной категории лиц применяются не вместо, а вместе с наказанием и исполняются параллельно с ним. Во-вторых, уменьшенно вменяемым может быть назначен только один вид таких мер — либо амбулаторное наблюдение, либо лечение у психиатра.
В соответствии со ст. 104 УК, если лицо осуждено к лишению свободы, принудительные меры медицинского характера исполняются по месту отбытия наказания. Если же приговор не связан с лишением свободы, эти меры исполняются в учреждениях органов здравоохранения, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь.
Время пребывания в данных учреждениях засчитывается в срок наказания.
4. Принудительные меры медицинского характера применяются также к лицам, совершившим преступления и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании. Применение указанных мер базируется на совокупности следующих обстоятельств:
а) совершенное лицом деяние преступно. Согласно ст. 23
УК "Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности";
б) наличие у лица алкоголизма или наркомании. Под алкоголизмом понимается хроническое заболевание, характеризующееся патологическим пристрастием к алкоголю, формированием абстинентного синдрома, физической, психической и социальной деградацией. Алкоголизм необходимо отличать от так называемого бытового пьянства, при котором еще нет патологического пристрастия и алкогольной
зависимости. Не зря медики называют пьянство доклинической стадией алкоголизма. Принудительному лечению подлежат лишь хронические алкоголики7.
Наркоманией называется группа хронических заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в постоянно возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстинентного синдрома при прекращении их приема. Физическая и психическая зависимость от приема наркотиков делает влечение к ним непреодолимым, в результате чего наркоманы способны на совершение любых поступков, включая криминальные. Кроме того, наркомания еще в большей степени, чем алкоголизм, вызывает деградацию личности. Этими факторами и объясняется необходимость их принудительного лечения6.
Наличие у лица алкоголизма или наркомании фиксируется судебно-психиатрической или наркологической экспертизой либо иной медицинской документацией (нахождение на диспансерном учете в качестве наркомана);
в) нуждаемость в принудительном лечении. Принудительные меры медицинского характера исполняются параллельно с наказанием. В качестве вида таких мер ч. 2 ст. 99 УК называет амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Порядок лечения и срок его зачета в отбываемое наказание те же, что и в предыдущем случае4.
Назначая принудительное лечение, суд не устанавливает его сроков, так как оно зависит от многих обстоятельств (тяжести и степени заболевания, его течения, методов лечения и т. д.) и должно продолжаться до тех пор, пока больной не перестанет представлять опасность для окружающих. Суд указывает лишь вид принудительной меры. Определение местности и конкретного психиатрического стационара, в котором должно проводиться лечение, входит в компетенцию органов здравоохранения2.
Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера также производятся судом (ч. 1 ст. 102 УК). Такое решение им принимается по представлению администрации лечебного заведения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров. Законом установлена
периодичность комиссионного освидетельствования больного. Согласно
законодательству о здравоохранении первые полгода данному освидетельствованию он подвергается ежемесячно. В соответствии же с уголовным законом лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев. Если врачи-психиатры приходят к выводу о необходимости прекращения принудительного лечения или изменения его вида, то заключение комиссии администрацией медицинского учреждения направляется в суд. Только по решению суда больной может быть выписан из стационара или переведен в другой его тип.
Продление или изменение лечения возможны в случае, если отсутствуют основания для прекращения применения такой меры. Следовательно, не только на момент освидетельствования, но и на прогнозируемое будущее сохраняются условия, при которых было назначено принудительное лечение, то есть состояние больного по-прежнему не исключает опасности для него самого и других лиц.
Первый раз лечение может быть продлено по истечении шести месяцев с момента его начала, в последующем — ежегодно. Основания для прекращения или изменения принудительной меры медицинского характера изложены в ч. 3 ст. 102 УК, хотя они и существенно различаются между собой. Прекращение лечения возможно в случае такого изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении назначенной меры. Иначе говоря, отсутствуют основания, предусмотренные ст. 97 УК: возможность причинения иного существенного вреда, опасность для себя или других лиц. Закон при этом не указывает вида принудительных мер; следовательно, речь идет обо всех вида, предусмотренных ст. 99 УК,
Изменение лечения обусловлено тем, что, во-первых, отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры, но, во-вторых, возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера. Другими словами, в этом случае суд на основании заключения комиссии врачей-психиатров констатирует наличие иного психического состояния больного, чем прежде, т. е. существовавшего до назначения лечения. Оно может выражаться как в его улучшении, так и в ухудшении, в связи с чем необходимо изменение условий его лечения, ухода, содержания и наблюдения8.
При прекращении принудительного лечения в психиатрическом стационаре судом могут быть переданы органам здравоохранения необходимые материалы в отношении больного для его дальнейшего лечения или направления в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.
В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в стационаре за один день лишения свободы (ст. 103 УК)2.
3. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания
Согласно части 2 ст. 99 УК принудительные медицинского характера могут быть соединены с исполнением наказания в отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Принудительное лечение им назначается только в том случае, если судом постановляется обвинительный приговор с назначением наказания. Во всех других случаях, в том числе и при вынесении обвинительного приговора с освобождением лица от наказания, принудительное лечение не может быть применено8.
Основания для признания лица страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, изложены в ст. 22 УК. К ним относятся неспособность лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Такое психическое состояние лица устанавливается судебно-психиатрической экспертизой, в заключении которой также должна содержаться рекомендация о необходимости применения к нему мер принудительного лечения. Суд вправе не согласиться с мнением экспертов, но обязан в этом случае мотивировать свое решение.
В отношении лиц, страдающих психическим расстройством, не исключающим вменяемости, законом предусмотрен только один вид принудительных мер медицинского характера — амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Стало быть, их направление в психиатрические стационары в порядке, предусмотренном ст. 101 УК, исключается4.
Такое принудительное лечение зависит от вида наказания. Согласно
ст. 18 УИК к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, принудительные меры медицинского характера применяются учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний. В отношении же лиц, приговоренных к иным видам наказания, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется в учреждениях органов здравоохранения по месту жительства больного.
При изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, его помещение в психиатрический стационар или иное лечебное заведение производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством РФ о здравоохранении (ч. 2 ст. 104 УК). Из этого следует, что такое лечение не носит характера принудительной меры, а осуществляется в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Осужденные к лишению свободы помещаются в подобных случаях в психиатрические стационары, являющиеся видом исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Течение срока наказания при этом не прерывается. Госпитализация лиц, приговоренных к наказаниям, не связанным с арестом, ограничением или лишением свободы, производится в психиатрические или наркологические стационары органов здравоохранения. Время пребывания в них также засчитывается в срок отбывания наказания.
Выписка из указанных учреждений осуществляется при отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного не по решению суда, а в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении. Изменение и продление данной принудительной меры судом в отличие от иных мер медицинского характера (ст. 102 УК) кодексом не предусмотрено. Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров2.
Заключение















