32522 (605160), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Исходя из имущественной обособленности фирмы, когда предприятие только открывается, на основании зарегистрированных учредительных документов составляется проводка, отражающая возникновение задолженности учредителей перед вновь созданной организацией по внесению учредительных вкладов в уставный капитал:
Юридическое лицо как самостоятельный субъект гражданско-правовых отношений, в том числе, выступает и субъектом бухгалтерского учета. Идея этого принципа – подчеркнуть и отразить в бухгалтерском учете юридическую самостоятельность предприятия как субъекта хозяйственных отношений и, соответственно, субъекта бухгалтерского учета от лиц, являющихся его участниками (собственниками), и прочих участников хозяйственного оборота.
Решающей из этих характеристик для бухгалтерского учета является имущественная обособленность. При этом под «обособленным имуществом» подразумевается имущество в его широком значении, включающем вещи, права на вещи и обязанности по поводу вещей. Данная норма предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества его учредителей и любых сторонних по отношению к организации лиц.
Правило это составляет одно из ключевых отличий российской учетной методологии от методологии Международных стандартов финансовой отчетности, согласно которым под активом понимается ресурс, находящийся под контролем компании и приносящий ей доход.
Формирование актива по признаку права собственности полностью отвечает идее оценки платежеспособности. Ведь определяя то, насколько предприятие платежеспособно, рассматриваем его активы как обеспечение обязательств, коим может выступать только собственное имущество. Однако при оценке рентабельности, когда актив трактуется как источник доходов фирмы, и оценке финансового левериджа, то есть степени зависимости компании от привлеченных источников средств, реализация данного правила приводит к завышению показателей рентабельности и левериджа предприятий, использующих в своей деятельности имущество, не принадлежащее им на праве собственности. Принцип имущественной обособленности компании – это, пожалуй, самый значимый пример заимствований теорией бухгалтерского учета правовых конструкций.
Вместе с тем этот принцип имеет и чисто экономическое содержание, ведь субъект хозяйствования (экономический субъект) – это чисто экономическая категория. Иной вопрос в том, как проводить границы его субъекта обособленности от своих контрагентов. Данный вопрос на сегодняшний день по-разному решается в российской бухгалтерской практике и в международных стандартах финансовой отчетности, что составляет одно из ключевых отличий между ними.
Отсюда два правила:
Правило 1
Имущество фирмы – это не имущество ее собственников и / или работников, а имущество работников и / или собственников компании – это не имущество юридического лица
Правило 2
В число сторонних по отношению к организации лиц, перед которыми у нее могут существовать обязательства (в бухгалтерском учете – кредиторская задолженность) и по отношению к которым фирма может иметь права требования (дебиторская задолженность), входят ее собственники и работники.
Абзац 2 п. 1 ст. 48 ГК РФ требует, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица.
Самостоятельность (или законченность) бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражается все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица. Структурное подразделение или филиал юридического лица тоже может вести бухгалтерский учет и составлять отдельный баланс. Но этот баланс не является самостоятельным, поскольку ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна, в бухгалтерском учете подразделения и его балансе не отражаются. Отдельные балансы структурных подразделений предусмотрены, в частности, ст. 10 Закона о биржах. Юридическое же лицо обязано иметь полный и законченный, т.е. самостоятельный бухгалтерский баланс.
Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника (ст. 120 ГК и др.) и осуществляющих социально – культурную, управленческую и иную некоммерческую деятельность.
Существуют и могут составляться также сводные или комплексные балансы, отражающие затраты и результаты деятельности целых ассоциаций и др. объединений юридических лиц, даже целых отраслей хозяйства, но они не затрагивают юридической личности каждого участника комплекса и признаком юридического лица не являются.
3. Признак юридического лица – организационное единство
Этот признак заключается в том, что любое юридическое лицо имеет определенную внутреннюю структуру и органы управления. Организационное единство закрепляется в уставе юридического лица, либо в уставе и учредительном договоре, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.
В отечественной юридической науке практически отсутствуют фундаментальные исследования, посвященные именно организационному единству как обязательному признаку юридического лица. Для российского правоведения в части исследования института юридического лица традиционным является, с одной стороны, установление сущности последнего в целом, а с другой стороны, объяснение правового режима феномена организационного единства, которое широко использовалось в советское время с позиции государственно-плановой экономики. Научные исследования, предметом которых являлось бы исключительно организационное единство, в российской (ранее – советской) науке гражданского права, не проводились.
В связи с вышеизложенным обращение науки гражданского права к различным сторонам сущности, правового режима организационного единства в настоящее время особенно необходимо.
Организационное единство юридического лица является одной из наименее разработанных и малоисследованных в отечественной юридической науке гражданско-правовых категорий.
Организационное единство юридического лица является его неотъемлемым и существенным признаком.
Организационное единство юридического лица – это правовая конструкция, которая определяет систему внутренних организационных связей, обеспечиваемых с формальной стороны наличием учредительных документов, во внешнем гражданском обороте посредством воли и волеизъявления органов юридического лица, а также комплексом индивидуализирующих его элементов.
В содержание признака организационного единства входят следующие обязательные элементы:
– воля и волеизъявление юридического лица;
– формальное выражение внутреннего единства в учредительных документах юридического лица;
– органы, формирующие внутреннюю структуру организации;
– формы индивидуализации юридического лица, являющиеся его внешним проявлением.
Индивидуализирующими элементами организационного единства юридического лица являются:
– организационно-правовая форма юридического лица;
– место его нахождения (государственная регистрация организации); наименование некоммерческой организации;
– фирменное наименование для коммерческой организации (в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица); наличие печатей и штампов;
– финансовый механизм деятельности юридического лица (наличие банковских счетов, бухгалтерского баланса или сметы).
Сформулировано новое понятие органа юридического лица. Орган юридического лица – это часть юридического лица, созданная в соответствии с законом и учредительными документами, обладающая определенной компетенцией, обеспечивающая внутреннюю конструкцию организационного единства и реализующая волю посредством осуществления правоспособности юридического лица.
Уточнено понятие организационно-правовой формы юридического лица.
Организационно-правовая форма – это индивидуализирующий элемент организационного единства юридического лица, который позволяет отличить одну организацию от другой, идентифицировав ее в имущественном обороте путем формирования уставного капитала, конкретизации ответственности учредителей (участников) перед кредиторами, а также установления порядка распределения прибыли между участниками.
Определены признаки фирменного наименования коммерческой организации как индивидуализирующего элемента организационного единства юридического лица.
Фирменное наименование – это элемент индивидуализации организационного единства коммерческой организации, который должен содержать указание на ее организационно-правовую форму, вид юридического лица, в установленных законом случаях на характер деятельности, а также словесное обозначение, выбранное учредителями (участниками).
Установлено, что в хозяйственных товариществах может быть сформирована система органов как элемент их организационного единства. Это происходит в ситуациях, когда возможность формирования органов прямо предусмотрена учредительным договором. Формирование органов хозяйственных товариществ может быть осуществлено несколькими способами.
Во-первых, когда решения по отдельным вопросам деятельности товарищества принимаются большинством голосов участников (ст. 71, 72 ГК РФ). Учредители, предусмотрев в учредительном договоре такие случаи, обязаны закрепить наличие органа управления (общее собрание участников), его полномочия и компетенцию в своем корпоративном акте (учредительном договоре).
Во-вторых, право ведения дел хозяйственного товарищества предоставляется одному из полных товарищей на основании учредительного договора или иного корпоративного акта. Такого товарища следует рассматривать в качестве единоличного органа юридического лица. Особенность этого органа в том, что единоличным органом хозяйственного товарищества может быть только самостоятельный субъект предпринимательской деятельности, который обладает правом действовать в гражданском обороте от собственного имени. Остальные участники хозяйственного товарищества, являясь самостоятельными субъектами, для совершения сделок от его имени должны иметь доверенность.
В-третьих, возможно уполномочие на ведение дел нескольких полных товарищей. В этом случае в учредительном договоре должен быть определен круг полных товарищей, которые обладают абсолютной компетенцией на распоряжение имуществом товарищества и правом представления его интересов. При этом становится очевидным, что в хозяйственном товариществе сформирован коллегиальный орган управления.
Нецелесообразен запрет создания хозяйственного общества, единственным учредителем которого является другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88 ГК, абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК)0
Предлагается из перечисленных выше норм исключить императивное положение о невозможности создания хозяйственного общества, которое имеет в качестве участника (учредителя) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Целесообразность такого исключения обусловлена несколькими причинами.
Во-первых, учреждая хозяйственное общество участник обязан обособить его имущество путем формирования и оплаты минимального уставного капитала в размере, установленном законом. Он и послужит минимальной гарантией интересов его кредиторов, то есть в имущественном обороте будут действовать два самостоятельных юридических лица, наделенных совокупностью обязательных признаков, предусмотренных п. 1 ст. 48 ГК.
Во-вторых, легально предусмотрен механизм осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства любой коммерческой организацией. Законом также установлены достаточно серьезные санкции за нарушение антимонопольного законодательства.
В-третьих, исходя из буквального толкования абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК императивное правило устанавливает такой запрет в отношении вновь образовывающихся обществ. Вместе с тем п. 1 ст. 105 ГК предоставляет легальную возможность участия в имущественном обороте дочерних и основных хозяйственных обществ, при осуществлении деятельности которых на практике достаточно просто преодолеть такой запрет.
4. Признаки юридического лица – самостоятельная имущественная ответственность и выступление юридического лица в суде
В соответствии с этим признаком юридическое лицо отвечает по своим обязательствам только своим собственным имуществом. Учредители (участники) или собственники юридического лица не отвечают по его долгам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей (участников) или собственников, за исключением случаев, предусмотренных законом или учредительными документами.
Еще один существенный признак, который включает в себя понятие юридического лица – самостоятельная имущественная ответственность, т.е. организация, считающаяся юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом. Единственное исключение из данного правила сделано в отношении учреждений, имущественная ответственность которых ограничивается лишь находящимися в их распоряжении денежными средствами.0
По характеру последствий юридическую ответственность можно классифицировать на такие виды, как ответственность личного, имущественного и иного характера. При этом ответственность имущественного характера – это комплексный межотраслевой вид ответственности, пронизывающий все отрасли права. Он присутствует в большинстве отраслей права, в том числе и в исполнительном производстве, но наиболее ярко выражен в гражданском праве, что обусловлено спецификой предмета его правового регулирования и отражает особенности способов защиты нарушенных гражданских прав.
В исполнительном производстве можно выделить следующие меры ответственности, которые по природе отнесены к гражданско-правовой и применяются в отношении основных участников исполнительного производства: 1) взыскание расходов по исполнению за счет одной из сторон (как правило, должника) и возможность их увеличения в некоторых случаях; 2) непосредственные меры гражданско-правовой ответственности (взыскание убытков, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами и др.)0.
Исследовав возможность привлечения к самостоятельным мерам гражданско-правовой ответственности, закрепленным в ГК РФ, можно сделать предположение, что взыскание убытков является общей мерой гражданско-правовой ответственности, остальные – специальными мерами гражданско-правовой ответственности (например, проценты за пользование чужими денежными средствами), так как они применяются лишь тогда, когда это специально предусмотрено законом и (или) договором для конкретного вида правоотношений.
С учетом того, что в исполнительном производстве должник является обязанной стороной, выявлена возможность привлечения его к следующим мерам гражданско-правовой ответственности: 1) взыскание неустойки в размере 0,1% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки, при взыскании алиментов в судебном порядке; 2) возмещение среднего заработка незаконно уволенного или переведенного работника, за счет предприятия или виновного должностного лица; 3) взыскание с должника процентов за пользование чужими денежными средствами по ст. 395 ГК РФ при неисполнении исполнительных документов о взыскании денежных средств; 4) взыскание убытков, причиненных действиями (бездействием) должника; 5) взыскание в пользу взыскателя сумм расходов, авансированных последним.
Взыскатель, в свою очередь, в судебном порядке может быть привлечен к возмещению убытков, а если со стороны взыскателя имеется неосновательное денежное обогащение, то должник при возврате указанных сумм вправе требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, в отдельных случаях на взыскателя могут быть отнесены расходы по совершению исполнительных действий.















