32058 (604997), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Наука — часть знаний, формализованных настолько, что их можно передать в процессе обучения. Там, где уровень формализации недостаточен, знания относятся скорее к области профессионального искусства.
Попытка формализовать и структурировать данные всегда приводит к дополнительному, но не менее важному результату — углублению понимания предметной области и устранению в ней противоречий и неточностей.
Одним из важнейших критериев формализации знания является доступность (ясность) широкому кругу лиц, профессионально подготовленных, понятий, с помощью которых осуществляется описание формализуемых явлений. В основе интенсивного развития компьютерных технологий обработки информации главным фактором является непрерывное увеличение потоков данных, поступающих человеку. Возможности отдельного человека активно включиться в многосторонний процесс обмена информационными ресурсами и творчески использовать любые существующие в мире данные и знания в своей повседневной деятельности являются краеугольным камнем развития информатизации и ее технических средств. Однако в этой закономерности заложен и негативный эффект, связанный с тем, что у многих людей пока еще отсутствует психофизиологическая готовность активно участвовать в процессе накопления и обработки информации с помощью новых инструментов. Это обусловлено многократным повышением интенсивности взаимодействия человека с окружающей информационной средой, соответственно растет производительность труда, но при этом возрастает и нагрузка.
Существующий отечественный и мировой опыт показывает, что в тех случаях, когда новые, в том числе компьютерные, технологии обработки информации "навязывались сверху" отдельным лицам, группам людей, вводились "по приказу", это приводило к их естественному отторжению и неприятию. Отголоски бунтов лионских ткачей в виде сегодняшних разрушений компьютерных систем и уничтожения информационных массивов с помощью "вирусов", "логических бомб" и т. п. могут быть следствием психологического дискомфорта отдельных личностей от неаккуратных попыток внедрения в живую ткань их информационных взаимоотношений с миром новых инструментов или грубого упорядочивания способов этих отношений.
В настоящее время происходит создание неформальных групп компьютерных "взломщиков" в некоторых учебных заведениях. Имеются непроверенные сведения о привлечении организованными преступными группами "хакеров" к подготовке преступлений в кредитно-банковской сфере, на фондовом рынке. С их же помощью ведется контроль за информацией, накапливаемой в информационно-справочных и учетных компьютерных системах правоохранительных органов. Происходит процесс криминализации доступа к электронной информации, которая может быть исходной для совершения преступлений. Известно и про разработку специальными службами планов информационных диверсий и информационных войн.
В этих условиях важнейшей задачей является активное выявление в ходе обучения лиц, способных сначала принять естественное (без насилия над собой и без агрессии к обществу) участие в изучении основ новых технологий, затем взять на себя заботу об их развитии и, наконец, передать накопленный опыт новому поколению, добившись таким образом, преемственности знаний. Особенно важно, чтобы в процессе обучения были привиты понятия о правах человека и человечества на информацию, отраженные в действующем законодательстве. Эти задачи наиболее актуальны для гуманитарной сферы, поскольку именно в данной области реже всего встречаются люди, склонные к освоению технических инструментов познания.
Действующее уголовное законодательство Азербайджанской Республики, достаточно подробно регламентируя ответственность и наказуемость деяний в рассматриваемой сфере, позволяет прийти к следующим основным выводам:
1. Закрепленные в ст. 271-273 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики нормы не охватывают всего спектра общественно опасных деяний, условно называемых в научных источниках компьютерными преступлениями. Так, умышленные деяния, направленные на нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети именно с целью причинения тяжких последствий, не охватываются содержанием ст. 273 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики. Представляется, что такое деяние также можно отнести к категории компьютерных преступлений.
2. Компьютерными называют также те преступления, в которых компьютер рассматривается как техническое средство совершения преступления, а не просто орудие преступление.
3. Нельзя также признать правильным причисление к категории компьютерных преступлений всех случаев, когда компьютер является предметом посягательства. В описанных составах, предусмотренных ст. 271-273 Уголовного Кодекса Азербайджанской Республики, компьютер как предмет посягательства может расцениваться лишь с определенной долей условности. Условность заключается в том, что он рассматривается в этом случае не просто как предмет материального мира, а как совокупность информационных и аппаратных структур. Предметом же преступления в уголовном праве признается вещь (предмет объективного материального мира), по поводу которой совершается преступление. Предмет преступления следует отличать от орудий и средств совершения преступления. Компьютер как техническое средство совершения преступления рассматривается в ряду с такими средствами, как оружие, транспортное средство, любое техническое приспособление. В этом смысле его использование имеет прикладное значение, например, для хищения, сокрытия налогов и т.д.
Таким образом, в компьютерных преступлениях практически невозможно выделить единый объект преступного посягательства. Налицо также множественность предметов преступных посягательств с точки зрения их уголовно-правовой охраны. Представляется, что к рассматриваемой категории преступлений могут быть отнесены только противозаконные действия в сфере автоматизированной обработки информации. Иными словами, объектом посягательства является информация, обрабатываемая в компьютерной системе, а компьютер служит орудием посягательства.
В условиях непрерывного, идущего все более стремительными темпами совершенствования научно-технических средств обработки информации и развития информационного пространства мы лишь с большим трудом можем себе представить, как и куда шагнет человечество в будущем веке.
Список используемой литературы
-
Конституция Азербайджанской Республики, 2004 г., изд. «Ганун»
-
Уголовный Кодекс Азербайджанской Республики, 2008 г., изд. «Ганун»
-
Закон Азербайджанской Республики «Об информации, информатизации и защиты информации», 3 апреля 1998 г., изд. «Ганун»
-
Закон Азербайджанской Республики «О свободе информации», 19 июня 1998 г., изд. «Ганун»
-
Закон Азербайджанской Республики «О средствах массовой информации»,
-
Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. — М.: Юридическая литература, 1991 г.
-
Вехов Б.В. Компьютерные преступления: способы совершения, методика расследования. – М.: Право и закон, 1996 г.
-
Егорышев А.С. Безопасность компьютерной информации в XXI веке. / Общество, государство и право России на пороге XXI века: теория, история. Межвузовский сборник научных трудов. / Под редакцией проф. К.Б. Толкачева, проф. А.Г. Хабибулина. – Уфа: УЮИ МВД России, 2000 г.
-
Сорокин А.В. Компьютерные преступления: уголовно-правовая характеристика, методика и практика раскрытия и расследования. – Курган, 1999 г.
-
Уголовное право России. Особенная часть: Учебник. / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 1996 г.
-
Копылов В.А. Информационное право. – М.: Юристъ, 1997 г.
-
Кочои С., Савельев Д. Ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации. // Российская юстиция. – 1999 г.
-
Криминология. Учебник/ Под ред. Проф. И.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского – М: Изд. БЕК. 1998.
-
Крылова В.В. Информационные компьютерные преступления// М., Инфра-м – Норма,1997 г.
-
Курушин В.Д., Минаев В.А. Компьютерные преступления и информационная безопасность. — М.: Новый Юрист, 1998 г.
-
Пущин В.С. Преступления в сфере компьютерной информации. – М., 2000 г.
-
www.crime-research.ru
-
www.viruslist.com
1Селиванов Н. А. Советская криминалистика: система понятий. М., 1982. С. 3.
2 Как отмечал Г. Р. Громов в 1993 г., "Весь отрезок времени, е которого люди начали регистрировать информационные образы, ;в течение которого люди начали регистрировать информационные образы, а затем и обрабатывать их, не составляет и 1% от возраста человеческой цивилизации". См.: Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М., 1993. С. 9.
3 См.: Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 1).
4 См.: Закон "Об информации, информатизации и защите информации" (ст. 2).
5 Там же.
6 Так, А. В. Наумов отмечает, что "анализ действующего УК Российской Федерации позволяет утверждать, что нет такой отрасли права, отдельные нормы которой органически не входили бы в уголовно-правовые". См.: Наумов А. В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М, 1996. С. 91.
7 Батурин Ю.М., Жодзишский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность. М., 1991, с. 25 - 30
8 Сорокин А.В. Компьютерные преступления: уголовно-правовая характеристика, методика и практика раскрытия и расследования. – Курган, 1999.
9 Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. — М.: Юрид. лит., 1991.
1012Беззубцев О.А., Ковалев А.Н. ФАПСИ: Законодательное регулирование в области защиты информации // Технологии и средства связи, 1997. – № 1. – С. 96.
13















