31342 (604781), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Также непосредственно законами и нормативными правовыми актами должны определяться условия и размеры предоставляемых государственным служащим других социальных льгот и компенсаций (пункты 2–5 статьи 15 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»). Таким образом, основные существенные условия труда и социальной защиты на государственной службе не являются предметом договоров о труде, а носят характер нормативно установленных государственных социальных гарантий.
В порядке локального нормотворчества на уровне отдельных государственных органов регулируются лишь некоторые вопросы оплаты труда, - устанавливаются конкретные размеры должностных окладов и надбавок, условия выплаты премий, производятся иные поощрения. Однако решения по данным вопросам принимаются руководителями государственных органов без участия представителей государственных служащих.
В целом же для государственной службы характерно то, что состав юридических фактов и существенные элементы содержания правоотношений устанавливаются государственно-нормативным способом, а не соглашением сторон. При этом имеет место сочетание двух основных типов нормативно-правового регулирования: законодательного (федерального и регионального) и ведомственного (внутриаппаратного).
В трудовых отношениях работодатель выступает не только в качестве лица, поручающего работнику исполнение определенной работы, но и организатором труда. Работник исполняет трудовую функцию не только в интересах работодателя, но и под его руководством. Отсюда вытекает необходимость для работника подчиняться в процессе труда власти работодателя, соблюдать установленный работодателем трудовой распорядок. Работодатель вправе требовать исполнения трудовых обязанностей, применять к работникам меры дисциплинарного и материального воздействия.
Подчиненность работника работодателю в процессе труда может иметь различный характер и юридическую основу. Власть работодателя по отношению к работнику может устанавливаться государством и основываться на предписаниях законодательства либо вытекать из условий трудового договора. В трудовом праве зарубежных стран существуют соответственно институционная и договорная теории дисциплинарных отношений.
В советский период подчиненность работника в процессе труда администрации социалистического предприятия имела характер государственной обязанности. Обязанность всех граждан СССР блюсти дисциплину труда, подчиняться внутреннему трудовому распорядку закреплялась в Конституции СССР. Через администрацию государственных предприятий, по существу, реализовывалась функция государственного управления трудом. Неудивительно, что в нашей юридической науке вопрос о принадлежности дисциплинарной подчиненности работников к административному либо трудовому праву долгое время оставался дискуссионным.
В современных условиях подчиненность работника работодателю утрачивает государственный характер. В Трудовом кодексе РФ (статья 2) право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка рассматривается в рамках общей обязанности сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора. Закрепляя это право работодателя и устанавливая соответствующие обязанности работников соблюдать трудовую, производственную и технологическую дисциплину и трудовой распорядок (статьи 21, 22), Трудовой кодекс вместе с тем не обязывает работодателя привлекать работников к дисциплинарной ответственности. В то же время работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда, правил внутреннего трудового распорядка (статья 189 Трудового кодекса РФ).
Во взаимодействии сторон трудовых отношений усиливаются начала равенства, при которых их права, обязанности и ответственность становятся взаимно уравновешены, а подвластность работника работодателю приобретает форму согласованного упорядочения процесса труда сторонами трудового договора. Улавливая эту тенденцию, наука трудового права формулирует такую характерную черту метода современного трудового права, как сочетание юридического равенства сторон трудового отношения с их равной подчиненностью трудовому распорядку.
На государственной службе подчиненность государственного служащего сохраняет государственно-властный характер. Подчиненность государственных служащих вышестоящим руководителям, обязанность соблюдать служебную дисциплину, внутренний служебный распорядок обусловлены необходимостью организации и упорядочения их совместного труда по исполнению полномочий государственных органов, то есть имеют не административную, а служебно-трудовую природу.
Вместе с тем подвластность государственного служащего проистекает не только из условий его трудового договора с государственным органом по месту прохождения службы. Государственный служащий в процессе исполнения государственной службы обязан, как и все работники, добросовестно исполнять свои должностные обязанности, соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией (пункты 2, 6 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»).
Но кроме этих, общих для каждого работника трудовых обязанностей, для государственных служащих установлены также обязанности обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов РФ, обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, своевременно рассматривать обращения граждан, организаций, других государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения (пункты 1, 3, 5 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»). Очевидно, что эти обязанности государственного значения, они обусловлены уже не договорным или внутриколлективным разделением труда, а имеют публично значимый, государственный характер.
Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ» на государственных служащих возлагается также обязанность исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей (пункт 4 статьи 10), соблюдать ограничения, связанные с государственной службой (статья 11).
Правовое положение государственных служащих в отношениях с государственными органами и руководителями по месту прохождения службы по ряду признаков существенно отличается от отношений подчинения наемных работников работодателю. Властные полномочия работодателя обращены «внутрь» трудового коллектива, осуществляются в масштабах отдельно взятого предприятия. Подчиненное положение работника основывается на трудовом договоре и включении работника в систему разделения и организации труда внутри коллектива. Хозяйская власть осуществляется работодателем самостоятельно, без вмешательства государственных органов, применение санкций производится только за невыполнение условий трудового договора. В трудовых отношениях сила власти работодателя или его администрации при руководстве процессом труда как бы амортизируется участием представителей трудовых коллективов, которым передается часть полномочий по управлению предприятием.
В отличие от этого, государственный служащий подвластен не только руководству государственного органа по месту прохождения службы, но и другим вышестоящим государственным органам и должностным лицам. Подчиненность государственного служащего вытекает не из трудового договора, а основывается на его включении в иерархическую организационную структуру государственного аппарата. В дисциплинарных отношениях государственному служащему противостоит не отдельный работодатель, а государственный аппарат, обладающий неизмеримо большей силой власти. Дисциплинарная ответственность государственного служащего наступает и за невыполнение трудовых обязанностей и условий трудового договора, и за несоблюдение запретов и ограничений на государственной службе.
Имеются также и особенности в способах защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей субъектов правоотношений на государственной службе. Специфичным для трудового права способом защиты является деятельность комиссий по трудовым спорам, - особого юрисдикционного органа, создаваемого сторонами на паритетных началах (статья 384 ТК РФ). Работники вправе прибегнуть к самозащите трудовых прав, объявить забастовку (статьи 352, 379, 380, 409 Трудового кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы и других трудовых споров, государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд. В настоящее время защита прав государственных служащих производится государственными органами в порядке подчиненности, органами прокуратуры, федеральной инспекции труда, ведомственными органами по надзору и контролю за соблюдением законодательства о государственной службе.
Забастовки как форма коллективной самозащиты трудовых прав на государственной службе запрещены (пункт 1.11 статьи 11 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ»).
Неприменим на государственной службе и способ индивидуальной самозащиты трудовых прав. Согласно статье 379 Трудового кодекса РФ, самозащита состоит в отказе работника от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также работы, угрожающей жизни и здоровью работника. Иначе говоря, работник вправе отказаться от выполнения неправомерного распоряжения работодателя выполнять работу, не входящую в его трудовые обязанности либо не отвечающую требованиям охраны труда. Что же касается государственного служащего, то в этом случае он не вправе по своей инициативе отказаться от выполнения такого распоряжения. Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона "Об основах государственной службы РФ" в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения государственный служащий обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить.
Частным случаем самозащиты является предусмотренное статьей 142 Трудового кодекса РФ право работника приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы. Однако приостановка работы государственными служащими не допускается.
На государственной службе применяются типичные для правового регулирования труда средства обеспечения исполнения обязанностей - дисциплинарная и материальная ответственность, хотя, как было показано выше, дисциплинарная подчиненность государственных служащих не носит договорного характера.
Наряду с этим используется также и специфическая публично-правовая (судебно-дисциплинарная) ответственность. Такая ответственность согласно статье 5 и пункту 5 статьи 14 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» обусловлена обязанностью государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина и наступает за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан. Судебная ответственность государственных служащих установлена Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Данным Законом предусмотрено, что незаконными могут быть признаны в судебном порядке любые действия (бездействие) государственных служащих, входящие в их должностные обязанности, в частности представление информации, которая стала основанием для принятия государственным органом или должностным лицом незаконного решения, в результате чего нарушены права и законные интересы гражданина.
Суд определяет меру предусмотренной Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении, то есть фактически выполняет дисциплинарную функцию.
Таким образом, есть все основания говорить о специфических особенностях метода правового регулирования труда на государственной службе. В порядке подведения итогов можно сформулировать следующие характерные для современной российской государственной службы особенности метода правового регулирования труда в сравнении с методом трудового права.
1. Общему методу трудового права присущ договорный характер труда и установления его условий. В правовом регулировании государственной службы также используется договорный способ привлечения к труду, но вместе с тем условия труда устанавливаются преимущественно в государственно-нормативном порядке.
2. Так же, как и в правовом регулировании труда вообще, на государственной службе сочетаются централизованные и локальные нормы, используются договорные и нормативные способы регулирования труда. Однако, если типичной чертой метода трудового права в современных условиях становится расширение локального и договорного способов регулирования, на государственной службе приоритет принадлежит централизованному (прежде всего законодательному) нормативному регулированию.















