30261 (604451), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Частично в категорию преступников без постоянных источников дохода входят и преступники-мигранты, приезжие, длительное время находящиеся не по месту своего проживания, граждане стран СНГ. Большинство таких лиц более ориентированы на совершение преступлений против собственности, мошенничества0.
В 90-х гг. в России среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления против жизни, все большее место занимают представители внешне благополучных социальных групп и слоев населения, в том числе частные предприниматели. Хотя их доля среди всех выявленных преступников в 1993—1999 гг. составляла 1,8—2,3%, в середине и конце 90-х гг. число совершивших умышленное убийство частных предпринимателей увеличилось в 15 раз; причинивших тяжкий вред здоровью — в 1,5 раза; совершивших изнасилование — на 18,6%. Практически каждый сотый, совершивший умышленное убийство, был частным предпринимателем.
Большинство из них совершает указанные преступления в состоянии алкогольного опьянения. Основной мотив — проявление своего "я", самоутверждение. Последнее базируется на наличии у них материального достатка, денег. Именно деньги являются для таких лиц главной ценностью, они полагают, что наличие денег выделяет их среди остальных, гарантируя безнаказанность и бесконтрольность поведения.
Примерно в 5% случаев имеет место корыстная мотивация: преступления совершались ради получения дополнительных средств для укрепления финансового положения фирмы, расширения собственного дела. Например, группа молодых бизнесменов из Волгоградской области совершила целый ряд умышленных убийств одиноких престарелых собственников квартир с целью перепродажи их жилья и получения материальной выгоды. В таких случаях ситуация совершения преступления тщательно подготавливается, планируется, изыскиваются средства защиты, возможные покровители и т. п.
Определенную роль в совершении тяжких насильственных преступлений против жизни играют психофизиологические особенности преступников, не исключающие их вменяемости0. У 62% лиц, совершивших умышленное убийство, отмечаются определенные аномалии в психике: в 14% — психопатия либо психопатические черты характера, в 16% — хронический алкоголизм0.
К подобным данным надо относиться достаточно осторожно, поскольку они основываются на экспертных оценках и зависят от приверженности эксперта той или иной психиатрической доктрине, концепции, существенно различающимся между собой. Однако непрерывно изменяющиеся условия жизни, дестабилизация способны оказать влияние на рост подобных отклонений, особенно у лиц, сменивших свой социальный статус на более низкий, чем ранее; среди молодежи; лиц, сознательно избравших преступную деятельность, совершение тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья как средство получения материального обеспечения.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о типологии преступников, совершивших сексуально-садистские убийства, что в последнее время, как это ни печально часто встречаемое явление.
3. Типологические данные субъектов сексуально-садистских убийств.
Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления, должна содержать совокупность личностных, социальных, демографических и психофизиологических свойств, которые отражаются в окружающей преступника среде. При расследовании именно на поиск, выявление и фиксацию этих признаков как в преступном, так и в до- и послепреступном поведении должны быть направлены усилия правоохранительных органов.
Особенность убийств рассматриваемого вида состоит в необходимости учета сексопатологических данных, поэтому криминологическая характеристика преступника должна сопоставляться с результатами социально-психиатрических, сексологических исследований.
Принято считать, что убийства на почве сексуальной извращенности совершают мужчины. В специальной литературе отмечается, что явления садизма у гетеросексуальных женщин проявляются крайне редко, а садистские убийства и некрофилия не встречаются вовсе. Однако у активных гомосесуалисток могут иметь место садистские тенденции0. По нашему мнению, нельзя полностью исключить возможность совершения сексуально-садистского убийства женщиной с нарушениями в сексуальной сфере, однако материалов практики правоохранительных органов недостаточно для сколько-нибудь определенных выводов.
Как правило, при расследовании уголовных дел этой категории с самого начала доминирует версия о наличии у преступника тяжелого психического заболевания с соответствующими выводами о направлениях расследования. Следует, однако, иметь ввиду, что перверсии встречаются среди симптомов грубых психических расстройств (шизофрения, олигофрения, эпилепсия), но редко реализуются в сексуально-садистские убийства. Наши невыборочные исследования сексуально-садистских убийств, совершенных в Ленинградском (Санкт-Петербургском) регионе в 1986 - 1992 г., показали, что субъекты преступления данного вида не страдали грубыми психическими заболеваниями и на учетах в психоневрологических диспансерах не состояли.
Для лиц, совершивших сексуально-садистские убийства, характерна повторяемость преступных акций, но в некоторых случаях преступник, совершивший убийство на почве сексуальной извращенности, прекращает преступную деятельность. Однократность совершения такого убийства может быть, например, связана с особыми условиями, которые выявили скрытую тенденцию (аффект, опьянение и пр.).
Так, Ш. в процессе праздничного застолья, организованного в общежитии завода, употреблял спиртные напитки и вскоре сильно опьянел. По его словам, он не помнит, когда "отключился", остались лишь отрывочные воспоминания: ходил по комнатам женского общежития, где-то выпил еще, вроде-бы тошнило, кто-то пытался проводить его домой, но он вырвался, заявляя,что не пьян. Затем пошел к товарищу и попросил его предоставить комнату "на часок, чтобы поинтимничать с подругой", после чего в одной из комнат совершил изнасилование и убийство женщины. Как видно из заключения судебно-медицинской экспертизы, потерпевшая была в состоянии опьянения; смерть наступила вследствие асфиксии. Во влагалище обнаружена сперма, на молочных железах следы укусов,
наружные половые губы и влагалище разорваны.Часть повреждений причинены посмертно. Ш. обнаружен в комнате спящим в обнаженном виде, его руки и живот были в крови. При задержании был в состоянии опьянения, не сопротивлялся, одеться мог только с чужой помощью. На вопросы следователя отвечать смог только к вечеру следующего дня, но по существу о случившемся ничего рассказать не мог, утверждая, что последним воспоминанием осталось застолье в женской комнате общежития. Из заключения судебно-психиатрической экспертизы усматривалось, что Ш. вменяем, признаков психического заболевания нет, совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Согласно материалам дела Ш. имел положительные сексуальные установки, был хорошим рабочим и общественником, не злоупотреблял алкоголем и в сексуальных отношениях со своей партнершей каких-либо садистских наклонностей не проявлял.
Анализ материалов уголовных дел о сексуально-садистских убийствах обращает внимание на то обстоятельство, что у многих преступников в допреступном периоде имели место различные формы отклоняющегося поведения: бродяжничество, воровство, токсикомания, наркомания, запои. Так, ряд сексуальных преступников был судим за совершение краж; многие массировано алкоголизировались, вследствие чего имели приводы в милицию, попадали в медвытрезвитель, в детском возрасте совершали побеги из дома и т. д.
У лиц, совершивших сексуально-садистские убийства, в допреступном поведении могут обнаруживаться различные сексуальные отклонения, в том числе в нестойких, рудиментарных формах (перверситеты). По изученным авторами делам один из преступников часто, раздевшись, любовался перед зеркалом своим телом (нарциссизм); другой одевал женские платья и туфли (трансвестизм), третий ездил в автобусах в час пик, где со сладострастными целями прижимался к мальчикам (фроттаж).
Социальный статус преступника с сексуальной извращенностью может быть достаточно престижным. Среди лиц, совершивших сексуально-садистские убийства, были врачи, педагоги, мастера производства. Однако в большинстве случаев социально-производственный статус таких преступников невысок: слесарь, электрик, сторож и т. д.
Сексуальные отклонения могут влиять на выбор такими лицами профессии. Так, преступник с педофильными сексуальными отклонениями может избрать место работы, обеспечивающее ему допуск к детям: школы, интернаты, подростковые клубы и т . д.
В большинстве случаев по изученным авторами делам лица, совершившие преступления данной категории, были женаты. При этом они часто испытывали затруднения в интимных отношениях из-за нарушений половой функции, что вызывало у них беспокойство и тревогу, а в ряде случаев и обращение к сексологу.
Следует обратить внимание на один феномен, который наблюдался при расследовании ряда уголовных дел. Речь идет о том, что преступник выступает инициатором "игры" с правоохранительными органами.
Так, Кутуев через месяц после совершения убийства явился в правоохранительные органы и сообщил о том, что убийство совершил в его присутствии неизвестный мужчина, затем выдвинул версию о своем соучастии в убийстве, после чего рассказал правду о совершенном преступлении. Сибиряков написал письмо в правоохранительные органы, в котором потребовал 15 тыс. рублей и пистолет в обмен на информацию об убийстве. Михасевич направил в редакцию областной газеты "Витебский рабочий" по почте анонимное письмо, подписанное "Патриоты Витебска". Оно имело целью создать впечатление о преступлениях, совершенных убийцей-одиночкой, как о групповых.
Представляется интересной трактовка этого феномена в соответствии с оригинальной теорией Э. Берна, лежащей в русле психоаналитической концепции0.
По мнению Берна, преступники делятся на несколько типов: тех, кто видит в преступлении только материальную выгоду, и тех, кого в основном привлекает игра. Большое число преступников составляет промежуточную группу - они могут действовать, исходя то из одних, то из других побуждений. То есть люди ишрают в заданные ситуацией "игры".
3. Предупреждение
Одним из основных направлений в борьбе с данным видом преступления является общее предупреждение0.
Разработка и провозглашение государством своих основных моральных принципов, ценностей и правовых норм, активное внедрение их в сознание населения средствами массовой информации, произведениями литературы и искусства будут оказывать влияние на оздоровление нравственно-психологического климата, способствовать формированию общественного мнения, действенно осуждающего негативные и противоправные способы достижения жизненного успеха, высокой материальной обеспеченности лиц, нарушающих предписания морали и права.
Разумеется, люди руководствуются нормами высокой морали, только если они находятся в "человеческих условиях". Обеспечение таких условий — залог снижения конфликтности в обществе и преступлений как средств разрешения конфликтов.
Усугубление насильственной преступности отмечается на фоне распространения профессиональными и организованными преступниками своих взглядов и психологии: в средствах массовой информации, в литературе постоянно обсуждается мысль о благородстве "воров в законе", моральных принципов и норм поведения, действующих в их среде, их бескорыстии и даже человеколюбии (помощь неимущим, престарелым, молодежи). Это, несомненно, внесло свою лепту в становление соответствующих представлений у части населения, особенно среди молодежи.
Положительно сказывается на правовом сознании населения усиление правового обучения и правового воспитания. Нельзя серьезно говорить о борьбе с преступлениями против жизни и здоровья, чести, свободы и достоинства, половой неприкосновенности, когда уровень правового сознания большинства граждан трудно считать приемлемым.
Граждане должны уметь правильно в правовом отношении оценивать наиболее распространенные преступления, находить законные средства решения конфликтов, у них должна быть сформирована установка именно на эти средства.
Важно обеспечение своевременного раскрытия преступлений и применения к виновным установленных законом мер. Широкое распространение представлений о безнаказанности, возможности "откупиться", о всесилии преступности (64% опрошенных указали на коррупцию в правоохранительных органах) ведет к росту насильственных преступлений среди неустойчивых лиц, которые принимают решения в зависимости от состояния внешнего социального контроля за их поведением.
Способно положительно сказаться на насильственной преступности создание на государственном уровне системы психолого-психиатрической помощи, раннего выявления и диагностирования отклонений в психическом развитии личности (в учебных заведениях)0.
Предупреждению бытовой ситуативной преступности способствуют разного рода консультации, центры, в которых психологи, социологи, юристы оказывают необходимую помощь супругам, детям. Причем не только назидательного плана, но и, например, по организации обмена жилой площади, что бывает важно для разведенных конфликтующих супругов0.
Значимы также меры по уменьшению безработицы и снижению эффекта ее негативных психологических последствий. Предупредительное значение имеет существование пунктов психологической помощи при центрах занятости населения, ориентированных не только на официально зарегистрированных безработных, но и тех, кто в силу различных обстоятельств остался без постоянного источника дохода.
Разработка правовых основ для осуществления контроля за поведением тех категорий населения, которые, так или иначе оказались в группе риска, — достаточно действенная мера профилактики борьбы с тяжкими насильственными преступлениями против жизни и здоровья в настоящих условиях (особенно с бытовой преступностью). К группе риска относятся:
лица, длительное время не имеющие постоянных источников дохода. Прежде всего нужны правовые основания для выяснения того, на какие конкретно средства они существу ют, для оказания им помощи в трудоустройстве, получении другой специальности и т.п.;
безработные; систематически злоупотребляющие алкоголем;
ранее судимые, ведущие аморальный или противоправный образ жизни (совершающие мелкое хулиганство, злоупотребляющие алкоголем);
лица без постоянного места жительства, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;
несовершеннолетние и молодежь 18—24 лет, не учащиеся и не работающие. В качестве определенных предупредительных мер может выступать предупреждение аморального поведения, противоправной деятельности; организация действенного контроля за получением обязательного образования. В 90-х гг. примерно 1 млн. подростков не были охвачены обучением; нередки случаи, когда они официально не оставляют учебу, но на деле не посещают учебное заведение0.















