3094 (599957), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Однако не стоить забывать, что основной рост числа безработных еще впереди. Сейчас компании предпочитают сокращать не персонал, а рабочее время и зарплаты или отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска. Так же стоит учитывать увольнения по собственному желанию, которые позволяют сэкономить на каждом увольняемом до пяти зарплат (из них две – сразу же после предупреждения об увольнении, две – в период трудоустройства и еще одну – если человек за два месяца не был трудоустроен). Да и сами компании не слишком хорошо представляют свое ближайшее будущее. Таким образом, получить более адекватную информацию можно только если не ограничиваться официальными данными о количестве безработных. Например, Федор Прокопов, действующий вице-президент РСПП, который в 1990-е годы возглавлял Федеральную службу занятости, уже длительное время настаивает на создании в стране национальной системы прогнозирования рынка труда. Для этого, по его мнению, оперативную статистику по безработице нужно дополнить целым рядом индикаторов, в частности сведениями о создании новых рабочих мест, актуальном количестве вакансий, а также информацией по невозврату потребительских кредитов.
Однако далеко не все компании решаются резать по живому и сокращать людей и, хотя затраты на персонал, как правило, – одна из основных статей расходов, но совсем без сотрудников не может обойтись даже самый экономный работодатель.
Еще жестче обходятся с социальным пакетом. Дополнительные средства мотивации и удержания сотрудников пошли под нож с приходом нового года. В необходимости решительных шагов в эту сторону уверено уже 32% против 19% декабрьских работодателей. Наименее нужными в условиях кризиса признана оплата сотовой связи: от нее отказались 52% организаций. На втором месте – компенсация за обеды; сразу треть компаний перестанет кормить сотрудников.
Существенно выросла доля компаний, увольняющих персонал: с 29% до 43%. Но, несмотря на впечатляющий рост, фактическое сокращение штата не велико. «Это самый удивительный результат январского обзора. Сокращения коснулись лишь 5–9% офисных сотрудников, – говорит Екатерина Варга. – Иными словами, большинство компаний не ставило целью принципиально уменьшить издержки на персонал путем увольнений, а лишь избавлялись от некоторых малоэффективных сотрудников».
Большинство организаций оптимистично смотрит в свое кадровое будущее: 53% участников опроса продолжают активно трудоустраивать, а 78% держат открытыми вакансии, чтобы не упустить особо талантливых специалистов, выходящих на рынок.
Число безработных россиян в этом году может увеличиться с 5 до 10 млн человек, но массовых протестов в связи с этим социологи не прогнозируют
Трейдеру или финансовому аналитику не найти вакансий на сайте trudvsem.ru, открытом в середине января Федеральной службой по труду и занятости. Журналисту в Москве этот сервис предлагает зарплату 10 000 рублей, в Находке – 8000, а в Краснодаре – 4330 рублей, то есть меньше возможного пособия по безработице.
По данным Росстата, в России на 76 млн экономически активного населения приходится около 5 млн безработных (6,6%), что, по оценкам социологов, не так уж много. По словам директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, в большинстве европейских столиц свыше 10% жителей – безработные, и это не считается критическим уровнем. В Москве же, судя по официальным данным Службы занятости на 19 января, доля безработных вообще мизерная – 0,4% трудоспособного населения столицы, это 24 500 человек.
Другое дело, что почти все эксперты прогнозируют в ближайшее время резкое снижение занятости. «Это не является результатом непредвиденных обстоятельств, – сказал Иноземцев на прошедшем 20 января круглом столе «Безработица в России». – Это результат излишнего роста занятости и непропорционального роста доходов.
Для того чтобы поддержать финансовый сектор, правительства разных стран стали делать эмиссии из бюджета в банковские структуры, предоставляя им кредиты под низкие процентные ставки или выкупая какое-то количество акций.7 Эти инвестиции, по сути, «национализирующие» коммерческие банки, дали свой положительный эффект, но только на некоторое время. «Золотую» середину между полностью зависимыми от государства банками и свободными коммерческими вряд ли возможно найти. Полная национализация приведет к краху рыночных отношений, поэтому «чаша весов» склонилась в сторону коммерческой направленности банков. Что, в свою очередь, вызвало беспрецедентное отношение коммерческих банков к государственным инвестициям. Они по-прежнему крайне неохотно пересматривают свою кредитную политику, предпочитая эмиссионные деньги придержать или вложить в наиболее устойчивые международные финансовые структуры «от греха подальше». Эта не иначе как «больная» политика косвенным образом поддерживается «власть имущими», что только усугубляет кризисные проявления и отодвигает всеми ожидаемый «конец кризиса» на весьма неопределенный срок.
По сути, вся беда проблемы выхода из кризиса в том, что в его период в решение злободневных проблем активно ввязываются политики, а экономисты, способные коллегиально найти оптимальное решение, оказываются «не при делах». А ведь специалисты понимают, что наиболее эффективным рычагом при любом кризисе является стимулирование инвестиционного спроса. Говоря понятным языком, нужно стимулировать занятость населения путем вложений в проекты под низкие процентные ставки. Аналогично тому, как выходили из «великой депрессии» 1929–1933 годов те же США, инвестировавшие огромные бюджетные средства в проекты дорожного строительства, когда с их помощью была решена основная социальная проблема занятости. Это позволило армии потенциальных инвесторов встать «на ноги» и послужило той прочной основой, опираясь на которую можно было начать «выкарабкиваться» из кризисной «ямы».
России не удастся избежать экономического кризиса 2010–2011 годов. И нынешние проблемы на мировых финансовых рынках лишь один из факторов, провоцирующих приближение и углубление очередной фазы экономического цикла – спада. На главный вопрос случившейся в среду конференции «Есть ли у России иммунитет к глобальным финансовым кризисам?» ответ получился положительным и неутешительным. Хотя мировой кризис нас и не сильно потревожит, увернуться от следующего за ним общеэкономического спада не получится.
На сегодняшний день экономика России не выглядит уверенно растущей. Принимаемые правительством меры по выходу из кризиса, конечно же, дают некоторый эффект, однако многие действия имеют влияние лишь на близлежащий период, другие же начали осуществляться слишком поздно.
Аналитики ИФК «Солид» рассмотрели ряд важных показателей, являющихся «индикаторами здоровья» отечественной экономики. Во-первых, в качестве позитивного момента, стоит отметить, что в этом году стали расти оборотные средства компаний и розничные продажи. В связи с этим можно предположить, что сложившийся к середине 2009 года уровень сбережений населения, который намного превышает среднеисторический, начнет снижаться и приблизиться к своему нормальному значению. Все это свидетельствует о готовности населения тратить деньги и тем самым поддерживать восстановление экономики. Растущие оборотные средства говорят о том, что компании увеличивали свое производство и не ожидают спада спроса в ближайшее время. Эти факты дают возможность предположить и дальнейшее развитие экономики.
С другой стороны, сложно давать долгосрочные позитивные прогнозы для российской экономики ввиду малых значений объема реальных инвестиций. По итогам 2008 года у России самый низкий показатель прямых иностранных инвестиций среди стран BRIC. Частично это может быть объяснено высокой и изменчивой инфляцией, частично – слабостью законодательной базы. И хотя правительство РФ пытается преломить сложившуюся тенденцию и замещать непродуктивные иностранные инвестиции в форме кредитов на ПИИ, запутанное законодательство и непрозрачная структура собственности препятствует наращиванию этого вида инвестирования в стране. По результатам 2009 года прочие иностранные инвестиции (в основном кредиты) составили 79,5% от общего объема поступивших зарубежных инвестиций, а ПИИ – лишь 19,4%.
Также эксперты отмечают, что рост ВВП может замедлиться за счет будущего снижения вклада чистого экспорта. Так как импорт начал расти, а продажи основного экспортного российского товара – газа – стабилизируются и уже не увеличиваются быстрыми темпами.
2.2 Хронология мирового финансового кризиса 2008
2006 год: ипотечный кризис в США начался и продолжился весь 2007 год. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов. Это стало прелюдией мирового финансового кризиса.
2007 год: ипотечный кризис в США продолжается. В других странах пока не наблюдается признаки надвигающего мирового финансового кризиса. Однако с ноября началось падение мировых фондовых индексов вплоть до конца 2008 года.
Сентябрь 2008 года, ипотечный кризиса спровоцировал кризис ликвидности в американских банках, а затем и по всему миру. Мировой финансовый кризис начинает разрастаться. Крупнейшие мировые банки перестали существовать или сменили хозяина. В России это вылилось в банковский кризис.
Из-за недостатка наличности (ликвидности) банки перестали кредитовать реальный сектор экономики и потребителей. Одной из первых пострадавших отраслей стала автомобильная промышленность. Крупнейшие мировые производители стали сокращать свое производство. Американская «Большая тройка» (Ford, Chrysler, GM) обратилось к правительству за помощью. Мировой финансовый кризис в 2008 году перерастает в кризис реальной экономики. Начался спад производства в большинстве стран Европы, Японии, США, России. Теперь речь уже идет о глобальной рецессий. После финансового, в 2008 году начинается мировой экономический кризис.
Многие эксперты прогнозируют, что для определенных стран этот финансовый кризис может стать тяжелее, чем Великая Депрессия для США.
Из 2008 года финансовый кризис в России перекочевал в 2009 год в виде экономического кризиса, прибавив проблем не только финансовому сектору и промышленным предприятиям, теперь кризис дошел и коснулся почти каждого. В той или иной степени кризис 2009 года повлияет на нас и нашу жизнь.
Хроника событий кризиса в России 2009 года.
Во время кризиса происходит масса интересных и замечательных событий. Чтобы посетители нашего сайта были в курсе, на этой странице ежемесячно будет расмещаться хроника прошедших событий 2009 года, связанных с экономическим кризисом в России. Хроника не претендует на полноту и абсолютную объективность. Это наш взгляд на кризис – такой, каким мы его видим.
Кризис: январь 2009 года.
– 1 января – начало «Второй Газовой войны» между Россией и Украиной. Украина перекрывает поставки газа в Европу через свою территорию. Тяжелый политический и экономический кризис в Украине не позволяет этой стране быстро решить проблемы с поставками газа. Переговоры, начатые еще в 2008 году, ни к чему не приводят – контракты на транзит газа не подписаны.
– 12 января – Продолжается девальвация рубля начатая в конце 2008 года, как одна из мер по борьбе с финансовым кризисом 2009. По итогам первых в 2009 году торгов на ММВБ: курс евро 41,13 рубля, курс доллара США 30,53 рубля.
Увеличиваются заградительные пошлины на ввоз иномарок в Россию. Пошлины введены для поддержки производства автомобилей во время кризиса в России в 2009 году.
– 19 января – окончание «Газовой войны». В Москве подписан контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» до конца 2019 года. Если раньше цена на газ для Украины устанавливалась по договоренностям между чиновниками, то теперь по контракту цена на газ для Украины будет считаться по европейской формуле. В документе учтены все нюансы, позволяющие в будущем избежать подобных газовых кризисов.
В результате «газовой войны» Россия и Украина, кроме финансовых потерь, понесли репутационные потери, как надежные поставщики и транзитеры газа в Европу. Европа узнала, что такое жить без российского газа.
– Вице-премьер РФ Алексей Кудрин в Гонконге заявил, о том, что в 2009 году Россию ждет стагфляция: сочетание высокой инфляции и спада экономики.
– В.В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральный бюджет в условиях кризиса 2009 года, исходя из следующих параметров: среднегодовая цена на нефть в $41 за баррель, сокращение ВВП на 0,3%, инфляция – на уровне 13%, рубль, девальвированный до 35 рублей за доллар.
– 20 января – по итогам расширения коридора колебаний рубля к бивалютной корзине евро стоит 43,78 рубля, пока это рекордная стоимость евро за всю историю.















