2882 (599869), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Указанные выше достоинства биржевого валютного рынка России обусловлены следующими факторами:
– законодательно установленным требованием по обязательной продаже части (50%) валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг;
– ограниченным количеством валютных бирж (т.е. торговых площадок), на которых производятся операции по купле – продаже (конверсии) валюты;
– использованием государством Московской межбанковской валютной биржи для установления официального обменного курса рубля к доллару, а на основе его через систему кросс – курсов к другим валютам;
– контролем за торгами на ММВБ со стороны Центрального банка
России, который использует валютные ресурсы государства для регулирования соотношения рубля и доллара и тем самым гарантирует, что все выставленные на бирже для покупки доллары США будут куплены.
Внебиржевой валютный рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами валютной биржи и ведут его по телефону, телефаксу, компьютерным сетям.
Биржевой и внебиржевой рынки в определенной степени противоречат друг другу и в то же время взаимно дополняют друг друга. Это связано с тем, что, выполняя общую функцию по торговле валютой и обращению ценных бумаг в валюте, они применяют различные методы и формы реализации валюты и ценных бумаг в валюте.
Достоинства внебиржевого валютного рынка заключаются в:
– достаточно низкой себестоимости затрат на операции по обмену валют. Дилеры банков часто используют очные валютные аукционы на бирже для снижения собственных затрат на валютную конверсию путем заключения договоров купли-продажи валюты по биржевому курсу до начала торгов на бирже. На бирже с участников торгов взимаются комиссионные, сумма которых находится з прямой зависимости от суммы проданных валютных и рублевых ресурсов. Кроме того, законом установлен налог на биржевые сделки. Во внебиржевом рынке для уполномоченного банка после того, как был найден контрагент по сделке, операция валютной конверсии осуществляется практически бесплатно;
– более высокой скорости расчетов, чем при торговле на валютной бирже. Это связано прежде всего с тем, что внебиржевой валютный рынок позволяет проводить сделки в течение всего операционного дня, а не в строго определенное время биржевой сессии. Например, акционерное общество
«Межбанковский финансовый дом» как участник внебиржевого валютного рынка заключает контракт на куплю-продажу валюты по плавающему курсу. В нем фиксируется только сумма продаваемой валюты без указания курса сделки. В качестве обменного валютного курса обычно используется курс, который установится на следующих торгах на ММВБ. Расчеты по таким сделкам происходят после того, как установится курс на
ММВБ. В результате этого создаются условия единой технологической цепочки, использование которой позволяет валютным дилерам банков осуществлять операции по обмену валюты в течение всего операционного дня, совмещая преимущества биржевого и внебиржевого валютного рынка.
С переходом России к рыночной экономике срочная торговля в сфере валютных операций постепенно расширяется, и этому способствует ряд факторов:
– во-первых, рынок срочных контрактов позволяет производителям и потребителям различной продукции избежать или уменьшить ценовой риск при реализации или приобретении товаров;
– во-вторых, рынок срочных контрактов позволяет экспортерам и импортерам избежать или уменьшить риск при изменении валютных курсов. Немаловажную роль в увеличении активности на этом рынке должны сыграть и иностранные инвесторы, заинтересованные во вложениях в российские финансовые инструменты и хеджировании курса рубля к иностранным валютам с целью репатриации прибыли;
– в-третьих, рынок срочных контрактов служит одним из механизмов, стабилизирующих само функционирование рыночной экономики, в том числе ее финансового сектора, так как позволяет владельцам финансовых активов застраховать риск падения их курсовой стоимости, а заемщикам и кредиторам – риск изменения процентной ставки.
Рассматривая валютный рынок Российской Федерации, следует указать на новую роль и особое место российского рубля в странах ближнего зарубежья.
Российский рубль имеет сегодня для стран СНГ такое же значение, что и американский доллар для Российской Федерации. Если бы центральные банки стран СНГ располагали достаточным запасом российских рублей, то они могли бы поддерживать курс своих валют достаточно стабильным.
Однако такого запаса в настоящее время нет и национальная валюта стран СНГ быстро обесценивается.
3. Законодательство о валютном регулировании
3.1 Основная нормативная документация
На основании Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №50, ст. 4859), Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52 (часть I), ст. 5032) и на основании решения Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 26 марта 2004 года №6) Банк России устанавливает следующий порядок обязательной продажи части валютной выручки резидентов на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
На основании Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №50, ст. 4859), Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст. 2790; 2003, №2, ст. 157; №52 (часть I), ст. 5032) и решения Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 22 апреля 2004 года №8) Банк России устанавливает следующее.
1. Без ограничений осуществляются следующие валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет:
1.1. операции, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.2. операции, связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнение регрессных требований поручителей;
1.3. операции, связанные с приобретением у третьих лиц – уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам – уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;
1.4. операции, связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (договорам лизинга);
1.5. операции с внешними ценными бумагами;
1.6. операции, связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними ценными бумагами и внешними ценными бумагами;
1.7. операции, связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;
1.8. операции, связанные с доверительным управлением денежными средствами;
1.9. операции, связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по операциям, указанным в подпунктах 1.1 – 1.8 настоящего Указания.
2. Валютные операции, не указанные в пункте 1 настоящего Указания, осуществляются уполномоченными банками в порядке, установленном для юридических лиц – резидентов, не являющихся уполномоченными банками, если иное не установлено Банком России.
3. Настоящее Указание подлежит опубликованию в «Вестнике Банка России» и вступает в силу с 18 июня 2004 года.
На основании статей 4 и 15 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» и статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России устанавливает следующий порядок и условия проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж.
3.2 Проблемы о валютном регулировании и контроле
В российской экономике получают все более широкое распространение новые финансовые инструменты, которые используются в обслуживании расчетов внутри коммерческого оборота по внешнеторговым операциям. Одним из них является факторинг, который представляет собой сделку, в которой одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет уступки денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику). Обязательство вытекает из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу (должнику). В свою очередь, клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование к должнику, которое может быть уступлено клиентом финансовому агенту также и в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
Дефицит оборотных средств у предприятий, наличие определенных сложностей в предоставлении банковских коммерческих кредитов – все это ведет к тому, что количество сделок факторинга значительно увеличивается. Многие банки, инвестиционные, финансовые и коммерческие компании осуществляют факторинговые операции, в том числе и операции международного факторинга, при условии, что одна из сторон сделки факторинга либо должник по уступаемому договору купли – продажи является фирмой – нерезидентом.
Российским валютным законодательством финансовые операции международного факторинга еще недостаточно полно урегулированы. Это связано, очевидно, с тем обстоятельством, что в Гражданском кодексе РФ нет пока такого финансового инструмента, как факторинг. В главе 43 ГК РФ речь идет о сделке по финансированию под уступку денежного требования. Но если применительно к внутреннему гражданскому обороту эти понятия достаточно близки, то в сфере внешнеторговых операций международный факторинг не идентичен российскому понятию финансирования под уступку денежного требования. Данное обстоятельство порождает ряд коллизий, особенно с учетом действующего валютного регулирования и валютного контроля.
Постараемся проиллюстрировать это на различных типах операций международного факторинга, в которых одной из сторон являются российские лица.
Закон РФ от 09.10.92 №3615–1 «О валютном регулировании и валютном контроле» специально не выделяет факторинговые операции в качестве валютных операций. Очевидно, что факторинг в широком смысле является сделкой финансирования под уступку денежного требования, в полной мере соответствует содержанию ст. 1 п. 7 Закона и входит в разряд операций, «связанных с переходом прав собственности на валютные ценности». Оба вышеуказанных заключения свидетельствуют о том, что операции международного факторинга не противоречат российскому валютному законодательству.
Известно, что в соответствии с Законом валютные операции дифференцируются на «текущие валютные операции» и «валютные операции, связанные с движением капитала» (п. п. 9, 10 ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»). С точки зрения содержания факторинг предусматривает уступку обязательственных требований, вытекающих из контрактов по поставке товаров, т.е. применительно к валютному законодательству – из контрактов международной купли – продажи товаров. Таким образом, содержательно факторинговые операции подпадают под механизм регулирования текущих валютных операций.
Текущие валютные операции в соответствии с Законом предполагают уступку обязательственных требований по расчетам на срок не более 90 дней. В результате контракт по факторинговым операциям тоже, очевидно, должен иметь срок исполнения до 3 месяцев. В реальной практике не всегда они укладываются в данный срок.
В данном контексте справедливо возникает вопрос, могут ли факторинговые операции быть отнесены к категории валютных операций, связанных с движением капитала (далее – капитальные операции). По нашему мнению, подобные операции международного факторинга могут соответствовать признакам «капитальной операции» лишь в случае, когда финансовый агент принимает от клиента материальные требования к должнику в качестве обеспечения предоставляемого им коммерческого кредита клиенту на срок более 180 дней. По остальным критериям операции международного факторинга, очевидно, должны регулироваться как относящиеся к текущим валютным операциям.
Рассмотрим наиболее распространенную правовую конструкцию, в которой клиент и финансовый агент являются резидентами, а должник – нерезидентом.
Между клиентом и должником отношения регулируются контрактом международной купли – продажи. Клиент – экспортер товаров поставляет товар и переуступает финансовому агенту право на получение денежных средств от импортера.
Таким образом возникает два варианта правосубъектности:
а) финансовый агент – это уполномоченный банк;
б) финансовый агент – любое другое лицо, не являющееся кредитной организацией.
В соответствии со ст. 825 ГК РФ в качестве финансового агента могут выступать банки, иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого типа. Однако в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит лицензированию. Следовательно, в качестве финансовых агентов могут выступать не только кредитные организации, но и другие коммерческие предприятия.
В нашем примере, когда финансовым агентом является уполномоченный банк, действуют следующие обязательные нормы валютного контроля: во-первых, паспорт сделки оформляется на клиента в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ №86-И, ГТК РФ №01–23/26541 от 13.10.1999 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (далее – Инструкция №86-И), который нет необходимости перерегистрировать на другое лицо.











