2823 (599840), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Лимит перспективной ликвидности представляет собой агрегированный показатель - предельный коэффициент дефицита ликвидности.
Стратегия банка в области управления активами и пассивами напрямую влияет на планирование риска ликвидности и соответствующих лимитов. Размер лимита определяется политикой банка в области ликвидности - консервативной или агрессивной. В первом случае дефицит текущей ликвидности отсутствует и лимит равен 0. Во втором случае он должен быть равен объему возможного привлечения средств на рынке межбанковского кредитования и объему средств от продажи высоколиквидных активов.
Консерватизм политики банка предполагает отсутствие разрыва между активами и пассивами в рамках одной срочной группы или размещение на сроки более короткие, чем сроки привлеченных пассивов. При этом лимит перспективной ликвидности будет близок к 0. Агрессивная политика предполагает увеличение лимита перспективной ликвидности, то есть увеличение рамок, в которых сроки активов могут превышать сроки пассивов. По мнению специалистов, верхний предел отклонений должен быть таким, чтобы к моменту достижения срочной группы "до 1 месяца" разрыв входил в рамки лимита текущей ликвидности.
Существуют следующие способы оценки и управления риском ликвидности:
-
проведение анализа и оценка соотношения активов и пассивов по степени ликвидности, т.е. активы и пассивы распределяются по соответствующим группам по степени убывания ликвидности и с учетом их срока и качества.
-
метод разрыва или лестница сроков основывается на сопоставлении активных и пассивных статей баланса с учетом срока, оставшегося до их погашения. Выявленные в результате сопоставления разрывы показывают, в каком временном интервале банк будет испытывать недостаток или избыток ликвидных средств.
3.3 Управление процентным риском
1. Выдача кредитов с плавающей процентной ставкой. «Такие меры позволяют банку вносить соответствующие изменения в размер процентной ставки по выданному кредиту в соответствии с колебаниями рыночных процентных ставок. В результате банк получает возможность избежать вероятных потерь в случае повышения рыночной нормы ссудного процента»
2. Согласование активов и пассивов по срокам их возврата. Согласование активов и пассивов по срокам их возврата возможно по всему балансу банка (макро хеджирование) или по конкретному активу и конкретному пассиву (микро хеджирование). Для максимального хеджирования процентного риска сроки возврата по активу и пассиву должны полностью совпадать, что, однако, значительным образом ограничивает маневренность в деятельности банка. Вследствие этого допускается разрыв (разница) между соответствующими по срокам суммами актива и пассива. В целях управления данной разницей банки устанавливают обычно нормы соответствия активов и пассивов по сроку для тех их видов, которые чувствительны к изменениям процентных ставок. Если ожидается, что ставки процента будут возрастать, то разница должна быть положительной. Это приведет к тому, что в категорию с более высокими ставками переместится больше активов, чем пассивов, и чистый процентный доход банка увеличится сверхожидаемого. Напротив, при ожидаемом снижении процентных ставок разница должна быть отрицательной.
3. «Процентные фьючерсные контракты. Они представляют собой срочные контракты, которые используются для игры на процентных ставках. Подобно прочим фьючерсным контрактам процентные фьючерсы используются для спекуляции на колебаниях рыночных процентных ставок, а также для покрытия процентного риска»
4. Процентные опционы. Процентный опцион - это «соглашение, которое предоставляет держателю опциона право (а на обязательство) купить или продать некоторый финансовый инструмент (краткосрочную ссуду или депозит) по фиксированной цене до или по наступлении определенной даты в будущем»
5. Процентные свопы. Одним из способов снижения процентного риска являются операции "своп" с процентами, то есть когда две стороны заключают между собой сделку, по условиям которой обязуются уплатить проценты друг другу по определенным обязательствам заранее обусловленные сроки. Обычно происходит обмен процентных платежей по сделке с фиксированной ставкой против сделки с переменной ставкой. При этом сторона, обязующаяся произвести выплаты по фиксированным ставкам, рассчитывает на значительный рост за период сделки переменных ставок; противоположная сторона - на их снижение. В результате сделки выигрывает та сторона, которая правильно прогнозировала динамику процентных ставок.
6. Срочные соглашения. Этот метод защиты от процентного риска связан с заключением между банком и клиентом специального форвардного соглашения о предоставлении в оговоренный день ссуды в определенном размере и под установленный процент. Таким образом, заранее фиксируется дата, размер будущего кредита, а также плата за пользование им. Заключая такое соглашение, банк ограждает себя от риска потерь в случае падения на момент выдачи ссуды рыночных процентных ставок. При повышении же этих ставок выигрывает клиент, получающий кредит за более низкую плату. Этот метод хеджирования, таким образом, позволяет разделить риск, связанный с колебанием процентных ставок с клиентом.
7. Страхование процентного риска. Оно предполагает полную передачу соответствующего риска страховой организации.
«Процентный риск содержит в себе инфляционный риск - риск убытков в результате обесценения сумм процентов, уплачиваемых заемщиком. Методом его страхования является индексация, при которой в кредитном договоре оговаривается, что сумма платежа зависит от изменения определенного индекса, например, цен, а также заключение возобновляемых (револьверных) займов на короткий срок с правом их возобновления и пересмотра уровня ставки».
Управление процентным риском с помощью Казначейства
Активы и пассивы банка имеют различные свойства в отношении изменения процентных ставок. Такими свойствами являются способность реагирования рыночной стоимости активов/пассивов банка (рис.10), а также эластичность брутто-маржи активов/пассивов к изменению процентных ставок (рис.11).
Изменения процентных ставок на рынке могут вызвать различный итог для банка в зависимости от реакции рыночной стоимости активов/пассивов, их эластичности, величины изменений и формы процентной кривой рыночной процентной ставки.
Так с ростом процентных ставок на рынке может снизиться рыночная стоимость активов и увеличится рыночная стоимость пассивов. Например, стоимость ценных бумаг, которые держит банк в своих активах не для извлечения арбитражного дохода, упадет. Это должно отразиться в балансе банка. В свою очередь может возрасти стоимость обязательств банка по пассивам с переменной процентной ставкой. И наоборот, снижение рыночных процентов вызывают обратные явления.
Вместе с тем как показывает банковская практика, изменение рыночных процентов вызывает, как правило, однонаправленное изменение средней маржи как актива, так и пассива. Результат брутто-маржи зависит от доминирования эластичности активов или пассивов. Общий результат изменения процентных ставок складывается из результатов изменения рыночной стоимости и брутто-маржи. Управление рыночным риском, включая и процентный риск, ложиться, как правило, на Казначейство.
Для оценки риска изменения процентных ставок для брутто-маржи банка используются методы процентного баланса и процентной эластичности, а для рыночной стоимости активов - пассивов банка Modified Duration, Modified Effective Duration, Key Rate Duration или Basispoint Value. Для первой категории риска современным методом является метод процентной эластичности, а для второй – методы Key Rate Duration или Basispoint Value. Их современность состоит в том, что в отличие от других классических методов они дают вероятностную характеристику риска. Риски рассчитываются как значение потерь за выбранный промежуток времени с определенной долей вероятности их наступления. Этот риск отображает показатель Value at Risk.
Управление процентным риском ведется по:
-
периодическим показателям в рамках Assets Liability Management
-
по приведенным показателям рыночной стоимости в рамках интегрированного управления доходом/риском
Управление процентным риском по периодическим показателям рассматривает изменение структурой баланса и его последствия. Здесь часто используется метод процентной эластичности.
Если в банке создана система оценки рисков и банк рассчитывает интегрированный показатель дохода/риска на основе RORAC , то Казначейство может вести управление процентной книгой в рамках такого интегрированного управления.
При ведении процентной книги по рыночной стоимости рассчитывается рыночная стоимость процентной дохода процентной книги путем дисконтирования всех денежных, имеющих значения для процентного риска, потоков по рыночным процентным ставкам. Полученный процентный доход ставиться в отношение к входному риску измеренному как Value at Risk. В результате полученное значение RORAC сравнивается с плановым или фактическим значением RORAC.
Центральные подразделения банка, Казначейство или риск-менеджер, могут проводить симуляцию на основе ожидаемого развития процентных ставок на рынке. На основе проведенного анализа или симуляции проводятся мероприятия со стороны Казначейства по интегрированному управлению риском/доходом банка.
Для управления процентным риском Казначейство выпускает для децентрализованных подразделений директивные указания, назначает им лимиты, вводит для них бонусы и малусы. Также Казначейство самостоятельно проводит компенсационные операции на денежном/капитальном рынках, использует для хеджирования процентные деривативы.
3.4 Управление операционным риском в банке
Операционный риск, возможно, самый крупный риск любой организации. Практически каждый крупный убыток, с которым столкнулась та или иная компания на протяжении последних 20 лет, начиная с Enron и Wolrdcom и заканчивая убытками трейдера в Societe Generale и последним кредитным кризисом, был вызван операционным нарушением.
Многие финансовые компании потратили десятки миллионов долларов на разработку надежных систем оценки и контроля операционного риска. Но, несмотря на эти огромные инвестиции, для многих фирм разработка жизнеспособной программы операционного риск-менеджмента (ОРМ) продолжает оставаться недостижимой целью.
Многие финансовые фирмы не считают операционный риск значительным. Это отражается в низком уровне капитала, приходящегося на этот риск, относительно общего уровня капитала компании (например, 15–20% от общего уровня). Многие видят операционный риск просто как риск сбоя в работе бэк-офиса. Как правило, руководители полагают, что ОРМ заключается в разработке систем контроля качества для процессов низкого уровня. Эти взгляды во многом сформировали инвестиционные и кадровые решения, которые, в свою очередь, повлияли на размещение ресурсов и развитие технологий.
Нынешняя лавина убытков в мировой финансовой индустрии заставляет многих руководителей переосмыслить свой подход к управлению рисками в целом. Сегодня многим очевидно, что операционный риск намного более важен, чем считалось раньше. В результате большой интерес вызывают новые подходы к управлению такого рода рисками. Один из таких подходов — современный ОРМ.
Вообще говоря, операционный риск — это риск потерь от операционного нарушения. Операционный риск проникает во все аспекты возможных рисков — он взаимосвязан со всеми другими типами риска, такими как рыночный, кредитный риск, а также риск ликвидности, усложняя их. В отсутствие операционных провалов все другие типы риска значительно менее важны.
Тем не менее много лет назад Базельский комитет постановил, что кредитные потери, вызванные операционным сбоем, должны с точки зрения составляющих компонент капитала классифицироваться как кредитные убытки. Это компромиссное решение, основанное на историческом прецеденте, имело ненамеренный эффект уменьшения значения операционного риска — не только в банковской области, но и в других отраслях, перенявших в риск-менеджменте банковские принципы.
Следуя этому узкому определению, операционный риск требовал небольшого количества капитала в резерве и, как следствие, рассматривался банками как вопрос низкого приоритета. Это не только отвело ресурсы и внимание руководства от этого основного риска, но и затемнило причины многих крупнейших убытков.
Операционный риск — это гораздо больше, чем просто риск операций. Риск операций — суть подмножество операционного риска, связанное с неосознанными исполнительными ошибками и сбоями в процессах. Так как эти риски, как правило, хорошо известны, ими обычно умеют хорошо управлять. Кроме того, так как эти события являются «нормальными» операционными сбоями, соответствующие убытки от каждого такого события обычно относительно малы, редко превышают миллион долларов. Операционный риск, напротив, в основном заключается в «ненормальных» операционных провалах, особенно в сознательном нарушении профессиональных или моральных стандартов и чрезмерным аппетитом к риску. Примеры включают нарушение стандартов продаж и неавторизированный трейдинг. Многие случаи многомиллиардных потерь происходили тогда, когда нарушители номинально действовали в интересах своей компании, но делали вещи, которые не совпадали с ее долгосрочными интересами.
Традиционный и современный ОРМ — различные бизнес-проблемы
Есть два общих подхода к ОРМ: традиционный и современный. Поясним основные различия на примерах.
Традиционный ОРМ: Вы идете вдоль по рельсам, навстречу вам мчится поезд со скоростью 100 км/час, что вам нужно сделать? Проведем оценку риска: вероятность = 90%, убыток = =10 млн долларов (ваша стоимость для общества). Следовательно, ваша оценка риска — 9 млн долларов. Так как это превышает ваш уровень терпимости риска, вы разрабатываете план действия: спрыгнуть с рельсов. Проблемы традиционного ОРМ связаны с осязаемой угрозой, которая требует тактического решения.
Современный ОРМ: Спрыгнув с рельсов, вы спрашиваете себя: насколько общество подвержено риску железнодорожных несчастных случаев и являются ли имеющиеся методы их предотвращения оптимальными в рамках терпимости риска/убытка нашего общества? Для ответа на эти вопросы вам надо выяснить, сколько людей погибают в среднем каждый год (ожидаемые потери) и в худший из последних 10 лет (грубая мера риска).















