1789 (599460), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Случайный характер событий (факторов), повлекших возникновение ущерба является первостепенным критерием в принятии решения страховщиком о том, поддается ли рассматриваемый риск страхованию. Случайный характер проявляется в неизвестности самого факта (например, в страховании имущества, ответственности) и (или) времени возникновения ущерба либо проявления события, влекущего негативный результат (например, в страховании жизни). Следует четко различать случайность как неизвестность факта и времени возникновения негативных проявлений страхового события и возможность их наступления: случайность не отрицает существование возможности. Но случайность - это и неопределенность в отношении величины возможного ущерба. В соответствии с теорией распределения ущербов, которая проявляется в форме убывающей кривой, мелкие и средние ущербы встречаются гораздо чаще, чем крупные. В теории и практике страхования исследуют и иные проявления ущербов, например, периодичность, с которой в том или ином виде страхования проявляются именно крупные ущербы, характерные или нехарактерные для данного вида страхования. Это, тем не менее, не означает, что если крупный ущерб в страховании, например, от огня или сопутствующих рисков в среднем (конечно, это зависит от типа объекта, принятого на страхование, а также от иных факторов риска) проявляется один раз в пять-шесть лет, то он не может наступить как в последний год такого условно выделенного периода, так и в первый год принятия отдельно взятого риска на страхование. В этом смысле также можно говорить о случайности и неопределенности проявления риска в отношении величины возможного ущерба.
Случайность означает и отсутствие воли страхователя, направленной на наступление события, влекущего негативные последствия. В противном случае речь идет о преднамеренных, осознанных действиях страхователя, направленных на наступление события, застрахованного по страховому полису. А убытки, вызванные преднамеренными действиями, являются основанием освобождения страховщика от обязанности возмещать их. В белорусской правоприменительной практике это единственный случай проявления воли страхователя, который не обладает признаками случайности. Небрежные действия страхователя в этом смысле относятся к категории случайных проявлений, если только законом не предусмотрено иное. И действительно, довольно часто ущербы, возникшие в результате проявления небрежных действий страхователя, возмещаются страховщиками согласно условиям страхового покрытия (например, страхование автогражданской ответственности, страхование ответственности врачей и т.п.). Было бы несправедливо утверждать, что и зарубежная практика столь однозначно относится к понятию небрежности в страховании в смысле проявления принципа случайности событий, влекущих возникновение ущерба. Так, законодательства многих стран (в частности, Германии, Нидерландов, Дании) в этом смысле проводят различия между небрежностью и грубой небрежностью. Грубая небрежность довольно часто приравнивается к неслучайным преднамеренным действиям (в качестве примера может служить страхование строительно-монтажных работ).
Возможность экономической оценки риска предполагает, что последствия реализации риска должны быть объективно измеримы, т.е., с одной стороны, должна существовать возможность определения количественной характеристики вероятностного распределения ущерба, а с другой - возможность оценить максимально вероятный ущерб от реализации риска. Важно учитывать, что установление количественной характеристики вероятностного распределения ущерба носит весьма условный характер, так как довольно часто качество информации о риске неоднородно. И вообще сама информация о риске носит по преимуществу субъективный характер. Более того, чем выше степень новизны риска (например, в фармакологии, генетике, космической промышленности и т.п.), тем ниже качество принимаемых оценок.
Количественный показатель вероятности распределения ущербов проявляется в установлении максимально возможного ущерба. В практике страхования используются различные критерии (базы) определения величины максимально возможного ущерба. Это и критерии "максимально возможного ущерба", и "максимально вероятного ущерба", и "максимально допустимого ущерба", и многие другие. Крупные единичные ущербы встречаются нечасто, однако их последствия для страховой организации могут быть разорительными, поэтому установление максимально возможного ущерба относится, скорее, к технике страхования, а наряду с ней и к критерию страхуемости риска с точки зрения субъективных (финансовых) возможностей каждого конкретного страховщика. Таким образом, помимо объективных оснований выбора той или иной базы установления максимально возможного ущерба, учитываются и субъективные особенности портфеля страховщика, его структуры и качественного наполнения, структуры и качества перестраховочной защиты и многие другие факторы.
Однозначность выделения (идентификации) риска предполагает, что риски (опасности), принимаемые на страхование, должны иметь четкое определение (идентификацию) в договоре страхования. Конечно, такая идентификация может быть достигнута за счет формирования структуры страховой защиты как на основе "поименованных опасностей", так и на основе страхования "от всех рисков". Так, концепция "поименованных опасностей" предполагает, что покрытие предоставляется лишь от тех опасностей, которые четко и однозначно оговорены в договоре страхования. Например, в договоре страхования от огня и сопутствующих рисков это может быть базовое покрытие "FLExA" (английская аббревиатура от Fire - Lightning - Explosion - Aircraft, что означает "огонь, удар молнии, взрыв, падение летательного объекта или его частей"), залив водопроводной водой, наводнение, землетрясение и т.п. Идея второй концепции заключена в том, что страховая защита предопределяется в отношении "всех опасностей", кроме тех, которые составляют существо исключений, согласованных в договоре страхования. Применение данной концепции формирования страховой защиты все же не означает, что страховщик принимает на страхование совокупно без идентификации все риски, характерные для деятельности страхователя. Ее особенность состоит лишь в том, что указанная идентификация достигается за счет подробных исключений из объема страхового покрытия.
Данный критерий обеспечивает страховщику возможность отклонять требования страхователя о возмещений ущерба, не обоснованные с точки зрения неопределенности причины возникновения ущерба.
Однородность и множественность рисков является одним из определяющих критериев страхования. Страхование как механизм распределения убытков одного субъекта между множеством других субъектов за счет формирования специального фонда из средств, уплачиваемых каждым из данного множества субъектов, позволяет выделить такой критерий, как однородность и множественность рисков. Так, чтобы риск поддавался страхованию, крайне важно, чтобы его можно было отнести к какой-либо категории однородных рисков. Именно этот фактор позволяет применять теорию и практику вероятностного распределения ущербов. Немаловажно, однако, и то, чтобы выделенная группа однородных рисков обладала признаками множественности, т.е. чтобы к ней был применим закон больших чисел. Именно это, с одной стороны, служит предпосылкой оценки вероятности наступления события, а с другой - позволяет облечь такие оценки в механизм страхования, в частности, определить величину страховой премии, уплачиваемой страхователем страховщику за риск, принимаемый страховщиком на страхование. Если множественность однородных идентифицированных рисков достаточна, это позволяет установить приемлемую для потребителя стоимость страховой защиты. В противном случае модель страховой защиты в отношении рисков, не соответствующих данному критерию, может стать идеальной, но не востребованной потребителем по причине ее высокой стоимости.
Применительно к критерию субъективности риска можно говорить о том, что риск должен иметь воздействие на результаты конкретного субъекта, чьи имущественные интересы приняты на страхование. Сам факт проявления риска еще не является достаточным основанием для вынесения суждения о наличии страхового события. Такая реализация риска должна затронуть интересы конкретного страхователя. И если сам риск носит объективный характер, то результат его проявления, который поддается страхованию, всегда субъективен, или, говоря иначе, субъектен, и проецируется в виде отрицательных последствий на конкретного страхователя.
Принцип эквивалентности гласит: по результатам определенных отрезков времени либо выделенных тарифных периодов/периодов страхования (в идеале их необходимо соотносить с периодичностью проявления мелких, средних, крупных ущербов) должен достигаться принцип экономического равенства между общей суммой страховой нетто-премии, уплаченной конкретным страхователем за тарифный период, и совокупной суммой возмещений, выплаченных страховщиком в связи с наступившими страховыми случаями за указанный период.
В доктрине и практике реализации страховых правоотношений выделяют следующие фундаментальные принципы:
1) принцип наивысшего доверия сторон;
2) принцип выплаты страхового возмещения в размере действительного убытка;
3) принцип наличия причинно-следственной связи убытка и события, его вызвавшего;
4) принцип контрибуции;
5) принцип суброгации [12, c.46].
Принцип наивысшего доверия сторон известен еще и как правовая доктрина Uberrimae fidei. Принцип наивысшего доверия сторон (Utmost Good Faith), или принцип предельной честности, - основополагающий принцип любого договора страхования. Содержание данного принципа состоит в безусловной обязанности сторон договора страхования раскрывать друг другу все существенные обстоятельства, имеющие к нему отношение. В 1928 г. известный английский судья Скретон (Scrutton) сказал по делу Rozanes v. Bowan: "Так как страховщик ничего не знает об объекте страхования, а приходящий к нему за страхованием знает все, обязанность страхователя состоит в том, чтобы полностью раскрыть страховщику все существенные обстоятельства, даже не будучи спрошенным об этом". Именно это имеется в виду, когда говорят о договоре, основанном на наивысшем доверии сторон. Таким образом, страхователь, обращаясь за страховым покрытием в отношении того или иного риска, обязан перед заключением договора раскрыть страховщику любое существенное обстоятельство, которое ему известно в отношении риска, передаваемого на страхование. По общему правилу страхователя считают осведомленным в любом обстоятельстве, которое в обычном ходе дел он должен знать.
Принцип наивысшего доверия сторон проявляется также в институте гарантий (Warranties). В английском законодательстве положения договора традиционно подразделяются на условия и гарантии, т.е. относительно менее важные (или дополнительные) положения договора страхования, налагающие на страхователя обязанность сохранять определенное положение вещей, предпринимать или не предпринимать какие-либо действия в течение периода действия договора страхования.
В белорусском законодательстве сказано, что при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства неизвестны и не должны быть известны страховщику. При этом существенными признаются обстоятельства, которые определенно оговорены страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе. Таким образом, при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику все известные ему обстоятельства, имеющие существенное значение для определения степени страхового риска, а также размера возможных убытков от его наступления, если такие обстоятельства неизвестны или не должны быть известны страховщику. При этом существенными признаются, по крайней мере, те обстоятельства, которые четко и однозначно обозначены (запрошены страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или в его письменном запросе. Таким письменным запросом, как правило, является письменное заявление на страхование, заполняемое страхователем до заключения договора страхования. Обычно такие стандартные формы заявлений разрабатываются страховщиком по каждому из видов страхования, учитывая его особенности.
Правовые последствия нарушения принципа наивысшего доверия в белорусском праве сводятся к следующему: если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих существенное отношение к риску, принятому страховщиком на страхование, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным.
Принцип выплаты страхового возмещения в размере действительного убытка гласит: выплачиваемое страховщиком возмещение должно вернуть страхователя, потерпевшего ущерб, точно в такое же финансовое положение, в каком он был до наступления ущерба, т.е. страхование не может служить средством извлечения выгоды, а должно выполнять свою главную функцию - защитить страхователя от неблагоприятных последствий проявления застрахованных событий, выразившихся в ущербе.















