129688 (598645), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Заключительный этап:
Этап завершается подведением итогов и рефлексией возникших изменений во мнениях. Особое внимание при подведении итогов тренер обращает на вопросы, связанные с границами и механизмами проявления конвенциональной интолерантности.
Занятие девятое «Механизмы проявления интолерантности в общении и социальном взаимодействии».
Цель. Выявление, осознание и анализ отдельных механизмов возникновения интолерантности (негативные стереотипы, каузальная атрибуция, защитные механизмы личности и другие), присутствующих в наших субъективных сценариях межличностных коммуникаций и оценках межгрупповых социальных взаимодействий.
Стимульный материал: игра костёр (см. приложение 4).
-
Ход занятия
Вводная часть:
Приветствие участников, объяснение условий игры «Большой костёр».
Основная часть:
На этом этапе тренинга используются сюжетно-ролевые игры «Большой костёр» (см. приложение 1) с их последующим анализом при помощи метода обратной.
Заключительный этап:
Этот этап завершается подведением итогов.
Занятие десятое
Цель. Подведение итогов тренинга в целом, рефлексия и обобщение выявленных механизмов снижения интолерантности и формирования толерантности к иной точке зрения, иному мнению, иной позиции.
Стимульный материал: дагностические методики.
-
Ход занятия
Вводная часть:
При подведении итогов тренер обращает внимание группы на зафиксированные в начале тренинга опасения и ожидания участников.
Основная часть:
Перед подведением итогов проводится повторная психодиагностика, результаты которой, по возможности, сообщаются и обсуждаются в группе.
Заключительный этап:
По окончании тренинга участникам предлагается анонимно заполнить и передать тренеру письмо обратной связи.
Список литературы
-
Кон И. Психология предрассудка. «Новый мир», М, 1966.
-
Цюрупа А.И. Национальный инстинкт как предмет научного исследования. «Полис», М., 1997.
-
Чернявская Ю.Л. Психология национальной нетерпимости. «Харвест», Минск, 1998.
-
Солдатова Г.У. Практикум по психодиагностике и исследованию этнотолерантности личности. М., 2003.
-
Пиманова Л.У. Толерантность в системе духовно нравственного воспитания учащихся. «Тогирро», Тюмень. 2008.
-
И.Г. Пчелинцева. Построение толерантной среды в образовательном пространстве вуза. «Тогирро», Тюмень. 2004.
-
Дробижева Л.М., Хомяков М.Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Уральского МИОН. «Екатеринбург», Екатеринбург. 2005.
-
Козлова А.Г., Аксенова А.Ю., Александрова Н.С., Алексеева Е. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе. «Речь», М., 2007 г.
-
С.Д. Щеколдина. Тренинг толерантности. «Ось-89», М., 2004.
-
Е.Ю. Клепцова. Психология и педагогика толерантности. «Академический проект», М., 2004 г.
-
Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. «Вербум-М», М., 2003 г.
-
О.С. Андреева. Организация и проведение тренинговых занятий. «Издательство Тюменского государственного университета», Тюмень, 2007 г.
Приложение
«Текстовые фрагменты, отражающих понятия, связанные с личным опытом восприятия и проявления интолерантности»
-
Гитлеры продолжают приходить к власти, мира на земле не было и нет, смертоносных веществ на душу населения выпадает чуть ли не больше, чем еды, большая часть человечества страдает от недоедания, когда его меньшая, называющая себя цивилизованной, часть продолжает самозабвенно трудиться и бездумно тратить ценнейшие ресурсы, которых не так уж и много даже для нынешнего поколения, и собственную одну-единственную жизнь на изобретение более совершенных орудий уничтожения, забывая о том, что никогда не нужно спрашивать – «по ком звонит колокол», потому что каждый раз «он звонит по тебе», что нет и не может быть орудий уничтожения, в каждом случае и любое смертоносное орудие есть орудие самоуничтожения, даже если тебе удалось сохранить себя физически, даже если ты решил, что проливаемые кровь и слезы не твои, что заглушены не твои песни и горит не твой дом.
-
Чужаки вообще играли большую роль в развитии, начиная с древности. Об этом написал большую интересную статью немецкий социолог Г. Айзерман. Он выводит из психологии эмигранта, беспочвенного человека, многие интересные явления и на Западе; например, Соединенные Штаты – страна эмигрантов, порвавших со старым порядком и рассчитывающих только на себя, на свои собственные руки и ум. «Чужой, – цитирует Айзерман Георга Зиммеля, – по самой своей природе не владеет землей, причем землю надо понимать не только в физическом смысле, но также в переносном смысле жизненной субстанции, фиксированной... в идеальном пространстве общественного окружения». Таким образом, «земля» Зиммеля – примерно то, что Достоевский назвал «почвой».
-
В январе, как ко всем советским людям, в мою дверь позвонил счетчик: «Добрый день! Перепись населения».
Ну что ж, заполняем анкету. Доходим до графы «национальность».
«Немец», – говорю я. «Родной язык?» – «Два. Немецкий и русский». – «Родной язык – один». – «Ну, пишите – немецкий... Но, с другой стороны, я живу в Москве, все мои друзья – русские, а на немецком только с женой общаюсь...»
Теперь на очереди жена: «Отец – армянин, немцы в 42-м убили... Но мать – русская, родной язык – русский. Из языков народов СССР знаю только немецкий».
И тут паренек-счетчик заявляет: «Немецкий – это иностранный язык! Среди народов СССР такого языка не значится».
Еще несколько лет назад такие вопросы вроде бы и не возникали. И вдруг возникли. А может быть – не вдруг?
Текстовые фрагменты, отражающих понятия, связанные с групповыми социальными представлениями ин толерантной направленности
-
При всех различиях в причинах и обстоятельствах конфликтов и войн, на протяжении истории существует повторяющийся набор изображения противника – некий «архетип» врага, который создается, как мозаика, по частям. Враг изображается: чужаком, агрессором, безликой опасностью, богоненавистником, варваром, ненасытным захватчиком, преступником, садистом, насильником, воплощением зла и уродства, смертью. При этом главное в «образе врага» – это его полная дегуманизация, отсутствие в нем человеческих черт, человеческого лица. Поэтому «абсолютный враг» практически безличен, хотя может и персонализироваться. Восприятие чужака в качестве врага уходит корнями в родоплеменное общество человечества. Именно тогда закладывались социально-психологические механизмы «образа врага», как правило, вне своей микросреды. Появились антитезы «мы – они», «свои – чужие», «племя – враг племени». «Паранойя стала не случайным индивидуальным проявлением патологии, а нормальным состоянием человека... Привычка направлять нашу враждебность вовне, на тех, кто неизвестен нам, так же привилась у человека, как способность рассуждать, удивляться, изготавливать орудия».
-
Когда какой-либо народ долго и спокойно живет на своей родине, то его представителям кажется, что их способ жизни, манеры, поведение, вкусы, воззрения и социальные взаимоотношения, т.е. все то, что ныне именуется «стереотипом поведения», единственно возможны и правильны. А если и бывают где-нибудь какие-либо уклонения, то это – от «необразованности», под которой понимается просто непохожесть на себя. Помню, когда я был ребенком и увлекался Майн Ридом, одна весьма культурная дама сказала мне: «Негры – такие же мужики, как наши, только черные». Ей не могло прийти в голову, что меланезийская колдунья с берегов Малаиты могла бы сказать с тем же основанием: «Англичане – такие же охотники за головами, как мы, только белого цвета». Обывательские суждения иногда кажутся внутренне логичными, хотя и основываются на игнорировании действительности. Но они немедленно разбиваются в куски при соприкосновении с оной.
-
30 октября 1968 г. на берегу р. Манаус, притока Амазонки, индейцы атроари убили миссионера Кальяри и восемь его спутников исключительно за бестактность, с их точки зрения. Так, прибыв на территорию атроари, падре известил о себе выстрелами, что по их обычаям неприлично; входил в хижину-малоку, несмотря на протест хозяев; выдрал за ухо ребенка; запретил брать кастрюлю со своим супом. Из всего отряда уцелел только лесник, знавший обычаи индейцев и покинувший падре Кальяри, не внимавшего его советам и забывшего, что люди на берегах По совсем не похожи на тех, кто живет на берегах Амазонки.
Текстовые фрагменты, отражающих понятия, связанные с проявлениями интолерантности, государственными мерами их пресечения
-
Статья 2. Основные принципы противодействия терроризму
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
-
Глава 2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БОРЬБУ С ТЕРРОРИЗМОМ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ. Статья 3. Субъекты борьбы с терроризмом
Основным субъектом обеспечения безопасности от посягательств террористов является государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Органами, осуществляющими непосредственную борьбу с терроризмом, являются:
орган государственной безопасности (ФСБ, КГБ, МНБ и т.д.);
министерство внутренних дел государства;
управление государственной охраны;
министерство обороны государства;
министерство юстиции государства.
Органы, осуществляющие борьбу с терроризмом, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, а также с другими министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями и гражданами государства.
Должностные лица министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций государства независимо от их форм собственности оказывают содействие и необходимую помощь органам государства, осуществляющим борьбу с терроризмом, в реализации возложенных на них задач.
-
Ст. 4 ч. 2 ФЗ «О борьбе с терроризмом» гласит: «Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации».
«Игра на развитие толерантности для подростков "Большой костер"»
Цель: Составление модели конструктивного общения с людьми
Задачи:
1.Помочь учащимся осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близким человеком, и кого они считают чужим. 2.Дать учащимся опыт личного общения с “чужими” и “своими”.
Методы их достижения:
•Работа творческих групп;
•Групповая дискуссия;
•Сюжетно-ролевая игра
Сценарий игры
Подготовительный этап.
Ведущие заранее готовят помещение для игры: парты и стулья составляются таким образом, чтобы все участники игры оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 5-7 человек за каждым столом, в зависимости от общего числа учеников в классе). Столы расположены таким образом, чтобы при необходимости все подростки могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство.
Ведущие заранее разбивают класс на четыре группы. подросткам предлагается разбиться на группы по 2-3 человека, объединившись с теми, с кем им приятнее общаться.
Затем каждая группа выдвигает своего представителя, который выбирает один из квадратиков: желтый, красный, синий или зеленый. На этом этапе ведущие не объясняют участникам игры, что значит тот или иной цвет, а просто предлагает сесть за один стол всем группам, выбравшим квадратик одинакового цвета. Так образуются группы, примерно равные по составу. В этих группах каждому ребенку довольно комфортно – рядом с ним друзья, “свои” ребята. Но вместе с тем в одной группе собрались дети из разных мини-сообществ, возможно, в реальной жизни практически не общающихся между собой. Можно сказать – “чужие” друг другу.
После того как все участники игры разместились за своими столами, ведущий объявляет о начале игры. Звучит тихая музыка.
2. “Чужие” и “свои”: работа с понятиями.
Этот этап выполняет как мотивационную, так и смысловую функцию. С одной стороны, необходимо заинтересовать детей проблемой, поставить их в активную позицию в отношении обсуждаемой темы, а с другой- помочь им сформулировать основные понятия проблемы: “свой человек” и “чужой человек”. Ведущий. Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит? Ведущий произвольно указывает на две из четырех сидящих перед ним групп детей и просит участников подумать и дать определение такому понятию как “чужая вещь”. При этом, подчеркивает он, каждый участник может написать свое определение, может посоветоваться с ребятами в своей группе. Можно также провести обсуждение всей группой.
Две другие группы он просит в таком же режиме поработать над определением понятия “своя вещь”.















