29772 (597152), страница 3
Текст из файла (страница 3)
При наличии в деле оснований для прекращения уголовного дела или прекращения уголовного преследования прокурор принимает об этом решение и выносит мотивированное постановление без обращения дела для производства дополнительного расследования.
Если прокурор при рассмотрении уголовного дела с обвинительным актом обнаружит неполноту обстоятельств, подлежащих доказыванию, либо иные нарушения закона, он принимает решение о направлении дела для производства предварительного следствия со своими письменными указаниями об их устранении, о чем выносит мотивированное постановление. При утверждении обвинительного акта прокурор вправе также своим постановлением исключить отдельные пункты (эпизоды) обвинения либо переквалифицировать деяние обвиняемого на менее тяжкое в случаях, если он: 1) исключает часть обвинения без изменения квалификации; 2) исключает часть обвинения и изменяет квалификацию на более мягкую статью; 3) исключает отдельные квалифицирующие признаки деяния, но при этом не переквалифицирует обвинение на менее тяжкое; 4) квалифицирует деяние по новому уголовному закону без изменения объема обвинения, но улучшающему иным путем положение обвиняемого.
После утверждения прокурором обвинительного акта его копия вручается обвиняемому и его защитнику. В случаях, предусмотренных в законе (ст. 18), копия обвинительного акта переводится на родной язык обвиняемого или: на язык, которым он владеет.
Если в ходе производства дознания по уголовному делу выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, дознаватель в соответствии с общими правилами может внести в организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств, а также других нарушений закона. Данное представление подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением дознавателя о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ст. 158 УПК).
3. Сущность уголовно – процессуальной деятельности при окончании предварительного расследования прекращением уголовного дела
В соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ и УПК РФ, основное назначение уголовного судопроизводства - защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
В отличие от прежнего УПК, в действующем уголовно-процессуальном законе (ст. 6 УПК) закреплено положение, что уголовное преследование в той же мере отвечает назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Таким образом, при возбуждении уголовного дела следователем ставится основная цель - собрать доказательства для привлечения виновного в совершении преступления к уголовной ответственности, а в отношении невиновного — реализовать требования закона о его защите10. Между тем, как свидетельствует анализ практики, в ряде случаев, даже когда уголовное дело было возбуждено обоснованно, в ходе предварительного расследования могут быть установлены обстоятельства, препятствующие дальнейшему его производству. Предварительное расследование каждого уголовного дела может завершиться, в числе других процессуальных решений, прекращением самого дела и уголовного преследования лиц, в отношении которых оно было возбуждено, и при наличии на то, предусмотренных законом оснований.
Раскрывая место прекращения уголовного дела в системе предварительного расследования, необходимо отметить, что термин «прекращение уголовного дела» по-разному определяется в процессуальной литературе. Так, А.Я. Дубинский отмечает, что прекращение уголовного дела представляет собой заключительный этап расследования, на котором уполномоченный государством орган подводит итог произведенной по делу работе, анализирует и оценивает совокупность собранных доказательств и на их основе формулирует в постановлении вывод о невозможности дальнейшего производства в связи с наличием предусмотренных законом обстоятельств, а также разрешает все вопросы, вытекающие из принятого решения11. В свою очередь Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин рассматривают это понятие как процессуальный акт (действие), выражающий решение уполномоченного на то должностного лица об отсутствии требуемых для уголовного судопроизводства предпосылок и об отказе от дальнейшего ведения12.
Указанные точки зрения отражают сложность определения понятия «прекращение уголовного дела» и некоторую условность каждого из таких определений. Поэтому, прекращение уголовного дела лишь с одной стороны, возможно, рассматривать как процессуальное решение. Исходя из главы 29 УПК РФ, под данным понятием законодатель подразумевает комплекс действий и решений следователя и дознавателя, одним которых является вынесение процессуального решения, облеченного в форму постановления о прекращении уголовного дела.
Вот почему прекращение уголовного дела представляет собой завершающий этап расследования, заключающийся в уголовно-процессуальной деятельности дознавателя, органа дознания, следователя, а также прокурора, которые на основе оценки совокупности собранных доказательств, устанавливают предусмотренные законом обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, либо позволяющие освободить лицо от уголовной ответственности, принимают решение о невозможности дальнейшего расследования и разрешают вопросы, связанные с принятием решения по существу дела.
В УПК РФ в качестве отдельных уголовно-процессуальных институтов предусмотрены прекращение уголовного дела и прекращение уголовного преследования. Так, глава 29 УПК РФ, озаглавленная «Прекращение уголовного дела», регламентирует и прекращение уголовного дела, и прекращение уголовного преследования; при этом в ст.213 УПК РФ речь идет применительно к постановлению о прекращении уголовного дела и уголовного преследования, а в ст.214 УПК РФ - к постановлению о прекращении уголовного дела или уголовного преследования. Подобная непоследовательность законодателя создает иллюзию тождества указанных понятий13.
Вместе с тем разграничивать прекращение уголовного дела и прекращение уголовного преследования необходимо не только потому, что в законе отдельно сформулированы основания прекращения уголовного дела (ст.24-26 УПК РФ) и основания прекращения уголовного преследования (ст.27-28 УПК РФ).
Исходя из определения уголовного преследования (п.55 ст.5 УПК РФ), его прекращение осуществляется в отношении конкретного подозреваемого или обвиняемого и не обязательно означает прекращение уголовного дела (ч.4 ст.27 УПК РФ). В свою очередь решение о прекращении уголовного дела не связано с установлением подозреваемого или обвиняемого и возможно как до, так и после появления этого лица; однако, прекращение уголовного дела, во всяком случае, влечет одновременно и прекращение уголовного преследования (ч.3 ст.24 УПК РФ).
Уголовное дело может быть прекращено лишь при наличии строго определенных оснований. Наличие в законе их исчерпывающего перечня и четкая формулировка являются важной предпосылкой законности и обоснованности уголовно – процессуальной деятельности следователя и дознавателя при принятии решений о прекращении уголовных дел.
В юридической литературе встречаются различные точки зрения по поводу классификации оснований прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования.
Так, например, В.В. Несвит предлагает следующую классификацию: уголовное дело или уголовное преследование может быть прекращено по основаниям, исключающим уголовную ответственность (ст.23, п. 1-4 ч.1, ч.2 ст.24, п.1, 3, 6-8 ч.1, ч.3 ст.27 УПК РФ), и основаниям, освобождающим от уголовной ответственности (п.5 ч,1 ст.24, ст.25, 26, 28, 427 УПК РФ). Лицо освобождается от уголовной ответственности только тогда, когда его действия являются преступными и уголовно-наказуемыми, — это отличает виды освобождения от уголовной ответственности от оснований, исключающих уголовную ответственность14.
Существуют и другие варианты деления оснований прекращения уголовного дела по различным критериям. Так, М.С.Строгович полагает, что существуют основания, влекущие прекращение дела в обязательном порядке, и основания, дающие компетентным органам право принять такое решение15. Другие авторы подразделяют основания в зависимости от того, кем -следователем или прокурором — принимается окончательное решение, на подлежащие и неподлежащие утверждению прокурором16.
Большинство процессуалистов вычленяют основания реабилитирующие и нереабилитирующие17.
Реабилитирующее основание означает, что в случае прекращения дела по такому основанию, лицо приобретает право на реабилитацию. К таковым относится:
1) неустановление в ходе предварительного расследования самого события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24);
2) доказанная при расследовании непричастность подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления, в отношении которого велось расследование (п. 1 ч. ст. 27);
3) отсутствие состава преступления в действиях конкретных лиц.
Решая вопрос о наличии либо отсутствии в действиях подозреваемого, обвиняемого состава преступления, лицо, ведущее расследование, принимая решение о прекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования, должен исходить из требований УПК УК РФ. В этих случаях, в материалах дела должны быть либо достоверные данные, указывающие на отсутствие в действиях подозреваемого, обвиняемого состава преступления или на наличие обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Особое место, в числе реабилитирующих оснований прекращении уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого, занимает установление их непричастности к совершению преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК).
Прекращение уголовного преследования по данному основанию может иметь место лишь при наличии доказанных по делу обстоятельств, что при расследовании достоверно был установлен факт события преступления, в его совершении подозревалось, обвинялось конкретное лицо, но доказательств для однозначного вывода о виновности именно этого лица следствием не добыто. Кроме того, исходя из требований закона, факт непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершенному преступлению может считаться установленным лишь при условии, если были исчерпаны все возможности для доказывания его виновности, т.е. приняты все возможные меры по сбору необходимых доказательств.
В соответствии с принципом презумпции невиновности (ст. 14 УПК) все сомнения в виновности подозреваемого, обвиняемого следствием должны истолковываться в его пользу. Поэтому под непричастностью подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления понимается как установление непричастности, так и неустановление его причастности (п. 20 ст. 5). Прекращение уголовного преследования по данному основанию полностью реабилитирует подозреваемого, обвиняемого.
Согласно ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию в числе других категорий граждан, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет подозреваемый и (или) обвиняемый, уголовное преследование, в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 и п.п. 1 и 4-6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, за исключением лиц, перечисленных в ч. 4 настоящей статьи. Поэтому, с учетом положений, перечисленных в п.3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ, основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования (например, отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе, как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ; отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п.п. 1, 3-5, 9 и 10 ч. 1 ст. 448 УПК РФ либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п.п. 1 и 3-5 ч.1 ст. 448 УПК и др.) законодатель считает реабилитирующими.
В свою очередь, нереабилитирующими основаниями считаются те основания к прекращению уголовного дела и уголовного преследования, при которых факты совершения преступлений и наказуемость преступного поведения определенных лиц имеются (установлены событие преступления, наличие в деянии состава преступления, доказана причастность подозреваемого, обвиняемого к совершению преступления). Однако, в силу специального указания процессуального и уголовного закона исключается возможность привлечения их к уголовной ответственности. К таким относится истечение сроков давности уголовного преследования, деятельное раскаяние подозреваемого, обвиняемого, примирение потерпевшего с подозреваемым, обвиняемым и некоторые другие основания, которые не исключают виновности лица в совершении преступления (например, освобождение вследствие акта амнистии (п. 3 ч. 1 ст.27 УПК РФ).
Таким образом, возможность прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям обусловливается тем обстоятельством, что в силу указанных в уголовном либо уголовно-процессуальном законе причин, к установленному по делу правонарушителю могут быть применены закрепленные в законе институты освобождения от уголовной ответственности. Он, при наличии определенных условий, либо освобождается от уголовной ответственности либо фактическое привлечение его в качестве подозреваемого, обвиняемого становится невозможным. Однако положения УПК о реабилитации к нему не могут быть применимы.
Уголовное дело может быть прекращено в связи с примирением сторон. Данное решение принимается при соблюдении следующих условий: лицо совершило преступление небольшой или средней тяжести, примирилось с потерпевшим и загладило причиненный вред. Решение о прекращении дела по указанному основанию могут принять суд, прокурор, следователь или дознаватель с согласия прокурора.
Самостоятельной статьей предусмотрено прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием.
Деятельное раскаяние подозреваемого или обвиняемого (ст. 28 УПК), под которым обычно понимается явка с повинной, оказание содействия в раскрытии преступления, возмещение причиненного ущерба или заглаживание вреда иным способом. Дело может быть прекращено по этому основанию лишь в отношении лица, против которого осуществляется уголовное преследование в связи с преступлением небольшой или средней тяжести. В отношении же лиц, совершивших преступления иной категории тяжести, уголовное дело может быть прекращено в соответствии с ч. 2 ст. 28 УПК только в том случае, если это специально предусмотрено в соответствующих статьях Особенной части УК РФ.
Общий процессуальный порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования на досудебной стадии производства регламентирован ст.ст. 212 – 214 УПК РФ. В соответствии с положениями, закрепленными в уголовно – процессуальном законе, уголовное дело и уголовное преследование прекращаются мотивированным постановлением следователя, копия которого направляется прокурору. В нем излагается сущность дела, как она установлена расследованием, доказательства, подтверждающие обоснованность прекращения уголовного дела и уголовного преследования, указываются мотивы и процессуальные основания принятия данного решения. Выводы следователя не должны носить характер предположения, догадок, а основываться на анализе установленных в ходе следствия фактов.















