177350 (596189), страница 6
Текст из файла (страница 6)
В ряде публикаций рассмотрены особенности воспроизводства капитала в инновационном процессе, управления этим процессом, общая теория и особенности воспроизводства в условиях ПИЭ. К ним относятся возрастание роли ресурсов, в принципе не имеющих адекватной стоимостной оценки (трудовые и природные ресурсы, наука), развитие кооперированных связей взамен обычных рыночных (выпуск изделий по заказам и техническим условиям конкретных потребителей), уменьшение числа товаропроизводителей, удовлетворяющих данных общественную потребность (на основе консолидации транснациональных корпораций, их слияний и поглощений), увеличение роли сопряженных затрат в капиталовложениях и цепи сопряжений. Данные международных и российских исследовательских центров позволяют выделить следующие новые тенденции воспроизводства оборотного капитала в годы формирования глобальной ПИЭ (1990–2008 гг.).
1. Быстрое развитие глобальных внебанковских структур — инвестиционных, хеджевых, пенсионных и других фондов, не находящихся под эффективным государственным или международным контролем и эмитирующих ценные бумаги, которые выполняют функции квази-денег и становятся главным источником формирования оборотного капитала.
Глобальные хеджевые фонды особенно быстро росли в 2000–2007 гг. (рис.1). В Северной Америке, ЕС и Японии (рис.2) быстро росли активы, находящиеся под управлением трастов. Хеджевые фонды оперировали в основном фиктивным денежным капиталом и сыграли весьма негативную роль в возникновении кризиса. Уже в 2008 г. приток капитала сменился оттоком (рис.3).
Рис.1. Рост капитала под управлением хеджевых фондов в 1990–2007 гг. (трлн долл.)
Рис.2. Капитал под управлением глобальных фондов в регионах мира в 1997–2006 гг. (трлн долл.)
Рис.3. Чистый приток (отток) капитала в 1991-2008 гг. (млрд долл.)
Суверенные фонды, к которым относятся российские стабилизационные фонды, находились под госконтролем. Хотя фонды развивающихся (developing) стран, особенно китайские, азиатские и арабские, в отличие от богатых стран вкладывали значительную (43%) часть средств в финансовые активы, доля вложений в индустриальные, потребительские и энергетические активы была гораздо большей, чем у хеджевых и частных инвестиционных фондов (рис.4).
Рис.4. Структура вложений суверенных инвестиционных фондов в капиталы (контрольные пакеты) компаний развивающихся и развитых стран, %
Следует отметить, что ряд авторов пытался, на наш взгляд, неоправданно, отделить финансовый оборотный капитал от производственного. Так, К. Макконнел и С. Брю в учебнике "Экономикс" трактуют понятие "капитал" или "инвестиционные ресурсы" как все производственные ресурсы, т.е. все созданные средства производства. Процесс производства и накопления этих средств называется инвестированием. Далее указывается, что приводимое определение термина "капитал" в данном аспекте не соответствует "денежному капиталу", т.к. деньги, как таковые, ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал, по их мнению, включает инструмент, машины и другое производительное оборудование и потому является экономическим ресурсом, а деньги ("финансовый капитал") таким ресурсом не являются.
2. Бесконтрольная эмиссия доллара США и деятельность теневых центров воспроизводства фиктивного капитала привела в последние годы к резкому росту денежного предложения, особенно на развивающихся (emerging) рынках (рис.5). Резко увеличились в 2000–2007 гг. глобальные финансовые потоки (рис.6), причем в отличие от Китая Россия и многие другие страны перестали контролировать и регулировать их движение. В 2008 г. начался их отток, обрушивший фондовый рынок.
Рис.5. Рост денежного предложения на развитых и развивающихся рынках в 2000–2008 гг. (в %)
Рис.6. Движение мирового капитала (estimated assets) и его чистый приток-отток (net asset flow) в 2000–2008 гг., млрд долл.
Массовое вливание ликвидности в глобальный рынок капитала сопровождалось постоянным (кроме 1998–2000 гг.) дефицитом бюджета США (рис.7, данные Congressional Budget Office) и ростом закупок казначейских облигаций США другими (рис.8), прежде всего развивающимися странами (Китай, Япония, Гонконг, Бразилия — рис.9), а также Россией. Привлечение ликвидности с помощью зарубежных кредитов помогло увеличению денежной массы в российской экономике (рис.10). На уровне предприятия возникновение свободных денежных средств, вследствие снижения общей бартеризации экономики и увеличения объемов продаж, является фактором осуществления инвестиций и интенсификации воспроизводства капитала. На уровне макроэкономики рост монетизации является фактором экономического роста.
Рис.7. Дефицит (профицит) бюджета США в 1970–2009 гг. (% к ВВП)
Рис.8. Главные покупатели казначейских облигаций США в 2008 г. (млрд долл., данные министерства финансов США)
Видные российские экономисты (Д.С.Львов и др.) отмечали, что соотношение денег в обороте и ВВП в России (20%) намного ниже, чем в Англии (94%), США (110%) и других странах (Италия и ФРГ — 60%). В классической рыночной экономике при падении платежеспособного спроса производители сокращают производство и снижают цены на товары и услуги.
Рис.9. Динамика покупок облигаций США развивающимися странами в 2000–2008 гг. (млрд долл., данные министерства финансов США)
В монополизированной экономике цены не снижаются, а дефицит товаров сменяется кризисом платежеспособного спроса населения, утратой фирмами оборотных средств (в отличие от основных фондов они не переоценивались и не индексировались). Снижение процентных ставок, достигнутое колоссальным напряжением бюджета и свертыванием социальных программ, в условиях СНГ не привело к росту инвестиций в производство, поскольку фирмы не имели денег для прибыльной работы даже при низких ставках.
В 2004–2007 гг. денежная масса (наличные деньги с учетом остатков в кассах и на счетах кредитных организаций, на счетах обязательных резервов, по привлеченным этими организациями средствам в национальной валюте, депонированные в Банке России) выросла более, чем на 60%. Жесткое ограничение роста денежной массы в 90-х гг. привело к кризису инвестиций, бурному росту бартера и денежных суррогатов, теневого псевдофинансового рынка. Однако, слишком быстрый рост этой массы увеличивает инфляцию, которая лишь ненамного снизилась в 2003–2007 гг. и остается намного большей, чем в ЕС и ряде стран СНГ. Для воспроизводства оборотного капитала важен баланс между снижением инфляции и изменением курса рубля под воздействием динамики платежного и капитального баланса. Рост курса не только препятствует экспорту, но и стимулирует импорт конкурирующих товаров и услуг.
Рис.10. Динамика денежной массы в экономике
Реальная рыночная экономика предполагает, что в качестве всеобщего эквивалента при формировании капитала выступает валюта (как правило, национальная), эмиссию которой осуществляет государство через центральный банк, причем количество бумажных денег в обращении определяется объемом товарной массы и скоростью обращения денег. Однако в экономике большинства стран в предкризисный период обращались четыре различных вида денег. Настоящие деньги, т.е. национальная валюта, перемещаемая через банковскую систему (денежный агрегат М), составляла лишь 15–20% всего денежного оборота. Еще 10–15% составлял "черный нал", т.е. неконтролируемый оборот, связанный с теневой экономикой и организованной преступностью, а половину оборота — иностранная валюта, бартер и связанные с ним векселя. Это резко увеличивало финансовые риски. Рост денежной массы (в 1999 г. — на 60%, в 2000 г. — на 70%, в 2007 г. — на 35% и т.д.) привел к увеличению ее отношения к ВВП с 8 до 15% и снижению доли бартера с 46 до 15%. Для увеличения доли денежной массы до нормальных 35–40% ВВП и установления рыночных ценовых соотношений, включая тарифы на энергию, услуги ЖКХ и т.д., необходимо развитие кредита (с 15 до 80–100% ВВП), сокращение нерыночного сектора экономики (его доля превышает 1/3), жесткая бюджетная политика, государственное содействие превращению сбережений в производственные инвестиции. Тогда рост денежного предложения не приведет к росту цен.
2.3 Влияние инновационных циклов на расширенное воспроизводство капитала промышленных предприятий
В условиях современной экономики промышленный подъем невозможен без активизации инновационной деятельности. Инновационную деятельность можно выделить в качестве главного фактора в системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства в рыночной экономике. Инновационное развитие предприятия можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны – это активное внедрение и продвижение на рынок продуктовых инноваций, с другой – расширенное воспроизводство капитала предприятия основанное на применении технологических инноваций, переход к новому технологическому базису. Быстрая смена технологий во многих отраслях приводит к созданию большого количества модификаций и сокращению инновационных циклов.
В будущем экономика России должна стать адекватной структуре экономик развитых стран на современном этапе их развития. Однако для этого предстоит большая работа по реализации не только перспективной для условий России промышленной политики, но и эффективной инновационной политики.
Новейшая технологическая база в экономике государства определяется техникой и технологией четвертого, пятого и шестого технологических укладов. При этом под технологическим укладом понимается совокупность технических систем и технологических процессов, выражающих определенное поколение (уровень) научно-технического развития. Каждое новое поколение техники и технологии проходит свой определенный жизненный цикл, продолжительность которого в зависимости от вида техники и технологии, области ее применения, темпов ускорения научно-технического прогресса различно и колеблется от нескольких лет до двух и более десятков лет. Особенность общей тенденции смены поколений состоит в том, что последняя фаза цикла уходящего поколения и первые фазы цикла приходящего поколения совпадают по времени. Анализ мирового опыта показывает, что массовая замена поколений техники и технологий происходит раз в десятилетие и лежит в основе среднесрочных циклов технологических укладов и периодических кризисов. Технологические кризисы характеризуются ухудшением качественных параметров выпускаемых и используемых изделий и технологий из-за их морального старения.
При анализе инновационных циклов расширенного воспроизводства на микроуровне можно использовать широко известные макроэкономические теории экономического развития. Одним из факторов макроэкономических колебаний можно считать неравномерность инновационной активности, что объясняется неравномерным характером инновационного процесса.















