132829 (593819), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Особенности развития детей, перенесших события, связанные с военными действиями, стихийными бедствиями, катастрофами. Тарабрина Н.В. выделяет следующие симптомы, которые появляются у детей сразу после травмы: нарушения сна, ночные кошмары, навязчивые мысли о травматической ситуации, уверенность в том, что травматическая ситуация может повториться, повышенная тревожность, сильная реакция на любой стимул или ситуацию, символизирующую травму, психофизиологические нарушения.
У младших детей часто появляются тенденции к регрессивному поведению (энурез, сосание пальца и проявление большей зависимости от родителей, страх перед незнакомыми людьми, утрата имевшихся навыков), раздражительность. Эти же симптомы могут возникать не сразу после травмы, а спустя довольно продолжительное время.
Дети могут не говорить о своих переживаниях, связанных со стихийными бедствиями, поэтому Тарабрина Н.В. указывает на необходимость обращать внимание на невербальные признаки нарушений, такие как:
-
нарушения сна, которые продолжаются дольше, чем несколько дней после травмы. При этом сны, напрямую связанные с травматической ситуацией, могут отсутствовать;
-
страх разлуки с родителем, «цепляющееся» поведение;
-
страх при появлении стимула (места, человека, телевизионной передачи и т.п.), связанного с травматическим переживанием;
-
соматические жалобы, неуверенность в собственном здоровье;
-
повышенная тревожность, появляющаяся дома или в учебном заведении, связанная со страхами или фрустирующими обстоятельствами.
Катастрофы и стихийные бедствия оказывают травмирующее влияние не только на детей, непосредственно в них участвующих, - дети, родившиеся у матерей, переживших такие события, отличаются задержками эмоционального и моторного развития, меньшим весом при рождении, нарушениями сердечной деятельности.
Особенности развития детей, перенесших тяжелое соматическое заболевание. По мнению Тарабриной Н.В., тяжелое соматическое заболевание может привести ребенка к посттравматическому стрессовому расстройству. Основными проявлениями реакции на соматическое заболевание являются: регрессивное поведение (ребенок чувствует себя более маленьким, незащищенным, что в значительной степени затрудняет лечение) и социальная изоляция (связанная с пропусками в детском саду или школе тем, что часто здоровые дети избегают больных сверстников). Дополнительным травматизирующим фактором при серьезном соматическом заболевании может являться госпитализация. Как пишет Тарабрина Н.В., стресс – это закономерная реакция на тяжелое заболевание. Однако степень его проявления зависит от некоторых условий: особенностей заболевания, степени его тяжести, возраста и пола ребенка, особенностей семейной ситуации (отношения между членами семьи, наличие в семье других тяжело больных, смерть членов семьи и т.п.).
Тарабрина Н. В. Отдельно выносит особенности развития детей, которые являлись свидетелями причинения вреда родственнику или близкому ребенку человеку (насилие, убийство, самоубийство). Эти ситуации являются наиболее травматичными для них. Помимо таких факторов, как непосредственная угроза здоровью или жизни близкого и самого ребенка, важным травмирующим обстоятельством является ощущение ребенком своей беспомощности. Детям, перенесшим такую травму, в большинстве случаев свойственно наличие всех симптомов ПТСР (навязчивое воспроизведение травматической ситуации, избегание мест, связанных с событием, повышенная физиологическая возбудимость и нарушение функционирования).
Таким образом, на основе вышеперечисленного, можно утверждать, что после получения психологической травмы у детей возникают эмоциональные отклонения, которые, в свою очередь, сказываются на поведении детей. В зависимости от тяжести психологической травмы могут наблюдаться эмоциональные нарушения различной степени тяжести – от подавленного настроения до посттравматического стрессового расстройства. Вследствие психологического травмирования страдает не только личностная сфера дошкольника, но и когнитивная сфера, сфера общения и психическое состояние ребенка в целом. Становится ясно, что психологическая травма накладывает отпечаток на все дальнейшее развитее личности ребенка дошкольного возраста. Следовательно, дети, перенесшие психологическую травму, нуждаются в коррекции эмоциональных отклонений
1.3 Методы коррекции эмоциональных отклонений у детей, перенесших психологическую травму
Дети, однажды пережив травму, нуждаются в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии.
Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания произошедшего. Именно поэтому, на место аварии или теракта обязательно направляется психолог, чтобы очень осторожно и с помощью специальной методики помочь потерпевшим восстановить в памяти детали и последовательность произошедшего с ними, словесно описать эмоции и их интенсивность.
Многие родители, занятые уходом за ребёнком, перенесшим травму, не понимают смысла и необходимости такого рода психологической помощи. Не говорить и не вспоминать о трагическом произошедшем, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что ''необработанный'' страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда.
Какие же методы коррекции эмоциональных состояний необходимо использовать? Как отечественные, так и зарубежные психологи широко применяют метод игровой терапии. Это метод лечения или коррекции эмоциональных расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявит творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Различают два вида директивной направленной коррекции: сюжетно ролевые игры и психодраммы. И.И. Мамайчук указывает, что сюжетно ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед началом игры необходимо подобрать специальные сюжеты, где ребенок видел бы конфликтные ситуации, близкие по значению. В ходе игры дети поочередно меняются ролями. Способность ребенка входить в роль, уподобление разыгрываемому образу – важное условие коррекции эмоционального дискомфорта. Так же целесообразно проводить игры драматизации на основе известных сказок. Сказка актуализирует воображение ребенка, помогает представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Ребенок не просто подражает, а создает образ персонажа, уподобляется ему. Способность ребенка войти в роль, уподобить себя образу – это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя, ими персонажи.
Платонова Н. М. и Платонов Ю. П. говорят об арт-терапии, основанной на использовании различных изобразительных средств. К группе таких методов относятся рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, перенесшими психотравмы, считается метод «проективный рисунок». Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.
В контексте арт-терапевтического и игротерапевтического подходов чаще всего, по мнению Платоновой Н. М. и Платонова Ю. П., применяется песочная терапия. Это один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных и эмоциональных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиента. Композиция, построенная ребенком, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и терапевтической работы с ними. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных позитивных механизмов воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. В процессе игры драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.
А. И. Захаров выделяет следующие методические приемы коррекции эмоциональной сферы детей: словесные и подвижные игры; психологические этюды; рисование (тематическое и свободное); беседы и проблемные ситуации. Выбор данных методов и приемов, считает А.И. Захаров, не является спонтанным, он – следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии.
А. А. Осипова считает, что психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации. Сам термин «психогимнастика», по мнению А. А.Осиповой, имеет широкое и узкое значение. В широком смысле психогимнастика – это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека, в том числе и эмоцианально личностной. В узком смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации.
Метод психогимнастики, разработан Г. Юновой и модифицирован М. И.Чистяковой. Занятия по психогимностике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз. Первая фаза – это снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, растерянности, удивления). Третья фаза – заключительная, направлена на закрепление чувства принадлежности к группе.
А.И. Захаров, в отличие от других авторов, выделяет метод беседы и постановки проблемных ситуаций. В работе с детьми дошкольного возраста данный метод может использоваться только в сочетании с другими вследствие возрастных особенностей (недостаточная способность к вербализации своего внутреннего мира, особенности мышления и речи дошкольника). Но, с другой стороны, проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу.
В отечественной и зарубежной психологии используются разнообразные методы, помогающие откорректировать эмоциональные нарушения у детей, которые могут с успехом использоваться в работе с детьми, перенесшими психологическую травму. Эти методы можно условно разделить на две основные категории: групповые и индивидуальные. Однако такое деление не отражает основной цели психокоррекционных воздействий. Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся: игротерапия, арт-терапия, метод аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя игровые, психоаналитические методы, методы семейной коррекции. Эти две группы методов взаимосвязаны.
А.С. Спиваковская выделяет в работе с детьми основные блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный. Диагностический блок направлен на изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию. Установочный блок направлен на формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие. Основной целью коррекционного блока является гармонизация процесса развития личности ребенка. В рамках этого блока необходимо решить следующие задачи: преодоление внутрисемейного кризиса, изменение родительских установок и позиций, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия ребенка.[6, с.196]
И.И. Мамайчук предлагает следующую систему занятий. Занятия проводятся поэтапно через день с небольшой (до 5 человек) группой детей, с учетом возрастных и индивидуально - психологических особенностей ребенка. Каждое занятие состоит из нескольких этапов. Рассмотрим использование методов поддержки и коррекции в каждом из этапов занятия.
Первый этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербально – музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем детям предлагаются зрительно - музыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.
Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям. Используются упражнения вызывающие расслабление мышц, регулирующие дыхание, ритм и частоту сердечных сокращений.
Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки.[6, с.196]
Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов, говоря об организации групповой работы с детьми, подчеркивают, что в группу могут входить дети:
- разница в возрасте которых не превышает двух лет;















