132226 (593691), страница 4
Текст из файла (страница 4)
По Маклакову, физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) корковых отделов анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т. е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий [31].
Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие — процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.
Возникновение в его сознании образа этого объекта происходит примерно так. От органов чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания) нервное напряжение бежит по проводам-нервам в мозг и достигает специальных центров (миллионов клеток в коре головного мозга, специализирующихся на приеме цветовых, звуковых и других раздражителей), вызывая нервный процесс возбуждения. При этом запускается тончайшая дифференцировка действующих раздражителей (формы, величины, веса, цвета, запаха морской обитательницы), а также их интеграция, объединение. Ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их с той категорией предметов и явлений, которая ему известна, отвлечь эти существенные признаки от второстепенных индивидуальных особенностей именно этого предмета. Вот какая сложная мыслительная работа необходима, чтобы воспринять этот простой объект [23].
С уже указанными психическими процессами тесно взаимодействуют еще два — представление и воображение.
Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них (существительное) обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов (то есть является глаголом). Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации [40].
Воображение — это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности.
Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
1) вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Таково, например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания, другой - как колющей; представление о величине палки как средстве удлинить руку;
2) изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т.д.);
3) соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян, человеко-бык у ассирийцев, кентавр у древних греков);
4) конструирования предмета в связи с его назначением, например копья; мысленное наделение этого орудия свойствами поражения цели издалека (метание) или вблизи (нанесение удара, мощного укола) и в связи с этим придание особой формы каждому из этих орудий (легкий дротик и тяжелое копье);
5) мысленного усиления какого-либо свойства или качества, придания этому свойству несоразмерно большего или особого значения в характеристике объекта (хитрость у лисы, трусость у зайца);
6) переноса на другие объекты (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы);
7) мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, в более сильной степени приводящее к построению контрастного образа, наделенного свойствами, прямо противоположными исходному (многие персонажи народного эпоса, сказок);
8) создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (типизация образа в художественной литературе; например, литературные герои Онегин, Печорин, Обломов, Самгин, Корчагин и другие наделены чертами, типичными для той эпохи, того класса, выразителями которых они являются) [28].
1.3 Особенности психических процессов у людей, имеющих экстрасенсорные способности
Для того, чтобы формировать в себе экстрасенсорные способности, каждый человек должен уметь управлять своими психическими процессами. Именно это может дать каждому «магическую» силу, способность контролировать и понимать окружающий мир и, прежде всего, самого себя. Только высший уровень развития некоторых психических процессов у человека наделяет его способностью, например, передвигать предметы, не притрагиваясь к ним, или «читать мысли».
Итак, первый психический процесс, который должен быть хорошо сформированным, структурированным и развитым у экстрасенса, это ощущение.
Каждый предмет, явление или человек обладают собственным и уникальным энергетическим полем, которое может быть при специальных условиях отражено в сознании человека посредством рецепторов и анализаторов. Самое важное, например, для телекинеза, это сформированность и дифференцированность температурных ощущений у человека. За счет того, что человеческая рука может, не дотрагиваясь до объекта, почувствовать высоту его температуры в разные периоды времени или по сравнению с другими, она воздействует на участки повышенной или пониженной температуры посредством собственной энергии, концентрируемой в это время в руке, и, тем самым, формирует определенные физические процессы внутри объекта. Все это вполне научно объяснимо, т.к. все тела могут взаимодействовать друг с другом в пространстве [27].
Умение дифференцировать тактильные ощущения может быть полезным для ясновидения. Например, в случае, когда человек берет другого за руку и может приблизительно «увидеть», что с ним случится через какое-то время. Это связано с тем, что при остроте тактильных ощущений человек может ощутить особые признаки, например, тревоги или стресса у другого человека. На этой основе ясновидящий может строить предположения о том, чего боится его «пациент». По силе ощущения можно определить реальность опасности и проанализировать, с какой вероятностью что-то плохое может случиться с человеком, ведь, если рассматривать ясновидение все же как научное явление, то надо отметить, что для него нужны хорошие научные и практические знания в области математики, логики, физиологии, психологии и т.д.
Острота слухового ощущения также является одной из особенностью людей, имеющих экстрасенсорные способности. Ведь слух позволяет ощущать различные изменения в окружающей среде, в частности, различные вибрации, которые, например, могут быть предвестниками землетрясений или других природных катаклизмов. Кроме того, острый слух позволяет экстрасенсам «слышать» то, что происходит внутри другого человека и, в соответствии с этим, определять некоторые заболевания и их течение [14].
Зрительные ощущения зачастую могут дать возможность человеку видеть чужое «биополе». Это может быть связано со специфической анатомией или физиологией зрительного анализатора.
Таким образом, ощущение как психический процесс является основой экстрасенсорных способностей человека и детерминантой развития некоторых особенных возможностей человека в отношении природы и окружающей среды.
Восприятие, наверное, можно назвать в какой-то степени центральным психическим процессом в формировании экстрасенсорных способностей человека. Ведь даже другое название экстрасенсорных способностей — экстрасенсорное восприятие. В одном ключе с восприятием здесь можно изучать и специфику внимания у экстрасенсов.
Известно, что восприятие зависит от многих характеристик его субъекта: функционального состояния, индивидуально-личностных особенностей, применяемой стратегии и т.д. Это так же справедливо и для экстрасенсорного восприятия [46].
В схожести переживаний и ощущений, испытываемых человеком при экстрасенсорном восприятии и в измененных состояниях сознания, интуитивно угадывалась их связь. Эмпирически зависимость экстрасенсорного восприятия от измененного состояния сознания была продемонстрирована еще в 40-х годах.
Суть измененного состояния сознания — особым образом организованная деятельность мозга при котором происходит активация коры правого полушария. В исследованиях экстрасенсорного восприятия установлено, что экстрасенсорные способности свойственны в основном лицам как раз с правосторонней функциональной асимметрией мозга. Интересен тот факт, что если экстрасенсорной способностью владеет правша, то во время экстрасенсорного восприятия у него происходит сдвиг функционального профиля мозга из левой стороны в правую.
В последнем случае можно предположить, что способности к сверхчувственному восприятию не проявляют те правши, у которых нет достаточной нейродинамической гибкости, необходимой для концентрации возбуждений в правом полушарии. Следовательно, для проявления экстрасенсорного восприятия необходимо как минимум два фактора [1]:
— психическая активность;
— нейрофизиологическая лабильность.
Последний фактор подтверждается также корреляциями между способностью к экстрасенсорному восприятию и гипнабельностью (известно, что гипнабельность соотносится с нейрофизиологической и когнитивной гибкостью).
Так как восприятие определяется мотивацией и прошлым опытом субъекта, то изменение состояния сознания необходимо не только для активизации определенных зон мозга, но и для ослабления устоявшегося образа действительности.
Итак, во время экстрасенсорного восприятия преобладает активность правого полушария. Это вполне понятно, так как экстрасенсорное восприятие основывается на интуиции, образном мышлении, алогичности, инсайте, а это все функции правого полушария.
Интуитивные процессы изучаются, поддаются физиологической регистрации, закрепляются в научной терминологии (инсайт), но остаются скорее феноменами, и в качестве объяснительного принципа использоваться не могут.
Итак, для экстрасенсорного восприятия необходима определенная перестройка сознания на необходимое для этого время. С этой точки зрения все методы развития экстрасенсорных способностей сводятся к средствам формирования таких особых состояний сознания. Психотехнические средства их достижения могут быть разные [21].
Без должного функционирования мышления невозможно развитие экстрасенсорных способностей. Все три вида мышления работают у экстрасенса на самом высшем уровне.
Предметно-действенное мышление необходимо экстрасенсу для того, чтобы находить новые смыслы в обычных вещах и явлениях, оперировать ими в своих целях.
Наглядно-образное мышление позволяет экстрасенсу создавать «особые» образы, которые помогают более тонко исследовать окружающий мир и внутренний потенциал людей.
Наглядно-логическое мышление является основой для проведения анализа полученного опыта, создания нового видения объектов, проникновения в глубокий смысл совпадений и различных ситуаций, происходящих с людьми. Только используя наглядно-логическое мышление, можно предсказать будущее [39].
Важным для экстрасенса, несомненно, является представление и воображение. Представляя ситуации, накопленные в памяти посредством полученного жизненного опыта, экстрасенс моделирует подобные ситуации за счет использования такого психического процесса как представление. А с помощью воображения экстрасенс представляет возможные варианты развязки различных событий. Но в данном случае воображение нельзя путать с фантазией, т.к. воображение имеет под собой достоверную основу, полученную экстрасенсом с помощью различных ощущений и экстрасенсорного восприятия.
И, наконец, память как комплексный психический процесс играет немаловажную роль в развитии экстрасенсорных способностей. Человеческая психика — это хранилище разного рода информации, в том числе не являющейся активной. Считается, что если бы человек хотя бы на несколько процентов больше использовал свою память, то он умел бы летать. Поэтому для того, чтобы экстрасенс эффективно работал ему нужно максимально работать со своей памятью, стараться развивать в себе все мнемопроцессы, обращаться к так называемой «генетической памяти» для того, чтобы находить ответы на сложные вопросы в информационной программе своего подсознания [29].















