130665 (593488), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полнотой.
С первых лет дети с шизоидным типом любят играть одни, предпочитают общество взрослых, подолгу молча слушая их беседы между собой. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего бросаются в глаза замкнутость и отгороженность. Иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживается. Неудачные попытки найти себе друга по душе, быстрая истощаемость в контакте побуждают к еще большему уходу в себя.
Подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть мелочную опеку в быту и подчиняться установленному распорядку и режиму, но готов реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без дозволения в мир его интересов, увлечений и фантазий.
Алкоголизация встречается редко. Опьянение обычно не сопровождается эйфорией.
Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.
Лишь в части случаев черты эпилептоидного типа явственно проступают еще в детстве. Такой ребенок может часами плакать и его невозможно ни утешить, ни отвлечь. Наряду с этим, могут выявиться садистские склонности, дети любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. Отмечается также недетская бережливость по отношению к игрушкам, всему «своему» и крайне злобная реакция на тех, кто собирается покушаться на их собственность. Главной чертой является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поискам объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Повод для взрыва может быть ничтожным. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяжких повреждений.
Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не остается воспоминаний. Тем не менее, нередкой бывает склонность напиваться «до отключения».
Реакция эмансипации нередко протекает тяжело. От родных требуют не только «свободы» и самостоятельности, но и «прав», материальных благ. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. В группе желают устанавливать порядки, выгодные для себя. Могут хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима.
Самооценка носит односторонний характер. Отмечаются склонность к периодам мрачного расположения духа, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, даже склонность к ревности. В остальном представляют себя гораздо более конформными, чем это есть на самом деле.
Главной чертой истероидного типа является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своей особе, потребность вызывать восхищение, почитание. Кажущаяся эмоциональность на деле оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству. В подростковом возрасте с целью привлечь к себе внимание могут использоваться нарушения поведения. Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть изысканным выбором алкогольных напитков. Иногда такие подростки готовы изобразить из себя наркоманов. Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз - другой, они любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный «кайф», прием экстравагантных наркотиков. Детальный расспрос обнаруживает, что нахватанные сведения быстро истощаются.
Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления - громогласные требования свободы, конфликты и т.п. На самом же деле настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.
Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно скорее всего обратить на себя внимание.
Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, заикание и др.).
Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые товарищами, могут ради компании убежать из дома. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи. Когда становятся подростками, то прежние развлечения теперь уже не забавляют. Ищут более острых и сильных ощущений, в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Выпивки начинаются рано (иногда с 12—14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.
Реакция эмансипации тесно сопряжена все с тем же желанием удовольствия и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда не питают. Родные для них прежде всего источник средств для развлечений. Реакция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в компаниях прежде всего ищут места для развлечений. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает. Поражает равнодушие к своему будущему - не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Живут только настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствий.
При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается психопатия.
Главная черта конформного типа - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правило - думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все было «как у всех». При этом под «всеми» подразумевается привычное окружение. От него стараются ни в чем не отстать но и не любят выделяться, забегать вперед.
Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе сверстников, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Нередко решающим в выборе профессии или в избрании места, где продолжать учебу, является то обстоятельство, что в то или иное учебное заведение поступает большинство товарищей. Слабое место в конформном характере - непереносимость крутых перемен. Ломка жизненного стереотипа, лишение привычного общества может послужить причиной реактивных состояний. К острым аффективным реакциям особой склонности не обнаруживается. Дурное влияние среды чаще всего толкает к алкоголизации.
Таким образом, трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера. Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения.
2.4 Особенности социальной профилактики детей и подростков с нарушениями в поведении.
Приведение основных принципов и содержания превентивной практики в нашей стране в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка не может быть осуществлено без изучения и критического осмысления международного опыта развития демократических стран. Несмотря на разнообразие существующих организационно-управленческих подходов к профилактическим программам в разных странах, можно выявить основные тенденции в организации и функционировании системы социальной профилактики. Это прежде всего:
-
гуманизация превентивной практики, преобладание охранно-защитных мер над мерами наказания и принуждения;
-
профессионализация воспитательно-профилактической работы и охранно-зашитной деятельности, ведение и подготовка социальных кадров социальных работников, социальных педагогов, социальных реабилитаторов. Подготовка практических психологов, специализирующихся по коррекции различных форм отклоняющегося, в том числе и агрессивного, поведения детей и подростков и оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
-
создание сети специальных структур, призванных осуществлять социальную и социально-психологическую помощь семье, детям, юношеству: психологические службы и консультации, центры доверия, досуговые и реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, попавших в критическую ситуацию;
-
психологизация воспитательно-профилактической и охранно-защитной деятельности, ведущая роль медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
-
признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям и в первую очередь семьям группы социального риска, не справляющимся самостоятельно с проблемами воспитания.
В настоящее время можно наблюдать постепенный процесс перестройки с учетом вышеизложенных положений как деятельность всей системы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, так и отдельных ее звеньев.
Отличительной особенностью современной отечественной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами. Многочисленные органы социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних криминологи делят на общие и специальные.
Общие органы ранней профилактики (учебно-воспитательные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные и другие учреждения, действующие в системе народного образования, культуры, комунхоза и т. д.) осуществляют воспитательно-профилактическую работу в ходе решения задач социального воспитания и формирования у подрастающего поколения твердых моральных принципов, правопослушного общественного поведения.
Специальные органы ранней профилактики (правоохранительные органы, инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних органы опеки и попечительства и др.) непосредственно ведут работу с детьми, подростками, семьями группы социального риска, с несовершеннолетними правонарушителями и преступниками, вернувшимися из ВТК и специальных учебно-воспитательных учреждений, осужденными судом к различным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Учитывая, что социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в ее охранно-защитной модификации носит комплексный характер и представляет собой систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи семье, детям, юношеству и в первую очередь семьям и детям группы социального риска, то ведущая роль здесь отводится созданию многопрофильной государственной социальной службы семьи и детства.
Эта многопрофильная государственная социальная служба также носит разноведомственный, разветвленный характер и представлена с учетом собственной специфики в разных сферах: в народном образовании, здравоохранении, правоохранительных органах, органах соцобеспечения и т. д. В сфере социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних отделы социальной защиты семьи и детства имеют следующие задачи:
-
через медико-социальный патронаж, социальных педагогов, правоохранительные органы, органы местного самоуправления — изучение проживающего в районе, микрорайоне контингента детей, семей; составление социально-демографической характеристики района;
-
разработка предложений о мерах социально-экономического и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением нужд и потребностей семьи, детей, молодежи, организацией труда, учебы, быта, досуга несовершеннолетних и молодежи;
-
своевременное выявление с помощью и при участии других ведомств семей и детей группы социального риска, осуществление социального патронажа над этой категорией семей и несовершеннолетних, оказание им необходимой социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи, привлечение, по мере необходимости, других органов и социальных институтов для поддержки и помощи детям и семьям группы социального риска;
-
создание сети служб социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи и поддержки семье, детям, подросткам (психологические и юридические консультации, социальные приюты и убежища, телефоны и службы доверия, реабилитационные центры и т. д.).
Помимо центрального звена социальной защиты семьи и детства в других ведомствах также создается собственная система государственно-общественной социальной помощи населению со специфическими задачами, функциями и объектами.
Так медико-социальная служба выполняет следующие функции:
-
организация медицинского социального патронажа над семьями;
-
создание медико-психологической службы, занимающейся профилактикой и пропагандой здорового образа жизни, в первую очередь среди детей, подростков, юношества, семей, имеющих несовершеннолетних детей;
-
участие психоневрологов, психотерапевтов и психиатров в работе реабилитационных центров для несовершеннолетних детей с отклонениями в психическом и социальном развитии;
-
оказание социальной помощи семьям, имеющим больных детей, родителей-инвалидов, хроников.
Деятельность социально-педагогической службы связана с диагностикой социально-педагогической ситуации в семье, по месту жительства, с оказанием психолого-педагогической помощи родителям в воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания, в организации семейного досуга и т. д.















