116064 (592344), страница 6
Текст из файла (страница 6)
На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую — женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания. По данным американских исследователей, 94% медсестер, 90% библиотекарей и 75% работников социальной сферы – это женщины. Некоторые девушки, особенно с невысоким уровнем образования, не имеют серьезной мотивации на достижение успеха в долгосрочной профессиональной карьере, рассматривая профессию как временное занятие до замужества. Важными факторами профессионально выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения.
В любом из существовавших до сих пор человеческих обществ обнаруживаются разделения труда между мужчинами и женщинами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции. Социальные нормы, определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины, называются социальными половыми ролями, а реальное поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, - полоролевым поведением.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с гендерными стереотипами, не осознавая этого в большинстве случаев. Чаще всего мы выбираем куклу или набор для вышивания в подарок девочке, а машинку или конструктор – мальчику. Поступая именно таким образом, люди основываются на гендерных стереотипах.
Гендерные стереотипы представляют собой укоренившееся упрощение, касающееся мужчин и женщин. Такие представления универсальны в пределах данного общества и усваиваются в процессе социализации. Соответствовать определенному социально-культурному стереотипу – значит играть определяемую им социальную роль.
Роль – это совокупность социально или культурно определенных ожиданий относительно поведения индивида в ситуациях конкретного типа. Под гендерной ролью понимают систему средовых стандартов, предписаний, нормативов, ожиданий, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мужчину или женщину. Таким образом, роли задаются обществом, применяются ко всем индивидам определенной категории и являются хорошо усвоенными реакциями. Самая простая модель половых ролей, считают отечественные ученые В.Е. Каган и И.С. Кон, построена по альтернативному принципу «или-или». В ней мужская роль ассоциируется с силой, энергичностью, грубостью, агрессивностью, рассудочностью, а женская – со слабостью, пассивностью, нежностью, миролюбивостью, эмоциональностью [58].
Гендерный стереотип – это упрощенный, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и / или женщин. Гендерные стереотипы очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых.
Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. К первой относятся стереотипы маскулинности-фемининности. Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщин наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери. В немецком языке существует поговорка о четырех «K», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.
Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии c традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа.
Как возникли гендерные стереотипы? Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различий в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда [42].
Гендерные стереотипы, зафиксированные в норме, часто несут на себе «следы» потребностей общества. В частности, такой потребностью выступает разделение труда между мужчинами и женщинами. Это разделение освещалось религиозными представлениями, находило свое закрепление в обычаях, обрядах, пишет Е.А. Азарова. В качестве примера она приводит заботу о детях. Первоначально обоснование этой необходимости звучало так: «заботиться о детях необходимо, иначе они погибнут, группа будет постепенно вымирать, следовательно, заботьтесь о детях!». Так как заботой о детях занимались в основном женщины, то эта норма была обращена, прежде всего, к ним и постепенно стала носить ярко выраженный гендерный характер: «заботиться о детях необходимо ради выживания группы, следовательно, женщины, вы должны заботиться о детях!». Но для того, чтобы женщины заботились о детях, надо чтобы кто-то добывал пропитание, следовательно, появляется норма: «мужчины должны заботиться о добыче и пропитании для женщин и детей!». В итоге эти нормы становятся устойчивыми представлениями о социальных ролях мужчин и женщин и влияют на формирование представлений о том, какими чертами они должны обладать и какими нормами руководствоваться в своей жизни, какую профессию должны выбрать.
После Октябрьской революции Советская Россия была первым государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918г. юридическое равноправие мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни. Теперь предполагалось, что женщина будет активно трудиться в общественном производстве наравне с мужчинами; отомрут основные функции семьи – бытовая и воспитательная, потому, что эти функции будут переданы государству. В 1926г. женщины составляли уже около 20% рабочего класса.
Маргарет Мид нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге «Пол и темперамент».
Американская исследовательница Сьюзан Бэзоу рассмотрела огромное множество работ, посвященных половым и гендерным различиям. Стоит отметить, что вывод каждый раз один и тот же: почти все половые различия – это лишь гендерные различия, т.е. различия, являющиеся продуктом социализации. Дети в любой культуре непроизвольно усваивают эти роли и соответствующее поведение. Они узнают, что ребенок, студент, мужчина и т.д. должен делать [58].
Л.В. Попова полагает, что в последнее время социальная ситуация меняется — девушки (в том числе высоко одаренные) стали чаще говорить об отказе от собственной карьеры в пользу удачного замужества и возможности не работать. Она считает: причинами изменений в ценностных ориентациях могут являться: тяжелый опыт матерей, связанный с двойной нагрузкой, изменения в образе женщины, создаваемом современными средствами массовой информации, высказывания политических лидеров о традиционной женской миссии. Девушки имеют право выбора карьеры домохозяйки, но этот выбор должен строиться на отрефлексированной оценке возможных вариантов жизненного пути, на понимании и переживании его будущих последствий.
Исследования в США показали, что в то время как часть женщин находит удовлетворение в роли домохозяек, в целом удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной компенсации, выше у работающих женщин. Те же женщины, которые видят себя только в роли жены и матери, чаще всего испытывают так называемый синдром домохозяйки. Он проявляется в чувстве беспомощности и безнадежности, в частых депрессиях, низкой самооценке. Как показал американский опыт, годы, посвященные только заботам о семье, лишают женщин ощущений самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере «собственного Я», могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным расстройствам, к суициду.
Традиционно считается, что женщины обладают эксклюзивной способностью воспитания (или выращивания, вскармливания — англ. nurturance). Такое представление обычно обосновывают тем, что только женщины могут рожать и вскармливать детей. На основе этого делается вывод о том, что женщины «от природы» больше подходят для заботы и помощи другим людям. Однако, во-первых, не было найдено подтверждения материнского инстинкта. Во-вторых, нет свидетельств того, что женщины более заботливы, чем мужчины.
Существует тенденция обучать и обучаться поведению, соответствующему гендеру, хотя в зависимости от конкретного общества есть различие в том, чему именно учат. Исследования выявили, что поведение родителей и учителей в процессе социализации детей дифференциально по признаку пола: мальчикам предоставляется больше, чем девочкам, возможностей для самостоятельного решения проблем. Для девочек делается акцент на послушании, ответственности и трудолюбии, для мальчиков – на стремлении к достижениям, соревновании и опоре на собственные силы.
В нашем обществе существует разделение труда по признаку пола. На рынке труда это называется профессиональной сегрегацией по признаку пола. Статистика показывает, что среди оплачиваемых работ «женские» работы, т.е. работы, исполняемые в основном женщинами, как правило, оплачиваются ниже, чем «мужские».
Профессиональная сегрегация – это неравномерное распределение мужчин и женщин в экономике. Профессиональная сегрегация, с одной стороны, является одним из основных ресурсов создания гендера; с другой стороны профессиональная сегрегация формируется под воздействием гендерной системы, существующей в обществе. Одним из основных последствий профессиональной сегрегации оказывается неравенство доходов и социальных позиций между полами [43]. Оба пола физически способны научиться готовить пищу или печатать на машинке, однако в большинстве обществ считается, что эти занятия должны выполнять женщины [42].
В чем негативно воздействие гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности.
Таким образом, гендерные роли и гендерные стереотипы воздействуя, определяют друг друга. Стереотипы устанавливают те задачи, которые должны быть выполнены мужчиной или женщиной, а ежедневное наблюдение за выполнением этих задач мужчинами и женщинами подтверждает действительное существование этих стереотипов.
2. ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАСНИКОВ
2.1 Описание методов и процесса исследования
Правильный выбор профессии старшеклассниками предполагает наличие профессиональной пригодности, которую можно определить как соответствие личных интересов, склонностей и способностей школьника требованиям профессии.
Ведущими компонентами в структуре профессионального самоопределения являются такие качества личности, как интересы, склонности и некоторые индивидуальные свойства личности.
Экспериментальное исследование гендерных особенностей профессионального самоопределения проводилось на базе СОШ №10. Выборка составила сорок человек, из них двадцать девушек и двадцать юношей.
Исследования проводились в три этапа:
- на первом этапе была определена база исследования, подобран психодиагностический материал, сформулированный из задачи практического исследования;
- на втором этапе проведено собственное экспериментальное исследование с помощью четырех методик;
- на третьем этапе полученные результаты были подвергнуты статистической обработке и качественному анализу интерпретации.
Для выявления гендерных различий в профессиональном самоопределении нами был использован комплекс психодиагностических методик:
1. Методика «Определение профессиональных склонностей» (Л.А. Йовайши).
Методика позволяет определить склонность к тому или иному виду деятельности. В ходе проведения данной методики испытуемому предлагалось указать, какому из двух ответов на вопрос отдается предпочтение. Внести ответ в соответствующую клетку листа ответов. Свои ответы оценить баллами от ноля до трех. Для обработки результатов необходимо подсчитать сумму баллов по каждому из столбцов листа ответов. Показатели, относящиеся к соответствующим столбцам листа ответов, характеризуют:
А – склонность к работе с людьми;
Б – склонность к работе умственного характера;
В – склонность к работе на производстве;
Г – склонность к эстетике и искусству;
Д – склонность к подвижным видам деятельности;
Е – склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности. (Приложение А).
2. Методика – дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов). [52].
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + ».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков "+". Название типов профессий по столбцам:
-
"человек-природа" — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
-
"человек-техника" — все технические профессии;
-
"человек-человек" – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
-
"человек-знак" — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
-
"человек-художественный образ" — все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя, испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
3. Методика – мотивы выбора профессии опросник (Р.О. Овчарова).[39].















