113773 (591402), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Завершающий этап росписи — оживка, или линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще всего белилами. Белые штрихи и точки как будто освещают цветы, придают особую выразительность ритму лепестков, заставляют празднично сиять весь рисунок.
С помощью элементарных средств декоративного решения: силуэта, линии и ритма — достигается эстетическая значимость изделия, выполненного из простого материала.
В методических рекомендациях я привела примерный цикл уроков с использованием Городецкого цветочного узора. Задания постепенно усложняются. Сначала дается упражнение на выполнение отдельных элементов цветочного мотива, затем предлагается выполнить простейший узор в полосе, предназначенный для спинки стула, и, наконец, сделать эскиз узора в форме прямоугольника для крышки стола или скатерти. Усложняется ритм элементов, увеличивается их количество. Вводится новый изобразительный элемент в декоративный рисунок— листочек. Нужно показать детям, как движением кисти можно добиться овальной формы листка, как определить место оживки черным штрихом. Следует обратить внимание на цвет листьев — зеленая краска не просто переносится с палитры на листья в узоре. В городецкой росписи листья намного темнее и теплее по цвету, чем розаны и купавки. Для этого следует смешивать зеленую краску с охрой и добавлять еще чуть коричневой.
Роспись, которая родилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико её своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходиться без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.
Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.
Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием синих, красных, белых и черных цветов. В наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, и уже не расписывают донца прялок, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их работах. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это —декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы поставков, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.
Задания строятся так, чтобы даже на первой стадии знакомства учащихся с приемами народной росписи не было прямого подражания.
Полхов-Майданская роспись — центр народного художественного промысла. При изучении полхов-майданской росписи открывается своеобразный мир народного искусства. Деревянные точеные грибы, матрешки, копилки, свистульки, солонки сплошь покрывает яркая, буйная, плотная роспись из крупных цветов и листьев вперемежку с гроздьями ягод смородины и винограда. Встречаются в росписи и сельские пейзажи, птицы и животные.
Самобытная система художественного письма сложилась в Полховском Майдане сравнительно недавно, с начала 30-х годов, когда красильщицы — так здесь называют мастериц, которые расписывают токарную форму изделий, — стали пользоваться анилиновыми красками. Краски выбирают яркие — алую, желтую, синюю, фиолетовую, применяют и черную тушь. В росписи преобладают чистые, локальные тона. Смешивая желтую с синей, получают насыщенный зеленый цвет, алая с желтой дают красный.
Особую прелесть и завершенность росписи придает умелое использование приемов лессировки (наложение одного прозрачного цветового слоя на другой). Этот прием особенно наглядно виден в самой известной и самобытной росписи — цветы с наводкой. Изделие предварительно грунтуют несколько раз белым крахмалом, чтобы краску «не тянуло дерево». Нанесенные на белую поверхность грунта жидко разведенные краски звучат особенно интенсивно: белый грунт, просвечивая сквозь красочный слой, как бы освещает их. Очень часто майданцы применяют наложение на желтый цвет. Именно этот цвет, покрывая все изделие, служит как бы фоном— полем, как говорят мастерицы. Дополнительные цвета— синий и оранжевый, желтый и фиолетовый, красный и зеленый, противопоставленные друг другу по спектральному кругу, создают наибольший цветовой контраст, что во всю силу и эксплуатируют майданские красильщицы, придя к закону эмпирически, в процессе своей художественной практики. Яркий, как бы светящийся изнутри красно-желтый или красно-розовый цветок положен на сверкающие яркой зеленью листья. Берега из зеленого или красного переходят в ярко-желтый, чтобы соприкоснуться вплотную с синей гладью воды.
Наложение других цветов по полю осуществляется неровными свободными мазками. На иллюстрации этот прием виден в исполнении цветка и птички. Алая краска, положенная неровными мазками, создает впечатление сияющего венчика лепестков, которые переливаются от алого к желтому в центре цветка. Яблочко написано ярко-красным около листиков и желтым на макушке.
В последние годы в росписи Полховского Майдана все большее место занимают приемы скорого письма кистью, без предварительного рисунка — так называемое пестрение.
Колорит майданских изделий, особая манера народного письма, создающаяся буквально на глазах за последние десятилетия, привлекают многих искусствоведов, стремящихся определить художественно-историческую ценность этого родника народного творчества.
В народе с яркими красками всегда связывались представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи с удивлением понимаешь, что красок не так уж много: красная, синяя, жёлтая и ещё чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путём смешения исходных красок. Случайно или специально, но все цвета связаны между собой; подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зелёный поставить рядом с красным, то каждый зазвучит ещё ярче. Так же сияют рядом синий и жёлтый. Порой кажется, будто бы краски светяться изнутри, как витраж.
В ярких красках раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищение деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картине бесхитростно и красиво – домик жёлтый, крыша красная, трава зелёная, река синяя.
Современная полхов – майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная, а чём-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию.
Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, а душу этого особого мира стараются передать мастера.
После упражнения, в котором дети познают приемы полхов-майданской росписи, можно рекомендовать использовать впечатления от изделий майданцев для самостоятельной работы первоклассников над композицией узора, украшающего тарелочку или круглую салфетку, при этом учитель должен объяснить особенности узора в круге, который компонуется иначе, чем в полосе или квадрате.
Например, полхов-майданские яблоки – это не обычная плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели ягоды , которые намного больше самого дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках.
Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но несмотря ни на что люди по-прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают квартиры, кухни; в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты; игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-Майданская роспись – это живая ветвъ на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.
Мезенская роспись – известность мезенской росписи дало село Палащелье Мезенского (Лешуконского) района Архангельской области, поэтому её ещё называют и палащельской. Происхождение росписи довольно загадочно, даже местные жители не могут вспомнить, когда и с чего она пошла. Такие известные исследователи и знатоки крестьянского искусства, как Воронов, Рыбаков, Круглова, Жегалова, Арбат, Миловский, высказывают разные версии.мастера были разные.
Палащельцы расписывали короба, сундучки, лукошки, рамы и интерьеры дома.
Частично эту роспись приняли коми-заряне. Исследователи этой росписи расшифровывают её с точки зрения аграрной символики, угадывая в расчерченных прямоугольниках распаханные и засеянные пашни, в «уточке» и «коне»- знаки закатного и восходящего солнца. Кстати сказать, за этими животными в народном представление устойчиво сохраняется связь с солнцем: утицы-солоницы (соль-солнце),конь-огонь. Фигурка как коня так и «уточки» (по местному «курицы») украшали крыши изб, даже и теперь бытуют на Мезене поговорка: «Курицы и конь на крыше – в доме тише».
Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» имеет в составе своей коллекции около полутора сотен музейных предметов с мезенской росписью. Свыше ста из них – прялки, а остальные представлены коробами для хранения одежды и расписными хлебцами.
Мезенские (палащельские) прялки имеют длинную ножку в виде четырехгранного столбика и небольшую, срезанную по нижним углам лопастку с городками. Боковые рёбра лопасти вырезаны зубчиками.
Для росписи мезенские мастера приняли всего два цвета: красный – охру, добытую из береговой глины, чёрный – сажу, смешанную с раствором лиственничной смолы.
Работали глухариным пером или заостренной палочкой и кистью-«тиской», нередко из пряди собственных волос. Рисунок покрывали олифой. При высыхании она придавала основному фону золотисто солнечный цвет. В старину олифу делали из конопляного семени, которое сушили, толкли и выжимали, а а затем ставили на печь (доводили до готовности).
Роспись лицевой стороны прялки канонична. Для неё характерна графичность, фризовость много яростность. Рисунок прялки состоит из трёх ярусов – фризов и разделяющих их рядов с геометрическими узорами. В вернем ярусе главенствуют птицы, а в нижнем и среднем – фигуры коней или олений.
На маковках прялки изображены «курочки» или «уточки», затем «бердо» - ряд клеток, названных так за сходство с одноимённой деталью ткацкого станка. Далее ряд «утушек». Под ними – ряд олений и коней. Затем снова геометрический орнамент. В самом низу лопастки снова конь. И везде разбросаны спиральки, черточки кружочки, подчёркивающие стремительное движение.
Не менее интересна роспись внутренней стороны прялок, где изображали чаще всего бытовые сцены:
Сцена охоты на птицу, сидящую на вершине дерева;
Изображение коня с узким длинным туловищем, мускулистой грудью и тонкими ногами;
Парное изображение вздыбленных коней;
Мотив лодок и кораблей (популярность этого сюжета на мезенских прялках можно объяснить активным участием Мезенцев в морских промыслах);
Выезд в санях;
Изображение деревьев.
Все народные росписи можно разделить по техники исполнения на два основных вида: графические и живописные.
Графическая манера письма пошла от изографов, переписчиков книг, заимствовалась у смежных ремёсел, таких как резьба, ювелирное дело, вышивка.
К графической росписи относиться мезенская, , печорская, устюжская и северодвинские росписи.
Суть графического письма точно определяется названием полх-майданской росписи: «цветы с наводкой». То есть графика твориться чёткой контурной линией. К слову, тонкую острую кисточку, предназначенную для «наводки». Только после того, как рисунок проложен чёрной линией, он раскрашивается внутри, «заливается цветом». Исключение, пожалуй составляет Мезень, где прежде делается красный замалёвок, а потом чёрным наводиться конторы и приписываются дополнительные элементы.
Живописные техники более распространены, чем графические. Самые явные среди них урало-сибирские, петрозаводская, городецкая росписи. Технику народной живописи называют ещё кистевой, маховой, мазковой. Произнося эти слова, легко представить способ выполнения росписи: махнула кисточка, и получила от этого мазок.… Именно мягкий красочный мазок и составляет основу живописной росписей. Особенно живым и эффектным он бывает, если выполнен маслом, позволяя легко добиваться оттенков, переходя из цвета в цвет.
Это деление правомерно, хотя, если судить слишком строго, мы заметим, что живописный мазок часто дополняют светлой или тёмной оживкой, как, например в Городце. Увидим, что графическая по своей структуре Полх-Майдана может удивить….
Мы предлагаем к изучению самые оригинальные виды росписей разных областей России. Они разнообразны и по техники исполнения, и по виду. Это северная графика Мезени и Полх-Майдана, поволжская Городецкая живопись.















