113636 (591350), страница 19
Текст из файла (страница 19)
- стремление добиться гармонии со средой;
- стремление защититься от влияния среды.
Таким образом, человек может выступать и созидателем культуры (культурной среды), и ее представителем, и ее носителем. Культура несет печать творца, эпохи, национальных особенностей, государственного уклада и т. д.
Рассматривая культурную специфику среды, необходимо ввести понятие «поликультурпая среда» . Само понятие, по сути, не разработано в науке, хотя в практических исследованиях поликультурная среда явным и неявным образом учитывается как фактор социального окружения человека. Зачастую понятие поликультурной среды используют для целостного описания особенностей сообщества.
Социально-психологические проблемы в поликультурной среде рассматриваются в работах В. С. Агеева (1983), Г. М. Андреевой (1994), Ю. В. Арутюняна, Л. М. Дробижевой и А. А. Сусоколова (1999), Н. М. Лебедевой (1999, 2002), В. П. Левкович, 1996, Г. У. Солдатовой (1988), Т. Г. Стефаненко (1999), Е. И. Шлягиной (2001) и др.
Проблеме обучения и воспитания в поликультурной среде также придается огромное значение. Проведено уже несколько международных конгрессов, посвященных этой тематике. Возникла Международная ассоциация преподавателей, занимающихся этой проблемой. ЮНЕСКО поддерживает ряд программ, которые посвящены исследованию путей преодоления межкультурных барьеров.
Вопросы организации образования на принципах поликультурности рассматриваются в ряде работ Е. В. Бондаревской (1997), Г. Н. Волкова (1970,1999), В. В. Макаева, 3. А. Мальковой и Л. Л. Супруновой (1999) и мн.др.
Основу поликультурной среды составляет этноконфессиональное ядро. Но, как отмечал В.Б. Новичков, поликультурность среды включает в себя не только полиэтничность и многоконфессиональность, но и «...сопряженность образцов деятельности в различных сферах социума».
Нам представляется, что понятие «поликультурная среда» является более емким и более соответствующим принципу диалога и взаимодействия культур, их переплетающемуся множеству. Поликультурная среда — это совокупность всех условий жизнедеятельности, в которых осуществляется интеграция общекультурного (на макроуровне), социального и личностного начал. Это своеобразное пространство уклада жизни сообщества, проживающего на определенной территории, охватывающего такие формы его организации, как практикуемые данным сообществам основные способы производственной и бытовой деятельности, взаимодействия с природой, различные социальные институты, язык, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, искусство, наука, мифология, особенности мировоззрения и самовыражения, стереотипы межличностного поведения.
Поликультурная среда представляет собой систему искусственных условий, инициирующих и поддерживающих общность населения и входящих в его состав групп людей. В то же время она независима от порождающей ее общности, поскольку не замыкается лишь на одну группу и не исчезает целиком в конкретном ареале, даже если группа мигрирует в другой регион или исчезает. Разрушение, которому может подвергаться поликультурная среда, совершается обычно наряду с восполнением. Даже незначительные модификации хозяйства, природы, образа жизни почти неминуемо приводят к частичной или полной утрате существенных сфер культуры, а значит, происходит и преобразование среды в целом.
Среда не является результатом сознательных устремлений, - это никем непредвиденный продукт коллективной жизнедеятельности череды поколений. Каждое новое поколение людей встречается с многомерностью и разнообразием культурного окружения, с невозможностью его охвата и осмысления на уровне обыденного сознания. В какой-то степени поликультурная среда активна, поскольку формирует общественные представления и воздействует на индивидуальный образ мыслей и критерии оценки.
Специфика поликультурной среды России. Россия - это конгломерат различных культур. Специфику поликультурной среды России составляет высокий уровепь миграции, при том, что мигранты - это не только люди других национальностей, но и русские, прибывающие в страну из бывших Союзных республик. Миграционные потоки ведут к увеличению этнической мозаичности состава населения России. Это происходит из-за того, что у русских и славянских народов довольно низкая рождаемость, в то время как в мусульманских и буддийских культурах уровень детности в 2-3 раза выше. К этому следует добавить достаточно высокий приток населения в поисках работы из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего зарубежья, а также китайских, вьетнамских и корейских рабочих-мигрантов. Необходимо отметить и - то, что в настоящее время помимо экономических мигрантов в основном в сельской местности страны концентрируется значительное число беженцев и вынужденных переселенцев.
Обращает на себя внимание и тот факт, что сельско-городская миграция вследствие ее высокой многолетней интенсивности и селективности по полу и возрасту кардинально скорректировала естественный ход демографического развития городских и сельских поселений России. С одной стороны, это привело к резкому старению сельского населения, разрушению его демографического и трудового потенциалов на большинстве территорий старообжитой части страны, с другой стороны -данная тенденция стала важнейшим источником пополнения трудоспособных и репродуктивных контингентов и омоложения городского населения. Н. В. Тарасова (1995) в своем исследовании указывает, что, несмотря на более высокие показатели возрастной рождаемости и смертности, которые при условии незначительной миграции должны были бы сформировать более молодую возрастную структуру в селе, сельское население в действительности за последний период резко постарело.
Особенность поликультурной среды составляет изменение в последний период социальной структуры российского общества. Как отмечает М. Н. Руткевич (1997), наряду с трансформацией «верхов» - появление «...криминальной по своему характеру компрадорской буржуазии и новой бюрократии» - происходят глубокие социальные сдвиги в «низах». Во-первых, возник многочисленный слой частных собственников, который относится к мелкой и средней буржуазии. В сельской местности - это фермерство, в городской - владельцы предприятий сферы обслуживания (магазинов, мастерских и т.д.). К этому же слою примыкают лица, продающие на рынке услуг свое профессиональное мастерство - частнопрактикующие врачи, педагоги, артисты и др. Следует также отметить «челночный промысел», «самодеятельных» торговцев-перекупщиков на продовольственных и вещевых рынках. Во-вторых, в результате приватизации многие государственные предприятия стали товариществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами различного типа, вследствие чего существенно изменилась структура основной массы лиц наемного труда. Появилось большое количество безработных. В-третьих, наблюдается рост «паразитического» криминального слоя - рэкетиры, грабители, вымогатели «уличного» типа, гадалки и т. п. В-четвертых, растут «маргинальные» слои населения, к которым относятся многие впавшие в крайнюю нищету пенсионеры, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. Нельзя забывать и о бездомных, нищих, беспризорных детях (Руткевич М.Н„ 1997.-С. 7).
Резюмируя вышеизложенное, отметим следующее: современное российское общество значительно более дифференцировано по социальным группам и слоям. В нем появились такие социальные группы и слои, которых 10-15 лет назад не существовало, а другие приобрели новую качественную определенность. Все эти представители различных групп живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе взглядов, социальных институтах.
Таким образом, даже столь кратко перечисленные особенности указывают на многообразие и своеобразие поликультурной среды, ставящей перед обществом задачи его выживания, развития и благополучия.
Надо отметить, что ситуация в нашей стране, равно как и в прочих поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо других социальных групп. И, как замечает М. Н. Руткевич (1997), в связи с этим во второй половине XX в. в мире в целом и в Советском Союзе в частности была предпринята попытка реализации концепции «плавильного котла» - стремление подогнать все национальные культуры под одну. Тем не менее, ассимиляторская идея на деле оказалась бесперспективной, т. к. для человека свойственно сохранение приверженности к собственному этносу, солидарности с ним. Разрушение же привычной среды приводит к потере многих социальных и культурных ориентиров. По словам Т. Г. Стефаненко (1999), в условиях социальной нестабильности потребность принадлежности к этносу возрастает, т. к. он выступает той группой, где человек может найти защиту и поддержку, и именно этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности.
Подвергая анализу этнические особенности среды, В. А. Пятин (1998) уточняет, что под этносом понимается исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая единым языком, общими и стабильными особенностями культурно-хозяйственного поведения и самосознанием, закрепленным в самоназвании. В более простом изложении — этническая принадлежность человека определяется культурой и языком, который считается родным.
Этнокультурная среда (или этническая), при всей ее типологической «необозримости», - все же не вся среда жизнедеятельности. Это лишь часть (хотя и весьма существенная) социокультурной среды, которая, в свою очередь, является частью поликультурной среды. Этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, на его характер, мировоззрение, на отношения с людьми своей и другой национальности.
Исследователи в области этнологии (Н. А. Дубова, Ю. В. Иванова, В. И. Козлов, О. Д. Комарова, Н. М. Лебедева, П. В. Степанов, А. Н. Ямсков) указывают, что основу этнокультурной среды составляют многочисленные бытующие стереотипы и традиции, объединенные в систему. Традиции и стереотипы являются наиболее консервативной частью этнокультурной среды, поддерживая ее стабильность. Этнокультурная среда - это та часть социальной реальности, которая, прежде всего, поддерживает традиционные механизмы решения проблем коллективного существования и сосуществования. Она представляет собой устоявшуюся систему процессов, отражающую общественные и интимные сферы повседневной жизнедеятельности человека. Основное предназначение среды заключается именно в поддержании удобных коммуникативных условий, обеспечении согласованности и взаимопонимания людей. Тем самым, этнокультурная среда представляет собой часть информационной среды.
Разрушение этнокультурной среды приводит к потере многих социальных и культурных ориентиров, т. к. резко сужается информация об окружающей реальности. Социально-психологические исследования свидетельствуют о том, что значительный дефицит информации приводит к неадекватному поведению как отдельных людей, так и групп в целом. Примеры переселенцев, попадающих в инокультурную среду, показывают, что никакие средства массовой информации не могут им помочь понять новое окружение и приобрести достаточную ориентацию.
Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств явился этноцентризм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Этнический фактор в ряде случаев стал основой для формулирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие. Подтверждением служат чеченский, дагестанский, осетино-ингушский и другие конфликты. Если национальная идея станет приоритетной в менталитете каждого народа, населяющего территорию России, то распад России как единого государства станет неизбежен. Очевидно, в качестве стержневых, сплачивающих страну идей должны стать идеи наднациональные.
Современные тенденции развития мира в сторону единого экономического пространства, интернационализации информационных процессов, мобильности населения требуют от нас правильности нахождения социально-психологических механизмов, с помощью которых возможен творчески благодатный диалог культур, а не полемически разрушительный. Прежде всего, в данном этноконфессиональном и культурном образовании надо искать положительное, конструктивное, а не слабое и неразвитое. Нельзя снимать с повестки дня и тему агрессивности, интолерантного отношения индивида или целых групп к особенностям культур или представителям иных групп по России в целом.
На сегодняшний момент не существует готовых концепций, на основе которых бы объективно анализировались проблемы и перспективы дальнейшего развития России. Силовые и увещевательные методы сохранения целостности Федерации не приносят нужных результатов. Необходимы глубокое осмысление и моделирование культурно-цивилизационных процессов, прогнозирование их характера и направления, определение путей к социально устойчивому развитию. А для этого следует объединить усилия социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных и прочих сфер жизнедеятельности человека.
Любое сообщество людей, каждая группа вырабатывает свою собственную систему взглядов на мир, свою картину мира. С одной стороны, формирование этой системы подчинено общим закономерностям, с другой стороны - оно отражает специфику реальной жизненной практики данной группы. Люди, живущие в разных сообществах, движимы одними и теми же потребностями, осваивая природу, создают свои миры, которые во многом похожи друг на друга, но во многом индивидуальны и самобытны.
Для поликультурной среды характерны локальные и структурные особенности. Такая неоднородность особенно проявляется в условиях многоэтнического расселения. Поэтому необходимо различать общую поликультурную среду страны в целом и ее варианты для специфических микрорайонов (в широком смысле) в частности. Кроме вышеперечисленных особенностей существует еще множество своеобразной, неповторимой специфики, присущей каждому микрорайону, региону.
Богатство культурной среды общности также зависит от богатства культурной среды региона — той конкретной атмосферы, которая либо содействует, либо сдерживает развитие культурных сред. В каждом регионе складываются определенные условия жизни сообщества, способы организации деятельности, формируется его отношение к потребностям сфер культуры и образования и многие другие характеристики.
Предметом особого изучения в русле рассматриваемой проблемы является Северо-Кавказский регион и Ставропольский край, в частности. Северный Кавказ - уникальный географический, геополитический и культурный массив. Наш современник Ю. А. Жданов (1999) пишет; «Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов... Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества...» (Жданов Ю. А., 1999. - С. 23).
Кавказский фактор многоаспектный и дает о себе знать на разных уровнях - региона, этнической общности, индивида. Важной особенностью поликультурной среды региона является органическая взаимосвязь конфессиональной и этнической идентичности. Мы разделяем точку зрения исследователей, которые считают, что этническая идентичность воспринимается кавказцами не как одна из иерархических, а как высшая ступень бытия. «Кавказскость» - это категория, выражаемая не столько религиозной, сколько социальной идентичностью. Она неотделима от чести, справедливости, мужества, предполагает особое отношение человека к достоинству, правде и свободе. Она выступает имманентным регулятором всей жизнедеятельности индивида, составляя не биологически наследуемую, а «историческую субстанцию» бытия в поликультурной среде Кавказа.















