113394 (591291), страница 3
Текст из файла (страница 3)
М.А. Недашковская наделяет процесс самореализации индивида особым комплексом личностных функций, образующие факторы индивидуальной атрибуции: когнитивные (самосознание, самопознание, самоопределение); управленческие (самооценка, самоконтроль, саморегуляция); комплексные (самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие) [23, с.14].
Продолжая исследование проблемы, А.А. Идинов включает в процесс самореализации, развертывающийся посредством свободной деятельности, следующие стадии: актуализация или становление (вычленение образа "Я", социализация, индивидуализация, потребность, цель, интерес, воля); развертывание или напряжение (самопознание, самосознание, самоцель, самомодель, самовыбор, самооценку, самоконтроль, самоанализ); разрешение или снятие (саморазвитие, самоосуществление). Итогом самореализации автор определяет самоутверждение [44, с.151].
Подтверждение о наличии в процессе самореализации внутренней и внешней стороны мы находим в определении А.Я. Голубчикова механизма самореализации как опредемечивания основных форм активности индивида (деятельности, общения, сознания) через самообучение, самовоспитание, самообразование. При этом, как считает ученый, для успешной самореализации необходимо самопознание, самопроектирование и самоуправление [36, с.59-60].
В исследовании И.А. Шаршова самореализация, базируясь на самопознании и механизмах самоорганизации, включает в себя процессы самоопределения, самоактуализации, самосовершенствования, самовыражения, самоутверждения. При этом полноценная самореализация личности предполагает предварительную стадию, на которой осуществляется собственная педагогическая активность субъекта, направленная на себя с целью не только раскрыть свои сущностные силы, способности и качества, но и приобрести и развить новые для более глубокого самоудовлетворения и самоутверждения [37, с.174].
Данные выводы позволили нам выделить наиболее важные элементы процесса самореализации учащегося: самопознание, самоопределение, самоорганизацию, самоутверждение, самооценку. Так как у исследователей нет единого мнения относительно структуры самореализации, мотивационно-потребностная сфера зачастую рассматривается вне связи с процессом самореализации, мы представляем структуру самореализации учащегося в следующем виде: мотивационно-целевой блок (целеполагание и потребность в самореализации личности, готовность к самоопределению в сфере музыкальной деятельности,), личностно-технологический блок (самопознание, самопроектирование, самоорганизация); результативно-оценочный блок - самооценка, рефлексия.
Вышеприведенная нами характеристика самореализации учащегося отражает инвариантную часть самореализации, а вариативной частью является ее предметное содержание, зависящее от сферы самореализации и конкретной деятельности субъекта, в данном случаем нас интересует направленность учащегося на музыкальное искусство и музыкальную деятельность, в центре которой стоит человек.
Понимание музыкального искусства способствует правильному формированию и развитию личности, так как занятия музыкой имеют своей целью, по мнению Д.Б. Кабалевского "не столько обучению музыке самой по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир учащихся" [7].
Согласно трудам советских эстетиков Ю.Б. Борева, А.Я. Зися, М.С. Кагана, Л.Н. Столовича, В.Н. Холоповой, музыка несет в себе следующие функции: отражения действительности, коммуникативную, этическую, эстетическую, каноническую (канонизирующую), эвристическую и познавательно-просветительскую, в итоге - общественно-преобразующую [46; с.5-12]. Однако есть основания говорить и о функции личностно-преобразующей, решающей задачу индивидуального восприятия искусства [8].
Интересно мнение Н.Г. Тухтаманова о том, что наряду с воспитательной, эстетической и пересемантизирующей функциями, музыке также присуща функция самореализации [42, с.8].
В своих исследованиях Р.А. Тельчарова отмечает, что "музыкальная деятельность как сфера духовного производства, направленная на освоение и увеличение духовного богатства общества", приводит к самоизменению личности, т.е. к производимым в себе преобразованиям, личностному музыкальному развитию, к перестройке личностной культуры [39, с.10].
По мнению ученого, субъект музыкальной деятельности, обладая сознанием как предпосылкой музыкально-эстетического отношения, развитой мотивацией, сенсорной культурой и воображением, музыкально-слуховыми и музыкально-эстетическими способностями, тезаурусом, оживляет все систему музыкальной деятельности, формирует продукт музыкальной деятельности и самого себя.
Анализ литературы показал, что музыкальное мышление в качестве процесса познания собственной души инициируется музыкальным произведением, которое во время своего звучания "погружается" в личность, в ее внутренний мир, где и разворачиваются все психологические события. По окончании звучания эти события, происшедшие в нем, человек естественно связывает с прозвучавшей музыкой. В то же время, музыкальное произведение само является результатом деятельности, в процессе которой происходит преобразование в самом создателе, его способностях, знаниях, устремлениях.
В работах Б.В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Е.В. Назайкинского и ряда других педагогов музыкальная деятельность определена как продуктивная сторона музыкальной активности личности.
Изучая особенности музыкальной деятельности, Б.В. Асафьев выделил три ее вида: композиторскую, исполнительную, слушательскую, в которых проявляется музыкальная активность личности. Предложенная ученым схема (композитор - исполнитель - слушатель) представляет собой триединство процессов сочинения музыки композитором, воспроизведения её исполнителем и восприятия слушателем [20, с.94-95].
В современной трактовке Л.В. Школяр, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской описанные Б.В. Асафьевым виды музыкальной деятельности учащихся определяются как музыкальное информирование, музыкально-практическое участие и творчество.
Информационный вид музыкальной деятельности направлен на освоение учащимися музыкальной культуры общества, индивидуальное постижение образцов музыкального искусства разнообразных форм и жанров, теоретических знаний об особенностях музыкального искусства и т.д. Осуществлению самореализации учащихся способствует ориентирование их на подлинные ценности музыкального искусства с учетом возрастных особенностей, склонностей и многообразия их вкусовых предпочтений.
Практический вид музыкальной деятельности направлен на развитие музыкальной активности личности, музыкального слуха, проявляющегося во владении умениями и навыками вокально-хорового исполнительства для передачи и воплощения музыкального образа. Этот вид деятельности направлен на развитие у учащихся способностей к практической реализации знаний, приобретенных в процессе музыкального информирования и сочетает в себе репродуктивные и творческие действия субъекта.
Творческий вид музыкальной деятельности, направленный на творческую самореализацию личности, развитие музыкального опыта, музыкальных способностей, основан на усвоении субъектом определенных музыкально-практических умений, поиска оригинальных способов воплощения музыкально-художественного замысла и т.д. [40, с.6].
Следовательно, мы можем выделить направленность процесса самореализации на деятельностное осуществление человеком своих возможностей, что закономерно приведет его от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительский к творческому уровню активности.
Несомненно, что музыкальная деятельность в единстве ее художественной и эстетической сторон в любых своих формах (исполнение, восприятие, сочинение) является творческой, т.к лежащее в ее основе музыкальное восприятие является не пассивным созерцанием художественного содержания и его интерпретацией, а интеллектуально-эмоциональной переработкой услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентациями, отношением воспринимающего.
Подтверждение этому положению мы находим в трудах таких музыковедов, как: Л.В. Горюнова, Н.И. Киященко, И.А. Малахова, И.Н. Немыкина, Е.В. Николаева, И.А. Хвостова, утверждающих, что творческий характер заложен в самой природе музицирования, а взаимодействие объективного и субъективного факторов в процессе исполнения музыки обеспечивает сотворческую связь с композиторским произведением [1; 4; 20; 24; 45]
Очевидно, что осуществление самореализации в музыкальном искусстве предполагает преобладание эмоциональных факторов музыкальной деятельности. Но нельзя не учитывать рациональные элементы в осуществлении отдельных видов музыкальной деятельности.
Так, самопознание (рефлексия) музыканта-исполнителя заключается в постоянном анализе и оценке уровня своего профессионального развития, что строится на обращении к авторским указаниям, образцам исполнения выдающихся музыкантов. Объектами самоанализа являются отдельные исполнительские элементы и исполнение в целом; параметрами - уровень владения исполнительскими навыками, отражение стилевых черт произведения и традиций исполнительской школы; критериями оценки - достижение высокохудожественного уровня исполнения [28].
Творческая сущность музыкального исполнительства, проявляющаяся в интерпретации музыкального произведения и позволяющая проявить свою индивидуальность, фантазию в трактовке художественного образа, требует точной передачи авторского замысла и соблюдения стилевых традиций. Исполнительство как "вторичное" творчество, соавторство исполнителя и композитора сочетает в себе субъективное (связанное с личностью исполнителя) и объективное (передаваемое через авторский текст) начала, что соответствует теоретическим положениям самореализации [20, с.116; 45].
Таким образом, для создания индивидуального творческого пути важным является творческое самосознание, проявляющееся в исполнительской самостоятельности, активной личностной позиции, музыкально-просветительской установке, и индивидуальные психологические и физиологические особенности музыканта-исполнителя.
Истоки творческих сил человека восходят к детству, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Исследуя особенности детского творчества, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон рассматривали творческую деятельность детей как основной двигатель творческого саморазвития.
В музыкальной педагогике Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.В. Горюнова, Л.Н. Гродзенская, Л.Г. Дмитриева, Г.М. Цыпин, Б.Л. Яворский при изучении детского творчества использовали различные термины - детское музыкальное творчество, сочинительство, импровизация, музицирование, но все они единодушны в том, что творчество является средством музыкального образования и имеет воспитательную ценность [2; 6; 20; 31].
Несомненно, что творческая активность личности, являясь высшей формой реализации человеком себя, в большей мере способствует развитию его возможностей и творческого потенциала, обеспечивает реконструкцию значимой для него деятельности и преобразование действительности.
Таким образом, для самореализации учащегося в музыкальной деятельности характерна активность в осуществлении творческих замыслов, актуализирующая его способности и позволяющая объективно (на уровне продуктов деятельности) и субъективно (на уровне удовлетворенности) быть успешным в музыкальной деятельности.
На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что содержательный потенциал музыкальной культуры может быть использован в процессе самореализации очень продуктивно, но лишь учащимся, имеющим потребность быть активным во всех видах музыкальной деятельности (информационном, практическом, творческом), а также обладающим развитыми самопознанием, самоопределением, умениями самопроектирования, самоорганизации, рефлексии.
Использование структуры самореализации в контексте музыкальной деятельности позволяет представить следующие составляющие процесса:
мотивационно-целевой компонент предполагает активизацию потребности в самореализации, готовность к самоопределению в сфере музыкальной деятельности, и постановку самореализации в музыкальной деятельности в качестве личностно значимой цели;
содержание личностно-технологического компонента направлено на инициацию самопознания учащимся своих возможностей для участия в музыкальной деятельности, самостоятельное проектирование подростком способов индивидуальной музыкальной деятельности и реализацию умений самоорганизации музыкальной деятельности: самовоспитания и учения;
результативно-оценочный компонент включает рефлексию и самоанализ учащегося объективных и субъективных результатов самореализации, осознание новых творческих возможностей и потребностей, дающих возможность дальнейшего самосовершенствования в музыкальной деятельности.
Потребность в самореализации учащегося проявляется в стремлении реализовать свои творческие возможности в музыкальной деятельности.
Музыкальное самоопределение - личностно-проблемный процесс постоянно осуществляемого выбора учащимся предметно-практической деятельности, направления музыкально-творческой деятельности, а в перспективе и определения личностно-профессионального развития.
Целевой элемент проявляется в осознании музыкально-творческой самореализации как личностной ценности, определяющей индивидуальный смысл деятельности: чего я хочу.
Музыкальное самопознание учащегося представляет собой процесс изучения (анализ, самооценку) своих личностных качеств и музыкально-творческих возможностей в процессе учебной музыкальной деятельности: что я могу.
Самопроектирование способов музыкальной деятельности - выбор необходимых средств для претворения цели в жизнь, конкретизируется при ответе на поставленные ребенком вопросы: что я должен сделать и каким образом, чтобы быть успешным в музыкальной деятельности, чего мне не хватает для этого.
Музыкальное самовоспитание - формирование и совершенствование детьми своих положительных качеств (воли, работоспособности), преодоление отрицательных черт.
Музыкальное учение выражается в получении необходимых знаний, овладении учащимся умениями и навыками самостоятельной творческой деятельности, направленной на повышение уровня самовыражения в музыкальном искусстве.















