31552 (587274), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, является Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой Российской Федерации 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 10 марта 1995 года.
В настоящее время Семейный кодекс РФ действует в редакции Федерального закона от 28 декабря 2004 года «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации».
Нормы семейного права, помимо СК РФ, могут содержаться и в других федеральных законах. При этом положения этих законов не должны противоречить нормам СК РФ.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 СК РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В отдельных статьях СК РФ отдельно оговаривается возможность решения конкретного вопроса субъектами РФ.
Большая часть отношений, возникающих по поводу пользования, владения, распоряжения семейным имуществом, регулируется гражданским законодательством.
Глава 2. Законный режим собственности супругов
2.1 Право собственности супругов
Общие правила осуществления супругами права общей совместной собственности сосредоточены в ГК РФ, конкретизированы в СК РФ.
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов. Это означает, что любой из супругов вправе совершать сделки по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом, действуя как от собственного имени, так и от имени другого супруга. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действовал с согласия другого супруга. Презумпция одобрения сделки вытекает из равенства прав супругов и взаимного представительства в делах управления общим имуществом.
Эта презумпция опровержима. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.
В силу ст. 253 ГК РФ и ст. 35 СК РФ супруги сообща владеют и пользуются общим имуществом. При этом ГК РФ никак не определяет границы взаимного представительства супругами друг друга по сделкам, вытекающим из управления совместной собственностью. Презумпция одобрения здесь не зависит ни от типа и вида совершаемых сделок, ни от вида имущества. Напротив, СК РФ требует для некоторых сделок прямого участия другого супруга в виде согласия на совершение сделки, даваемого к тому же только в нотариально удостоверенной форме.
Распоряжение имуществом, которое находится в общей совместной собственности (имущество супругов, членов крестьянского хозяйства), осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. Однако правило это применяется постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности Гражданским кодексом или другими законами не предусмотрено иное (п. 4 ст. 253 ГК). В исключение из приведенных выше правил иные правила установлены Семейным кодексом РФ.
Общая собственность может возникать вследствие преобразования личной собственности супруга в общую. Так, затраты общих средств в улучшение имущества одного из супругов, увеличивающие его стоимость, могут служить основанием возникновения общей собственности на это имущество (ст. 37 СК).
Кинель-Черкасский районный суд по делу №14/194 27.11.2004г. вынес постановление, которым утверждалось, что в силу ст. 37 СК РФ право общей совместной собственности супругов на имущество, ранее (до брака) принадлежащее одному из супругов, возникает лишь в той части, в которой произведены улучшения, значительно увеличившие его стоимость. Истица в этом деле требовала признания за ней права собственности на часть дома, принадлежавшую на праве собственности ответчику еще до регистрации брака. В основание своего иска ею были положены следующие факты. В период брака, утверждала она, половина дома, принадлежавшая ее мужу, была капитально отремонтирована и улучшена, к ней была сделана капитальная пристройка, в связи с чем суду следовало, по ее мнению, признать за ней право на ту часть дома, которая по документам значится собственностью ее бывшего мужа. По мнению суда, имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, является собственностью каждого из них. Следовательно, в случаях, указанных в ст. 37 СК РФ, право общей совместной собственности супругов на имущество, ранее (до брака) принадлежащее одному из супругов, возникает лишь в той части, в которой произведены улучшения, значительно увеличившие его стоимость10.
По делу № 7/116 тот же судебный орган 23.08.2004г. вынес решение, устанавливающее: "Если в период брака лично принадлежащая одному из супругов часть дома была капитально отремонтирована за счет общих средств и ее стоимость существенно увеличилась, то общей совместной собственностью супругов может быть признана часть дома, соответствующая по стоимости произведенным улучшениям".11
Согласно п. 3 ст. 35 Семейного кодекса РФ для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимым имуществом и сделки, которая требует нотариального удостоверения и (или) регистрации в предусмотренном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. В противном случае супруг, чье нотариально удостоверенное согласие не было получено, имеет право потребовать через суд признания сделки недействительной в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении такой сделки.
Государственная регистрация возникновения, перехода и прекращения права общей совместной собственности на недвижимость производится на основании заявления одного из правообладателей, если законодательством РФ либо соглашением между правообладателями не установлено иное (п. 3 ст. 24 Закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Особое место занимает недвижимость, права на которую, равно как и их осуществление, подчиняются особым требованиям.
Гражданский кодекс РФ подчинил недвижимость особому правовому режиму. Основными чертами этого режима являются:
-
вещные права на недвижимость подлежат регистрации в особом государственном реестре;
2) вещные права на недвижимость возникают, изменяются и прекращаются только после регистрации в государственном реестре; 3) наиболее значимые сделки с недвижимостью подлежат регистрации в государственном реестре;
4) недействительность сделок с недвижимостью, требующих государственной регистрации.
Государственная регистрация вещных прав на недвижимость представляет собой установленный законом порядок (процедуру) официального признания, удостоверения (засвидетельствования, подтверждения) и закрепления субъективного вещного права.12 Этот порядок установлен Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и другими нормативными актами. В ст. 1 Федерального закона сказано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Акт государственной регистрации является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Государственная регистрация проводится на всей территории России по установленной указанным Законом системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Дата государственной регистрации прав относится на день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.
В соответствии с действующим законодательством обязательной регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения (ст. 295 ГК РФ), право оперативного управления (ст. 296 ГК), право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека (п. 2 ст. 334 ГК), сервитуты (ст. 274-277 ГК), а также иные права в случаях, закрепленных Гражданским кодексом и другими законами.
Определенными особенностями характеризуется осуществление прав супружеской собственности в отношении банковского вклада. Вклад также входит в состав общего имущества супругов, если он приобретен за счет общих доходов супругов (ст. 34 СК), и, таким образом, подпадает под режим ст. 35 СК. Однако в отношениях банк — вкладчик обычно участвует один из супругов, на чье имя открыт счет и выдана сберегательная книжка (ст. ст. 834, 836, 843 ГК РФ). Управление таким имуществом поэтому не требует участия второго супруга. Более того, второй супруг допускается к совершению операций по вкладу только на основании доверенности, выданной вкладчиком. Отсюда фактически владение, пользование и распоряжение вкладом осуществляется вкладчиком в отношениях с кредитной организацией по модели личной, а не общей собственности. Банку и иной кредитной организации нет дела до имущественных взаимоотношений супругов, и потому распоряжения вкладчика он выполняет без какой-либо оглядки на ст. 35 СК. В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР" вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором (ст. 36 Федерального закона). Вкладчику могут выдаваться расчетные и кредитные банковские карты. На его счет по вкладу могут зачисляться денежные средства, поступившие на имя вкладчика от третьих лиц с указанием необходимых данных о его счете по вкладу (ст. 841 ГК РФ). Вкладчик может распорядиться своим вкладом в Сбербанке Российской Федерации либо Центральном Банке РФ путем завещательного распоряжения на лицевом счете по своему вкладу (ст. 37 ФЗ "О банках и банковской деятельности в РСФСР").
Все это свидетельствует о том, что согласие второго супруга для операций по вкладу не имеет никакого юридического значения для кредитного учреждения. Размер и состав вклада может изменяться вне зависимости от воли второго супруга. На нем могут накапливаться как общие средства супругов, так и средства только одного из них. Эти средства могут расходоваться как в интересах семьи, так и в интересах любого третьего лица. Вместе с тем, это не означает, что нормы семейного права об общей собственности супругов вообще неприменимы к банковскому вкладу. Вклад остается общим имуществом супругов независимо от договора банковского вклада, который полностью отстраняет второго супруга от управления банковским вкладом. При условии, конечно, что этот вклад внесен за счет общих средств супругов.
В этом случае свои права второй супруг может отстоять либо путем выдачи ему доверенности вкладчиком, либо путем предъявления требования о разделе вклада или требования о признании завещательного распоряжения по вкладу недействительным.
Момент приобретения права собственности на акции и банковские вклады устанавливается: в первом случае - действуют правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, во втором — правила совершения банковских операций по вкладам.
Предметы, относящиеся к памятникам истории и культуры, включенные в состав государственного музейного фонда, государственного архивного фонда, приобретенные одним из супругов, также подлежат регистрации в соответствующих реестрах, и потому время их приобретения может быть установлено документально.
Иначе дело обстоит с другими видами имущества, и прежде всего с предметами домашней обстановки, хозяйственного обихода, хозяйственным инвентарем, домашними животными и т.п. Обычно собственники не утруждают себя сохранением не только правоустанавливающих, но и вообще каких-либо документов на такие вещи, да они и не всегда требуются для подтверждения прав владельца. Факты их нахождения во владении супруга (в помещениях, принадлежащих супругам), совместного использования либо использования в общих целях позволяют судить о принадлежности их к общей собственности супругов. Вообще по отношению к подобным вещам следует руководствоваться правилом: любая такая вещь является общей собственностью, пока не будет доказано обратное.13 Таким образом, истцу, требующему раздела имущества, достаточно представить доказательства нахождения таких вещей у супруга (в хозяйстве супруга), чтобы обосновать свое требование с активной стороны. Ответчику в этом случае предоставляется право опровергать это утверждение, предоставляя доказательства, свидетельствующие о принадлежности ему той или иной вещи на праве собственности, в частности доказательства приобретения ее до заключения брака.
Необходимость всегда доказывать источник приобретения имущества зависит от конкретных обстоятельств. В случаях, когда доказан факт приобретения имущества в период брака, как правило, уже не имеет значение, кто формально значится его собственником: один или оба супруга. В таких случаях средства приобретения могут опровергнуть принадлежность этого имущества к общей собственности супругов. Поскольку это отвечает интересам ответчика по иску о разделе имущества, он и должен доказывать, что имущество приобретено им на средства, полученные в дар либо по наследству, либо иные средства, являющиеся его личной собственностью в соответствии с заключенным брачным договором.
В этой связи несомненный интерес представляет дело № 3/078 из архива Кинель-Черкасского районного суда решение от 5 апреля 2004г.14. Н. обратилась в суд с иском о расторжении брака и разделе имущества. Она, в частности, просила признать общей собственностью дорогостоящий баян, утверждая, что он был приобретен на средства, вырученные от продажи автомобиля, приобретенного супругами во время брака. Истица не настаивала в этой части на передаче ей спорного имущества, ограничиваясь требованием присуждения ей компенсации. Ответчик утверждал, что баян был приобретен им на средства, подаренные ему отцом, поскольку этот инструмент необходим ему в его профессиональной деятельности. Суд отказал в иске, поскольку, во-первых, не подтвердился факт приобретения баяна на средства, вырученные от продажи автомобиля. Суд установил, что автомашина, о которой говорилось в заявлении истицы, супругам не принадлежала. Она была оформлена на имя другого лица, проживавшего в другом городе, и была этим лицом продана. Суд в свое время отказал истице во взыскании половины стоимости проданной машины. Во-вторых, суд установил, что доходы супругов в период брака, предшествовавший приобретению баяна, были незначительны и не позволяли им приобрести такую дорогостоящую вещь. Наконец, в-третьих, свидетели подтвердили факт представления ответчику его отцом средств на приобретение баяна.
















