28759 (586964), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Четвертый этап заключается в определении и учете средств, находящихся в распоряжении следователя. При планировании расследования термин «средства» понимается в широком смысле – как человеческие, материально – технические, информационные, временные и иные факторы, которые необходимо учитывать при раскрытии и расследовании преступлений.
Пятый этап можно определить как этап постановки задачи, а, как известно, задача – это цель, данная в определенных условиях. Сопряжение цели и средств, выявленных на предыдущем этапе, позволяет определить характер организационно-управленческой ситуации (упорядоченная – достаточно ресурсов или неупорядоченная – ресурсов явно недостаточно) и тем самым сформулировать стоящую перед следователем задачу.
В настоящее время принята классификация задач по двум наиболее общим типам – на нахождение и на доказательство. Тип важно определить сразу, потому что он предопределяет метод ее решения. Целью задачи на нахождение является поиск определенного объекта, не известного в этой задаче, но удовлетворяющего ее условию, которое связывает неизвестное с исходными данными.
Цель задачи на доказательство заключается в установлении правильности или ложности некоторого положения (высказывания), его подтверждении или опровержении. Следователь в своей деятельности нередко сталкивается и с необходимостью разрешения задач третьего типа – на нахождение и на доказательство. Правильно сформулированная задача позволяет в дальнейшем успешно спланировать как отдельные действия, так и всю деятельность субъектов расследования. Именно на этом этапе следователь выявляет конкретную организационно-управленческую ситуацию, определяет ее характер (тип), делает предварительный, общий вывод о необходимом количестве сил, времени и средств.
Шестой этап заключается в разработке, анализе и оценке вариантов возможных моделей процессуальных, оперативно-розыскных и других действий, направленных на подтверждение или опровержение логических следствий и установление вневерсионных обстоятельств. Именно на данном этапе следователь принимает решение использовать определенные средства. Чем разнообразнее по характеру запланированные действия, чем шире их поисковые возможности, тем больше вероятность достижения оптимального результата. На этом этапе планирования следователь принимает не только организационные, но и процессуальные, и тактические решения.
При разработке и принятии тактических решений наиболее отчетливо проявляется необходимость органического сочетания планирования и прогнозирования. Хотя прогнозирование носит вспомогательный характер по отношению к планированию, оно существенно его обогащает.
Интеграция конкретных приемов планирования и прогнозирования позволяет разработать оптимальные тактические решения, прогнозирование обеспечивает непрерывный стимул и ориентир для планирования.
Седьмой этап планирования состоит в определении наиболее оптимальной очередности ранее намеченных действий и мероприятий. При этом следователь должен руководствоваться не только организационными, но и тактическими соображениями, в связи с чем предпочтение в смысле неотложности и срочности отдается действиям и мероприятиям, несвоевременное проведение которых может привести к уничтожению или изменению доказательств, невозможности выявления носителей информации, усложнению установления и задержания подозреваемых, которые являются общими для проверки всех или нескольких версий (эпизодов), без осуществления которых дальнейшая реализация плана становится затруднительной или даже невозможной, поскольку они служат информационной или тактической базой для проведения последующих действий, в том числе выполняемых другими лицами (следственные поручения, розыскные, оперативные, ревизионно-проверочные задания и т.п.), которые отличаются наибольшей трудоемкостью и длительностью проведения (строительные, бухгалтерские экспертизы, документальные ревизии, судебно-биологические исследования и т.д.), с тем, чтобы «на их фоне», в процессе их производства другими исполнителями осуществлять иные действия и проводить иные мероприятия.
Восьмой этап планирования заключается в определении, во-первых, непосредственных исполнителей и, во-вторых, сроков выполнения и примерной продолжительности намеченных действий.
Девятый этап состоит в объединении отдельных планов, разработанных по каждому эпизоду, а также планов проведения вневерсионных и общеверсионных (общеэпизодных) мероприятий в единый сводный план расследования по делу. Это объединение происходит не механически. Несмотря на предварительную оптимизацию, проводимую на предыдущих (особенно на 2-м, 7 и 8-м) этапах планирования, следователь вновь корректирует отдельные разделы (составные части) единого плана расследования.
Десятый этап заключается в учете результатов реализации сформированного плана и внесении в него соответствующих изменений, что предопределяет специфику данного этапа и рассмотрение его во многих случаях как дополнительного.
Десятиэтапная динамическая структура планирования является основной схемой формирования планов на первоначальном или последующем этапе расследования, а также по уголовному делу в целом. Формированию плана будущей деятельности следователя предшествует определение типа и характера следственной ситуации и выявление процессов построения версий. Практически между всеми этапами возникают не только прямые, но и обратные связи, оптимизирующие и делающие более надежной всю систему планирования.
Конечный результат процесса планирования – готовый сформулированный план расследования.
В итоге, следует отметить, что основными элементами содержания планирования являются:
-
Непосредственные цели, т.е. логические следствия, выведенные из принятых к проверке версий или конкретизированные в виде детальных вопросов, а также вневерсионные обстоятельства, подлежащие установлению.
-
Ресурсы, находящиеся в распоряжении следователя, в том числе привлеченные на различные периоды времени для выполнения запланированных действий и мероприятий. Это, прежде всего, исполнители – работники следствия, дознания, эксперты, специалисты, общественные помощники. Сюда же следует отнести материально-технические средства – транспорт, связь, криминалистическую и иную технику.
-
Следственные, оперативно-розыскные, организационно-подготовительные, прочие действия и мероприятия. При планировании учитываются возможности наиболее оптимального сочетания названных действий и мероприятий, их комплексное или раздельное выполнение.
-
Тактические приемы, составляющие содержание перечисленных процессуальных и непроцессуальных действий, которые могут быть кратко обозначены в плане в качестве самостоятельного элемента. В большинстве случаев, чем выше уровень планирования, тем меньше удельный вес тактических аспектов.
-
Сроки производства следственных, оперативно-розыскных и других действий. Хотя при традиционной форме плана в нем обычно не отражается продолжительность того или иного мероприятия, следователь должен это всегда учитывать.
-
Результаты выполнения плана и его корректировка.
Данные тезисы, можно схематично отразить в приложение к дипломной работе, где мною указана схема основных элементов планирования расследования.
Что касается планов отдельных следственных действий, то они обладают определенной спецификой, отличающей их от планов других, более высоких уровней. Грамотное планирование расследования по сложным уголовным делам на основе полной отработки следственных версий является одним из важнейших условий установления объективной истины.
Таким образом, достижение намеченных целей осуществляется субъектами расследования, эффективность их деятельности в интересах общих целей в первую очередь зависит от степени налаженности их взаимодействия при расследовании.
Поэтому столь сложная, многоцелевая и многосубъектная деятельность не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена.
И наоборот бесплановое и неорганизованное должным образом расследование превращается в хаотическую и беспорядочную деятельность с непредсказуемым результатом.
2.1 Планирование отдельных следственных действий
Следственное действие – межотраслевой объект, имеющий нормативно-правовой, управленческий, этический, поисково-познавательный и иные аспекты.
В уголовно-процессуальной теории доказывания под следственным действием понимается способ собирания доказательств. Своеобразная трактовка данному понятию дается в криминалистике. Этой наукой исследуются организационные основы, логико-гносеологический и технологический механизмы деятельности, осуществляемой в рамках следственных действий.
При таком подходе каждое следственное действие как элемент более широкой системы, именуемой предварительным расследованием, рассматривается в качестве деятельности внутри другой деятельности. Являясь относительно самостоятельной, деятельность по подготовке и производству следственного действия направлена на решение специфических правовых и тактических задач на пути достижения цели (целей) данного действия. В одних случаях она охватывает целостный комплекс организационных мероприятий и операций поисково-познавательной направленности, начинаясь с поиска носителей доказательственной и иной информации, имеющей значение для уголовного дела, завершаясь исследованием обнаруженных объектов и использованием полученной информации. В других случаях эта деятельность носит укороченный характер в связи с выпадением какого-либо ее звена.
Подобные ситуации складываются, например, в том случае, когда следственное действие выполняется в отношении ранее обнаруженного и зафиксированного объекта тактического воздействия, имеющегося в распоряжении следователя.
Как и все иные системы и подсистемы деятельностного типа, следственное действие имеет свой элементно-компонентный состав, внутреннюю структуру и внешние связи. Субъектами этой деятельности являются руководители и оперативные работники органов дознания, следователи, надзирающие за дознанием и следствием прокуроры, судьи.
В большинстве случаев решение о производстве следственного действия принимается лицом, в производстве которого находится уголовное дело. Оно же является организатором и исполнителем следственного действия. Однако подчас возникают ситуации, когда производство следственного действия субъектом принятия решения нецелесообразно или невозможно по каким-либо причинам. В таких случаях его проведение может быть поручено другому лицу из числа работников правоохранительных органов (коллеге следователя по работе, члену оперативно-следственной группы, работнику органа дознания и т.д.).
На практике порой возникает необходимость выполнения следственного действия не на той территории, где проводится расследование, а в ином регионе, подчас находящемся на значительном удалении от места ведения следствия. Существуют два выхода из такой ситуации.
В одном случае следователь, в производстве которого находится уголовное дело, командируется на место выполнения следственного действия и проводит его там. Другой путь решения задачи предполагает дачу письменного или в иной форме поручения о производстве следственного действия (либо нескольких действий) следователю местного органа предварительного следствия либо дознания. Несовпадение субъекта принятия решения и исполнителя следственного действия может быть и тогда, когда решение принимается судьей, руководителем следственного подразделения, органа дознания, прокурором, надзирающим за расследованием. По их устному или письменному указанию следственное действие может производиться другим лицом.
К участию в следственном действии могут быть привлечены специалисты, потерпевшие, свидетели, подозреваемые, обвиняемые. Но круг участников следственного действиями ими не ограничивается. В случаях, указанных в законе, в следственных действиях участвуют и другие лица (переводчики, педагоги, защитники обвиняемых и т.д.). Некоторые следственные действия (такие, например, как обыск, осмотр места происшествия) проводятся в присутствии понятых и с санкции прокурора. В следственных действиях, которые проводятся в служебных и жилых помещениях, в иных ограниченных пространствах, затрагивающих отношения собственности, права и интересы трудовых коллективов, отдельных граждан, могут участвовать представители администрации предприятия, материально-ответственные работники, владельцы имущества и другие заинтересованные лица.
Целями данного вида деятельности может быть обнаружение носителей доказательственной и другой информации, ее собирание и использование, реализация иных криминалистических, а также правовых решений. Эти цели претворяются в жизнь путем решения самых различных задач (обнаружения следов преступления, получения исходной и промежуточной информации, устранения противоречий, изобличен)» во лжи, проверки алиби и т.д.).













