28138 (586909), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Правовое положение общего имущества лиц, находящихся в фактических брачных отношениях, регулируется нормами не семейного, а гражданского права ) гл.16 ГК РФ "Общая собственность").
В соответствии со ст.8 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав, а значит, и права собственности являются сделки, в том числе хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. Кроме того, один из постулатов гражданско-правовых отношений гласит: граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Следовательно, создавать или приобретать имущество в общую собственность двух лиц, хотя и не состоящих в зарегистрированном браке, - право этих лиц.
Приобретение имущества в общую собственность, как правило, предполагает извлечение для участников общей собственности полезных свойств из вещей (квартира для проживания, автомобиль для передвижения и т.д.).
Общая собственность на имущество возникает вследствие создания или приобретения общего имущества несколькими лицами при купле-продаже или по другим основаниям (например, постройка садового дома) и предполагается долевой, если законом или сторонами не предусмотрена совместная собственность на имущество.
Лица, находящиеся в фактических брачных отношениях, ведут общее хозяйство, имеют единый бюджет и приобретают сообща вещи, которые юридически (документально) оформляются на одного из фактических супругов, т.е. покупателем в договоре указывается только один из фактических супругов. Налицо договоренность (устный договор) о приобретении общей собственности.
Как было бы все просто, если бы в качестве покупателей в равных долях квартиры, земельного участка выступали бы оба фактических супруга или если бы было составлено завещание.
Но случилось так, как описано в примере выше. Что делать?
Во-первых, не отчаиваться и бороться за свою долю. И не спешить отдавать правоустанавливающие документы (договор купли-продажи квартиры, земельного участка, технический паспорт на автомобиль и др.) наследникам умершего фактического супруга.
Во-вторых, не откладывать визит к нотариусу, который обслуживает район (ведет наследственные дела) по месту жительства умершего. Визит к нотариусу тем более необходим, если истекают полгода со дня смерти.
У нотариуса следует предъявить свидетельство о смерти и выяснить, не заявляли ли наследники фактического супруга о принятии наследства.
Если заявления наследников имеются и заведено наследственное дело, тем более если осталось менее 10 дней до истечения 6-месячного срока со дня смерти, необходимо подать письменное заявление нотариусу о приостановке выдачи свидетельства о праве на наследство. Возможность подачи такого заявления закреплена в ст.41 Основ законодательства РФ о нотариате. При этом следует помнить, что отложить выдачу свидетельства о праве на наследство нотариус может на 10 дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщение о поступлении вашего иска, нотариальное действие должно быть совершено - выдано свидетельство о праве на наследство. При условии что наследники предъявили правоустанавливающие документы на наследственное имущество. Вот почему не нужно спешить отдавать наследникам правоустанавливающие документы на спорное имущество.
Вариант заявления нотариусу о приостановке выдачи свидетельства о праве на наследство:
В Дремовскую государственную нотариальную контору
от Ивановой Натальи Ивановны,
проживающей по адресу: г.Дремов, ул.Островского,
д.6, кв.12, зарегистрированной (прописанной) по
адресу: г.Дремов, ул.Чехова, д.4, кв.8
ЗАЯВЛЕНИЕ
10 февраля 1996 г. умер Петров Сергей Сергеевич, проживавший по адресу: г.Дремов, ул.Островского, д.6, кв.12.
Я проживала с Петровым С.С. в фактических брачных отношениях с 1985 г. В период совместной жизни приобрели по договорам купли-продажи в общую собственность квартиру, находящуюся по адресу:
г.Дремов, ул.Островского, д.6, кв.12, автомобиль марки ВАЗ 2108 государственный номерной знак У 23-45 ДН, земельный участок 10 соток, находящийся в СТ "Сокол" деревня Ивановка Дремовского района.
Наследниками по закону доли умершего в общей собственности являются его дети:
сын - Петров Юрий Сергеевич 1970 г.р.
сын - Петров Станислав Сергеевич 1972 г.р., проживающие по адресу: г.Дремов, ул.Пушкина, д.3, кв.9.
В соответствии со ст.41 Основ законодательства РФ о нотариате прошу отложить выдачу свидетельства о праве на наследство указанным наследникам, так как мной подано заявление в Дремовский городской народный суд о признании за мной права собственности на 1/2 доли указанного выше имущества.
"____" ___________199__г. Подпись __________________0
Если нотариус по каким-либо причинам не принял ваше заявление, не отчаивайтесь и идите к другому нотариусу, где удостоверьте подлинность вашей подписи на заявлении и направьте его по почте с уведомлением о вручении тому нотариусу, который вам отказал.
Итак, ваше заявление у нотариуса, теперь - срочно в суд, где вам придется доказывать право собственности на долю в общем имуществе. Можно сначала обратиться в суд, если до истечения полугода со дня смерти фактического супруга еще есть время, но все равно, чтобы приостановить выдачу свидетельства о праве на наследство, для нотариуса необходимо сообщение из суда.
Даже если прошло больше полугода со дня смерти и вы не предприняли никаких попыток для определения в судебном порядке своей доли, а свидетельство о праве на наследство получено наследниками фактического супруга - тем не менее право обратиться в суд с иском о признании за вами права собственности на долю у вас осталось.
Закрепленный ГК РФ 6-месячный срок для предъявления кредиторами наследодателя претензий к наследственному имуществу относится только к требованиям, вытекающим из обязательств наследодателя. Этот срок не распространяется на иски третьих лиц о признании права собственности на имущество и истребование принадлежащего им имущества. Здесь применяется общий срок исковой давности - три года. В правоприменительной практике по наследственным спорам это была одна из типичных ошибок, и Пленум Верховного Суда РСФСР от 23 апреля 1991 г. дал разъяснения судам по данному вопросу.
От умения правильно сформулировать исковые требования, представить суду доказательства о том, что для приобретения имущества использовались средства каждого из фактических супругов и была договоренность о приобретении общей собственности, зависит решение суда, и здесь не обойтись без помощи адвоката.
В соответствии с ГПК РФ доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, установленные следующими средствами:
-
объяснением сторон и третьих лиц;
-
показаниями свидетелей;
-
письменными доказательствами;
-
вещественными доказательствами;
-
аудио – и видеозаписями;
-
заключениями экспертов0.
В связи с последними изменениями в ГПК стороны сами должны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются.
2.4 Определение долей при разделе общего имущества супругов.
Доли, причитающиеся супругам при разделе их совместной собственности, определяются как в идеальном, так и в натуральном выражении. Сначала в идеальном выражении (1/2, 1/3, 1/5 и т.п.) определяется доля в праве собственности на общее имущество, которая, как правило, составляет 1/2. Затем за каждым супругом закрепляется определенное имущество в соответствии с его долей. В судебной практике был случай, когда суд разделил между супругами жилой дом в натуре, определив принадлежность мужу и жене определенных частей строения без указания доли, которая причиталась каждому супругу в праве собственности на дом. Это решение было отменено Верховным Судом, который указал, что суд должен был определить истцу и ответчику доли в праве собственности0.
В случаях, предусмотренных в п.2 ст. 39 СК, суд вправе отступить от принципа равенства долей супругов в их общем имуществе. Причинами для увеличения доли супруга могут быть интересы несовершеннолетних детей, оставленных проживать с ним, его нетрудоспособность, болезнь и др.; для уменьшения доли - неполучение супругом доходов по неуважительной причине, нерациональное распоряжение общим имуществом и др. Однако отступление судом от принципа равенства долей должно быть обосновано и обязательно мотивировано в судебном решении. В противном случае такое решение подлежит отмене. Например, К. обратилась в суд с иском к Н. о разделе совместно нажитого имущества, в составе которого были автомашина и гараж. Вопреки просьбе ответчицы, которая просила оставить эти предметы в ее собственности, т.к. автомашина была выделена ей по месту работы в качестве поощрения и зарегистрирована в ГАИ на ее имя, народный суд выделил машину и гараж мужу на том основании, что он водитель-профессионал. Стоимость всего совместно нажитого имущества суд разделил в неравных долях. Решение было отменено, т.к. оно не было мотивировано. Кассационная инстанция постановила, что суд должен был указать в решении обстоятельства и доказательства, на которых основаны его выводы, и доводы, по которым он отвергает те или иные доказательства, а также законы, которыми руководствовался суд0.
Заключение
Одной из новелл Семейного кодекса РФ, введенного в действие с 1 марта 1996 г., является правовое регулирование имущественных отношений супругов.
Ранее имущество, приобретенное супругами в период брака на общие средства, безусловно становилось объектом общей совместной собственности. Режим нажитого в браке имущества не мог быть изменен по соглашению супругов, поскольку норма ст.20 КоБС РСФСР носила императивный характер. Теперь в законе закреплена диспозитивная норма. "Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества" - гласит п.1 ст.256 ГК РФ. Семейный кодекс, развивая упомянутое положение, вводит деление режима имущества супругов на законный и договорный.
Законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуального труда, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и т.д.).
Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Как нетрудно видеть, законодатель, давая определение общего имущества супругов, опирался, в частности, на выводы судебной практики.
Даваемое в ст.36 Семейного кодекса РФ определение собственности каждого из супругов отличается от содержавшегося в ст.22 КоБС РСФСР только указанием на то, что собственностью каждого из супругов является не только имущество, полученное им во время брака в дар, но также и по иным безвозмездным сделкам, под которыми, надо полагать, законодатель имел в виду сделки, направленные на передачу в частную собственность имущества в порядке бесплатной приватизации жилья, предприятий и другой госсобственности.
Относительно договорного режима имущества супругов следует заметить, что практике заключения брачных договоров еще только предстоит сложиться. Однако опыт таких стран, как Франция, Польша, где этот институт имеет продолжительную историю, показывает, что брачные договоры не имеют широкого распространения. Закон допускает заключение брачного договора как до регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор должен быть нотариально удостоверен. Может быть установлен режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов. Так, недавно было объявлено о разводе супругов Паваротти. Однако судебной тяжбы о разделе громадного состояния, нажитого супругами в течение 36 лет совместной жизни, не последует, поскольку великий тенор в свое время заключил брачный договор, по которому супруги раздельно владеют имуществом. Можно представить себе брачный договор, по условиям которого доходы от добрачного имущества супругов будут подчинены режиму раздельной собственности, или, напротив, все добрачное имущество супругов в силу брачного договора станет совместной собственностью супругов.
Закон предусматривает, что брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав: регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства. Хотя спорам о расторжении и признании недействительными брачных договоров полностью или в части еще только предстоит появиться, тем не менее п.3 ст.42 Семейного кодекса РФ уже порождает вопросы. Употребленные законодателем понятия "крайне неблагоприятное положение", "основные начала семейного законодательства" допускают широту интерпретации, что может поставить под сомнение практически любой договор.
Раздел общего имущества супругов производится судом по требованию одного или обоих супругов. При разделе имущества супругов суд определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов, исходя из того, что их доли признаются равными. Перечень оснований, при наличии которых суд вправе отступить от начала равенства долей, остался неизменным. Наконец-то нашел законодательное закрепление давно сложившийся на практике подход к определению судьбы имущества, нажитого в период раздельного проживания без расторжения брака. В п.4 ст.38 Семейного кодекса РФ суду предоставлено право признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них. Норма п.5 ст.38 Семейного кодекса РФ также сформулирована на основе выводов судебной практики. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.
В составе подлежащего разделу между супругами имущества все чаще появляются акции, паи, доли участия в коммерческих обществах и товариществах, а также паи в производственных кооперативах. Представляется, что входящие в состав супружеского имущества акции, облигации, другие ценные бумаги должны быть поделены поровну не по их номинальной стоимости, а по стоимости в соответствии с той биржевой котировкой, которую они имеют на момент рассмотрения спора в суде. Номинальная стоимость может быть положена в основу оценки лишь в случае, если те или иные акции не котируются на фондовой бирже. То же относится и к государственным ценным бумагам разных видов, а также выпусков, серий и т.п., дающих разный уровень доходности. Не могут на долю одного супруга быть выделены исключительно ценные бумаги низкой доходности, а на долю другого - высокой. Не сомневаюсь, что в недалеком будущем для оценки подлежащего разделу портфеля ценных бумаг суд будет вынужден назначать финансовую экспертизу.
В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах"0 акционерные общества обязаны вести реестр акционеров, в котором указываются сведения о каждом зарегистрированном акционере, номинальном держателе акций, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица. Держатель реестра по запросу суда обязан предоставить все необходимые сведения. Если в составе подлежащего разделу имущества имеются акции открытого акционерного общества, то решение суда о признании права собственности на акции является основанием для внесения держателем реестра изменений в реестр акционеров общества. Это необходимо как для участия в управлении делами общества, так и для получения дивидендов по акциям. Иначе, на мой взгляд, должен решаться вопрос об акциях закрытого акционерного общества, которые, во-первых, распределяются только среди учредителей общества, во-вторых, число их держателей не может превышать пятидесяти человек. Полагаю, что подход должен быть единым для случаев, когда в составе нажитого супругами имущества присутствуют доли (вклады) в хозяйственных обществах, товариществах, паи в производственных кооперативах, а также и акции закрытых акционерных обществ. Эти случаи объединяет то, что отчуждение доли, пая, акции невозможно, как правило, без согласия других участников, пайщиков, учредителей, членов, а также и то, что, в отличие от открытых акционерных обществ, где объединяется капитал, здесь имеет место не только объединение капиталов, но и объединение труда, а кроме того присутствует элемент доверительности лиц, подписавших учредительные документы. По общему правилу решением суда, если, разумеется, такая возможность не предусмотрена учредительными документами общества, кооператива, товарищества, нельзя обязать принять постороннее лицо в состав участников предприятия, созданного в качестве собственника имущества. Из сказанного следует вывод о том, что в соответствующих случаях суд обязывает супруга - участника (соучредителя, пайщика, члена, акционера) на основе данных, содержащихся в балансе предприятия, выплатить другому супругу сумму, равную половине приходящейся на долю супруга-участника стоимости имущества предприятия. На вопрос о том, вправе ли суд в случае отсутствия у обязанного к выплатам супруга свободных денежных средств обязать последнего произвести отчуждение своего пая, доли, акций, судебной практике еще предстоит дать ответ.















