95851 (575471), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Это перекликается с принципами великого кубинского и латиноамериканского мыслителя Хосе Марти, который, подчеркивая специфичность латиноамериканской действительности, указывал на неспособность и бессилие тех, кто пытается управлять своеобразными людьми особого и взрывного характера с помощью законов, унаследованных от четырех столетий их свободного применения в Соединенных Штатах, от девятнадцати веков монархии во Франции. По образному выражению X. Марти, никаким декретом Гамильтона не остановить степного жеребца; никакой фразой Сайеса не разбавить сгустившуюся кровь индейской расы.
Русская цивилизация имела и имеет нравственный характер, базирующийся на феномене духовной всемирной отзывчивости, под которой еще со времен А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского подразумевается способность к глобальному душевному сопереживанию. Да и вселенское значение православия, преодолевающего рамки национальной замкнутости и изолированности, предполагает обретение им духовной силы, действующей в мире. Отсюда солидарность и стремление помочь то находящимся под турками болгарам или сербам, то испанским республиканцам, то далекий от Советского Союза революционной Кубе.
При разработке моделей устойчивого развития и роста благосостояния все еще делается упор на оптимизацию производства – путь, по которому шли и продолжают идти западные страны. Роль интегратора глобализирующегося мира по-прежнему отводится рыночным институтам.
К числу движущих сил развития обычно относят распространение в обществе демократических ценностей и их институциональное воплощение.
В современном русском консерватизме следует выделить три исходных принципа. Во-первых, только национальное возрождение, только сохранение русской цивилизации и русского мировосприятия могут обеспечить сохранение и развитие всего многонационального народа России. Во-вторых, только собранная в кулак народная воля может санкционировать общественные формы, развитие народа, когда она идет самостоятельно и свободно, когда каждая идея, имеющая возможность воплотиться в жизнь, проходит предварительно через сознание и волю народа. Народное благо и народная воля — два наших священных принципа, неразрывно связанных между собой. В-третьих, признание прогрессивного значения демократии и демократических принципов организации общественной жизни, но с национальными приоритетами и формами народовластия в России. Нельзя принимать в качестве единственного образца западную демократию, у которой наряду с несомненными достижениями имеются и принципиальные недостатки: навязывание своего образа жизни другим народам; военно-политическая экспансия в страны, идущие по собственному пути; недооценка социальных последствий развития общества.















