58006 (572771), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Он стал первым лицом в государстве под одобрительные аплодисменты, а ушел, провожаемый откровенными насмешками. Казалось, Брежнев перешел в анекдоты. В любой компании в те годы находился человек, который под общий смех довольно похоже подражал его манере говорить. Но прошли годы. То, как тогда жили, думали и чувствовали, быстро забылось. Отношение к Леониду Ильичу Брежневу стало меняться. Говорят, что «застой» был не так уж плох и Брежнев сыграл положительную роль в истории страны.
Люди воспринимают Брежнева как символ спокойствия, надежности и стабильности, чего так сильно не хватало нашему народу на протяжении последних лет. Не только функционеры компартии и пенсионеры с ностальгией вспоминают Леонида Ильича и называют его эпоху золотым веком: в брежневские времена (сравнительно со сталинскими и хрущевскими) люди стали жить получше – получали квартиры, покупали мебель и одежду, ездили отдыхать к морю. Говорят о низком уровне преступности, об уверенности в завтрашнем дне, о том, что Брежнев и Косыгин выжали, что могли из плановой системы, и создали запас прочности, которого хватило на два десятилетия. Да, колбасы было немного, зато была создана экономика, за счет которой страна живет по сей день. Напоминают, что страна и по сей день живет нефтью и газом, экспорт которых начался при Брежневе; он провел в Европу трубу, которая приносит огромные деньги.
Заключение
Брежнев ушел из жизни, когда уже невооруженным взглядом была видна не просто стагнация, а гниение общества. Поэтому эпитафией брежневскому правлению могли бы быть его собственные слова, сказанные им 18 марта 1975 года в Будапеште на встрече с руководителями компартий Восточной Европы: «Трудностей, да и грехов у нас, наверное, много…»
Еще по инерции о Брежневе поговорили неделю-другую и… он как-то незаметно исчез из жизни людей: без горестей и печали. Леонид Ильич остался в памяти людей пространства, именуемого когда-то СССР, как слабый, непосредственный человек, который почему-то исполнял обязанности главы государства, Верховного главнокомандующего, лидера единственной партии. К нему не сохранится чувств уважения или злобы, преклонения или непримиримости.
Образ Брежнева – это не только провозвестник крушения системы, но и символ заката большевистской власти, к которой люди, в своей основе, давно стали равнодушны. Страха такая власть теперь уже не вызывала. Уважения – тоже. Закончился самый «спокойный» период советской истории. Страна стояла на пороге драматических перемен. (7 ВОЖДЕЙ)
Одни полагают, что Леонид Ильич был никудышным руководителем и довел страну до беды; другие уверены, что любой иной на его месте принес бы стране куда большие несчастья, а он был человеком не злобным, не мстительным и руководствовался принципом: живи и давай жить другим. А третьи уверены, что он был много лучше своих наследников, погубивших великую страну.
Дело, конечно, не только и не столько в его характере и темпераменте, хотя в условиях жесткого режима общество сильно зависит от личности первого человека в государстве.
Через несколько лет после смерти Леонида Ильича Брежнева Советский Союз начал разваливаться. И нет единого мнения: брежневское наследство стало тому причиной или же, напротив, наследники дурно распорядились тем, что попало им в руки?
История нашей страны развивается по спирали. Захватив власть, правящая элита держится за нее обеими руками, не допуская даже самых необходимых перемен. В какой-то момент перемены все-таки начинаются и тут же превращаются в неконтролируемую стихию, которая всё сносит. Вертикаль власти, которая кажется такой надежной, по определению имеет столь малую опору, что при сильных волнениях просто не может удержаться. Приходит новая власть и опять всё пытается заморозить.
После ухода Брежнева решительно все ждали перемен, потому и приветствовали горбачевские реформы. Перестройка стала праздником избавления от надоевшей и опротивевшей всем власти. Начальники, которых никто не выбирал, которые сами себя назначали на высокие должности, обнаружили, что их ненавидят и презирают. Но хаос, развал и распад Советского Союза оказались полной неожиданностью абсолютно для всех. Никто не мог предположить, что страна так быстро развалится.
Лозунги перестройки воспринимались как давно назревшие и совершенно необходимые. Однако то, что последовало потом… И уже многие вспоминают брежневские годы как время счастливое и прекрасное. Но разве виноват тот властитель, который дает свободу и пытается исправить ошибки прошлого, а не тот, кто, не сознавая своего долга, держит страну в железном корсете и мешает ей развиваться? Недовольство копится, и первая же попытка смягчить режим, сбить обручи приводит к тому, что заряженная порохом бочка взрывается.
Распада страны можно было бы избежать, если бы власть не была глуха к общественным потребностям. Если бы пыталась не заморозить общество, а позволила ему нормально развиваться. Однако же Леонид Ильич и закосневшая система не способны были к переменам, необходимым для страны…
История смертью Брежнева поставила вопросительный знак: что и кто дальше? Но время Горбачева еще не пришло. Мимолетные наследники Брежнева – Андропов и Черненко – продолжили консервативную линию четвертого «вождя».
Можно ли вину за все негативные явления, сложившиеся в середине 60-х годов – начале 80-х годов, возложить лично на Л.И. Брежнева? Это был самый упрощённый вариант объяснения сломившейся ситуации. Брежнев стал лишь флагманом той социальной группы, которая связана с административно-управленческим звеном. Именно её интересы играли решающую роль в это время, они же и определили характер этого времени, определяемого ныне как «застой».
Библиография
1. Авторханов А. Сила и бессилие Брежнева: Политические этюды. Франкфурт-на-Майне, 1980
2. Архипов И.Л., Блохин В.Ф., Афанасьев И.Л. и др. История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. – Смоленск: Русич, Брянск: Курсив, 1996. – 496 с.
3. Волкогонов Д.А. Семь вождей. – В 2-х книгах. – Кн. 2. – М.: АО «Издательство «Новости», 1996. – 480 с.
4. Кислицын С.А. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс». 1999, изд. 2-е, испр. и доп. – 704 с.
5. Малина М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917–1991 (перевод с англ.) – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 584 с.
6. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991
7. Млечин Л.М. Брежнев. - М.: ТК. Велби, изд-во Проспект, 2005. – 520 с.
8. Семанов С.Н. Брежнев. Правитель «Золотого века», М., изд-во «Вече», 2002
9. Юнге Марк. Страх перед прошлым. Реабилитация Н.И. Бухарина от Хрущева до Горбачева. Серия «АИРО-ХХ – Первая публикация в России» под ред. Г.А. Бордюгова. – М.: АИРО-ХХ, 2003. – 336 с.















