57116 (572659), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Так вспоминает о событиях на Сенатской площади М. А. Фонвизин:
«13 декабря казалось, что все было приготовлено тайным обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много членов, ручавшихся за успех, как один член Союза, адъютант начальника гвардейской пехоты генерала Бистрома, поручик Ростовцев, не из корыстных видов, а испуганный мыслию о междуусобном кровопролитии, идет во дворец и открывает великому князю Николаю намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон. Великий князь в ту же ночь созывает во дворец начальников гвардейских полков (в числе их был один член тайного общества, генерал Шипов) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их на свою сторону: гвардейские генералы спешат в свои полки и еще до рассвета успевают привести их к присяге императору Николаю I, зная, что этим они свяжут совесть своих солдат. Этой счастливой проделкой Николай Павлович удачно избегает опасности, ему угрожавшей.
Тайное общество могло тогда только считать на части лейб-гвардии Московского и Гренадерского полков и на баталион гвардейского морского экипажа, которые твердо решились стоять за права великого князя Константина, полагая, что жизнь его в опасности. Декабря 14-го на рассвете этот малочисленный отряд, над которым приняли начальство военные члены тайного общества, собирается на Сенатской площади в уверенности, что гвардия его поддержит.
Но гвардейские полки, так недавно связанные присягою, данною Николаю I хотя не с большим усердием, а по приказанию начальников, идут против отряда, собравшегося на Сенатской площади, к которому присоединилась большая толпа народа. Император посылает уговаривать солдат положить оружие. Неустрашимый генерал-губернатор граф Милорадович с тем же намерением скачет к отряду, но в ту же минуту, смертельно раненный пулей, падает. Трепеща от страха, петербургский митрополит Серафим в угождение царю, окруженный своей свитой, подходит к отряду, начинает убеждать солдат, но напрасно теряет слова. Конная гвардия идет в атаку на инсургентов, и они опрокидывают ее батальонным огнем.
Наконец подвозят шесть батарейных орудий («ultima ratio») и несколько картечных выстрелов на близком расстоянии расстраивают ряды инсургентов и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и вместо того, чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повел бы его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию. А имея в руках таких заложников, окончательная победа могла бы остаться на стороне тайного общества».
К ночи все было кончено. Царь и его клевреты всячески преуменьшали число убитых, – говорили о 80 трупах, иногда о сотне или двух. Но число жертв было гораздо значительнее – картечь на близком расстоянии косила людей. По приказу полиции кровь засыпали чистым снегом, спешно убирали убитых. Всюду ходили патрули. На площади горели костры, от полиции послали по домам с приказом, чтобы все ворота были на запоре. Петербург походил на город, завоеванный врагами.
Наибольшее доверие вызывает документ чиновника Министерства юстиции по статистическому отделению С. Н. Корсакова, опубликованный П. Я. Каином. В документе одиннадцать рубрик. Мы узнаем из них, что в день 14 декабря было «убито народа»: «генералов – 1, штаб-офицеров – 1, обер-офицеров разных полков – 17, нижних чинов лейб-гвардии Московского полка – 93, Гренадерского – 69, [морского] экипажа гвардии – 103, Конного – 17, во фраках и шинелях – 39, женска пола – 9, малолетних – 19, черни – 903. Общий итог убитых – 1271 человек».
В это время на квартире Рылеева собрались декабристы. Это было их последнее собрание. Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах... Отчаянию участников не было границ: гибель восстания была очевидна. Рылеев взял слово с декабриста Н. Н. Оржицкого, что он сейчас же отправится на Украину, чтобы предупредить «Южное общество», что «Трубецкой и Якубович изменили».
В ночь на 15 декабря в Зимний дворец начали свозить арестованных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 579 человек; более 100 из них были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые или высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдаты, участвовавшие в восстании, были жестоко наказаны палками (прогнаны сквозь строй) и направлены в штрафные батальоны на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – К. Ф. Рылеев, П. И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский были приговорены к мучительной казни – четвертованию. Однако, Николай I не решился удивить мир такой средневековой казнью. 13 июля 1826 г. пять декабристов были повешены в Петропавловской крепости.
После того, как восстание в Петербурге было подавлено, в конце декабря 1825 г. на Украине, в окрестностях Василькова (в 30 км от Киева), восстал Черниговский пехотный полк. Восстанием руководили члены «Южного общества» – подполковник Сергей Муравьев-Апостол и поручик Михаил Бестужев-Рюмин (Пестель был арестован еще 13 декабря). Но «Южное общество» повторило ошибки «Северного». Декабристы-южане тоже не перешли в наступление, а главное, они побоялись опереться на поддержку народных масс. Через несколько дней восстание декабристов на Украине было разгромлено.
Одной из главных причин поражения декабристов являлась их классовая ограниченность, узкая социальная база движения. «Узок круг этих революционеров, – писал В. И. Ленин. – Страшно далеки они от народа».
Дворянские революционеры боялись активности народных масс, которые были на их стороне в день восстания 14 декабря, и не использовали их, боялись, что, соединившись с солдатами, перехлестнет через их головы и перейдет к открытому восстанию и бунту.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Декабрист Иван Дмитриевич Якушкин: книга для учащихся. М., Просвещение, 1987.‑108 с.
-
Мемуары декабристов, Северное общество. М., Издательство Московского университета, 1981.- 400 с.
-
Мемуары декабристов, Южное общество. Под ред. И.В.Пороха и В.А.Федорова. М., Издательство Московского университета, 1982.-352 с.
-
Декабристы рассказывают. М., Молодая гвардия, 1975.-336 с.
-
История СССР, том II, Россия в XIX веке. М., Государственное издательство политической литературы, 1949.- 870 с.













