32048 (570135), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Нормы СК РФ предусматривают различные способы выявления и выражения интересов ребенка: это может быть непосредственно его мнение, интересы ребенка могут быть отражены в заключении органа опеки и попечительства, интересы ребенка могут быть определены в решении суда, соглашении родителей и т.д., что является основанием для вывода о наличии частноправовых и публично-правовых признаков в формальном выражении интересов ребенка.
Семейный кодекс РФ неточно воспроизводит терминологию Конвенции о правах ребенка. У понятий «наилучшие интересы ребенка» и «приоритет интересов ребенка» разная смысловая нагрузка, поэтому имеет место несоответствие положений международного и национального законодательств. На наш взгляд, необходимо установление рассмотренных правил в комплексе: обеспечение интересов детей должно быть и наилучшим, и приоритетным.
В-третьих, семейное законодательство и правоприменительная практика предполагают различные формы выявления интересов ребенка. Одна из них – мнение ребенка. Выражая мнение, ребенок обнаруживает свой интерес в субъективном смысле. Однако правовое значение оно приобретает лишь при установлении соответствия его истинным интересам ребенка, что осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, судом.
В соответствии со ст. 57 СК РФ органы опеки и попечительства или суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет: восстановление в родительских правах, усыновление и решение других, жизненно важных для ребенка вопросов. Таким образом, позитивное мнение ребенка – исключительное условие принятия решения названными органами.
В отношении родителей ребенка ст. 57 СК РФ устанавливает правило совершенно иного содержания: родители должны учитывать не только согласие, но и несогласие ребенка с тем или иным решением, принятым родителями, если ребенок достиг возраста 10 лет.
Поскольку действующее законодательство определяет получение согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет, как обязательное условие для принятия решения органом опеки и попечительства или судом в случаях, предусмотренных СК РФ, есть все основания рассматривать такое согласие, как один из юридических фактов, необходимых для возникновения семейных правоотношений того или иного вида.
В-четвертых, анализ семейно-правовых норм, регулирующих отношения с участием детей, позволяет утверждать о необходимости введения в научный оборот такой категории, как «критериальное значение интересов ребенка». Именно интересы ребенка являются критерием качества осуществления родительских прав, деятельности органов опеки и попечительства, суда в соответствующей сфере.
Список используемой литературы
-
Закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 17.07.2009) «Об образовании».
-
Антокольская М.В. Семейное право. М., 2002.
-
Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. М., 2004.
-
Богданова Г.В. Права и обязанности родителей и детей. М., 2003.
-
Конституция Российской Федерации 1993 г.
-
«Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации» – 2008
-
Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А., Спектор А.А. 2008
-
Гражданский кодекс РФ 24.07. 2008 г.
-
« Сапрыкин Н.В. Недействительность брака: основания и последствия // Юрист. 2005. №11
-
Семейный кодекс РФ от 8 декабря 1995 г., в ред. ФЗ от 21 июля 2007 г. №194-ФЗ.
-
Антокольская М.В. Семейное право, Учебник. М.: Юристъ, 2004.
-
Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2006.
-
«Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» под ред. Ю.А. Дмитриева, «Деловой двор», 2008














