31151 (569933), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Принцип законности и обоснованности деятельности администрации, или принцип связанности администрации законом либо запрета на произвольную деятельность администрации, имеет универсальный характер в правовом государстве и распространяет свое действие не только на органы системы исполнительной власти, но и на органы, принадлежащие к законодательной или судебной ветвям государственной власти. Суть данного принципа заключается в формировании законодательного правила, согласно которому администрация вправе и должна осуществлять только полномочия, принадлежащие ей в силу закона, и только по предметам ведения, отнесенным к ее компетенции законом. Иными словами, произвольная деятельность администрации запрещена.
Дополнительным правилом в данном случае служит уполномочие администрации на совершение меньшего, если администрация уполномочена на большее. Однако пределы применения этого правила должны быть специально оговорены законом.
Законодательно принцип законности закрепляет следующее:
• при осуществлении полномочий по рассмотрению и разрешению административных дел коллегиальные органы и должностные лица подчиняются Конституции РФ, федеральным законам, а также принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ и нормативным правовым актам представительных органов местного самоуправления; при этом они также руководствуются нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку эти акты не противоречат Конституции РФ, федеральным законам и законам субъектов РФ;
• отступление от принципа законности при рассмотрении административных дел расценивается как злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий и влечет в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения административную или уголовную ответственность.
Принцип равенства всех заявителей перед законом и администрацией исходит из конституционного принципа равенства всех перед законом в рамках административной процедуры. Он призван создать равные условия для реализации прав заявителей независимо от их пола, расы, национальности происхождения и т.п., а также от организационно-правовой формы и формы собственности. Действительно, нормой должно стать правовое равенство заявителей.
Вместе с тем закрепление данного принципа не исключает формирования специальных процедурных правил. Юридическим основанием таких правил являются экстраординарность существующих обстоятельств (непосредственная угроза жизни или собственности), наличие специальных правовых статусов субъектов-заявителей (военнослужащие, служащие органов внутренних дел, налоговой полиции и др.) или административно-правовых режимов (государственная граница РФ, свободная экономическая зона, территориальное море и т.д.).
В проекте территориального закона принцип равенства перед законом устанавливает: рассмотрение и разрешение административных дел в соответствии с законодательством об административных процедурах осуществляется на началах равенства перед законом организаций независимо от места нахождения, подчиненности, формы собственности, а индивидуальных предпринимателей и физических лиц - независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип доступности административных процедур предполагает: во-первых, отсутствие запрета на непосредственное (а не обязательное участие например, адвоката) обращение в администрацию в связи с конкретным делом любого заявителя (субъектный и объектный элементы); во-вторых, существование правил, регулирующих вопросы претензионной, "общепроцедурной" давности и протяженности административной процедуры как таковой (темпоральный элемент); в-третьих, формирование института безвозмездности административной процедуры (финансовый элемент); в-четвертых, правила свободного обращения с жалобой на первичный административный акт (жалобный элемент).
Принцип транспарентности административных процедур (или их открытости, прозрачности) призван реализовать в рамках этого вида деятельности Российского государства более общий принцип - прозрачность и открытость государства в целом. Элементами данного принципа являются: свобода получения информации о той или иной административной процедуре (транспарентность процедурного законодательства); свобода получения информации о правовом статусе (включая вопросы компетенции) той или иной администрации; свобода получения информации об имеющейся практике по аналогичным делам и т.п.
В проекте закона этот принцип, именуемый принципом открытости и публичности, включает следующее:
1. Рассмотрение административных дел является открытым. Рассмотрение административных дел в закрытом режиме допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении ходатайства заинтересованного лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления (удочерения) ребенка, сохранения коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны, на неприкосновенность частной жизни или иные обстоятельства, предусмотренные федеральным законом. О рассмотрении административного дела в закрытом режиме выносится специальный мотивированный акт соответствующего органа или должностного лица. Административное дело в закрытом режиме рассматривается и разрешается с соблюдением всех административных процедур, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
2. Исполнительные органы государственной власти, исполнительные органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны бесплатно информировать население о действующих законах и иных нормативных правовых актах, регламентирующих административные процедуры, представлять установленные формы документов, используемых при рассмотрении административных дел, разъяснять порядок их заполнения.
Принцип соразмерности предполагает необходимость сопоставления предпринимаемых администрацией мер (по степени, объему и др.) и реально существующих обстоятельств. Он распространяется на все стадии административной процедуры, в том числе на процесс доказывания.
Принцип экономии административных процедур заключается в формировании и соблюдения правила: административная процедура осуществляется наименее затратным путем - по времени, по используемым ресурсам, по затрачиваемой энергии и пр. Следствием реализации этого принципа на практике являются, например, институт объединения процедур по субъектному или объектному критерию, институт комплексного рассмотрения заявлений, институт активности администрации и т.п.
Принцип языка административных процедур имеет большое значение в многонациональных государствах. Согласно ст.68 Конституции Российской Федерации и Закону РСФСР от 25 октября 1991 г. "О языках народов Российской Федерации" (ныне Закон РФ в редакции от 24 июля 1998 г) языком административных процедур в администрациях федерального уровня должен стать государственный язык РФ - русский, в администрациях субъектного уровня - русский и иные государственные языки соответствующего субъекта, в местностях, где большинство населения использует иной язык, и в случаях установленных законами, - иные языки.
Кроме того, в проекте Федерального закона "Об административных процедурах" закреплен, на наш взгляд, очень важный принцип самостоятельности и непосредственности. Он охватывает следующие основные положения:
• коллегиальные органы (должностные лица) обязаны самостоятельно своими силами и средствами установить все обстоятельства административного дела, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом;
• какое бы то ни было постороннее воздействие на коллегиальные органы (должностных лиц), вмешательство в их деятельность по рассмотрению и разрешению административных дел любых государственных органов, органов местного самоуправления, других должностных лиц, в том числе занимающих руководящие должности, недопустимы и влекут за собой установленную законом ответственность;
• при рассмотрении административного дела непосредственно исследуются все доказательства, необходимые для его разрешения;
• не допускается передача полномочий по рассмотрению и разрешению административных дел полностью или частично коммерческим и некоммерческим организациям; в случаях, предусмотренных федеральными законами, такие полномочия могут передаваться государственным или муниципальным учреждениям.
Таковы основные принципы административных процедур.
В экономически развитых демократических государствах отношения между государством в лице государственных служащих и гражданином регулируются на основе ряда общих принципов. Эти принципы базируются на конституционных гарантиях основных прав.
Такие законы, как правило, называются "Об административных процедурах" и регулируют принципы публичного права (процедуры взаимоотношений между государственными служащими и гражданами). В западных странах многие из этих принципов трактуются доктриной и судебной практикой как производные из принципа правового государства.
Законодательство иностранных государств давно впитало в себя институт административных процедур. Многие государства имеют давние традиции регламентирования административных процедур. Строгие формализованные правила совершения управленческих действий должностными лицами, государственными органами и учреждениями уже давно существуют во многих странах и в виде законов. Так, в Австрии соответствующие законы были приняты в 1928 г., в Польше - 1930 и 1960 гг., в Чехословакии - 1930 и 1955 г., в Венгрии - 1956 г., в Югославии - 1956 г., в США - 1946 г., в Германии - 1953 и 1976 гг., в Швейцарии - 1968 г. В Швейцарии на уровне федерации и кантонов есть законы об административных процедурах преимущественно с судебными элементами. В США с 1996 г. действуют правила административной процедуры (Свод законов США, титул 5, главы 1-5), в рамках которых регулируются статус, полномочия, документы, решения, действия административных агентств по рассмотрению обращений. Эти элементы отражаются в специальных законах и регламентах, которые применяются и судами. Близок к ним по структуре и Административно-процессуальный кодекс Эстонии (1999). Следует назвать и Закон Республики Казахстан "Об административных процедурах", стоящий особняком в этом ряду и рассчитанный преимущественно на процедуры организации управления.
3. Виды административных процедур и их стадии
Многообразие управленческой регулятивной и контрольной деятельности публичных органов и учреждений требует введения и использования различных процедур. Выделяют прежде всего позитивные и административные процедуры, призванные нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности. Другие процедуры являются коллизионными, поскольку они предназначены для рассмотрения споров и разногласий. Это могут быть административные, судебные и смешанные процедуры.
Различение видов административных процедур проводится по видам решаемых задач в рамках компетенции субъектов права.
Таким образом, можно выделить следующий примерный перечень административных процедур:
1) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);
2) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);
3) использование информации (документооборот, информационное обслуживание);
4) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.);
5) делегирование полномочий;
6) совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);
7) проведение координации;
8) осуществление контроля;
9) деятельность в рамках целевых программ;
10) рассмотрение обращений граждан;
11) рассмотрение предложений общественных объединений;
12) разрешение разногласий и споров;
13) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);
14) порядок реорганизации и упразднения организаций;
15) международные и смешанные процедуры.
В проекте Закона определено (ст.2), что действие законодательства об административных процедурах распространяются на отношения в сферах:
1) регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
2) лицензирования отдельных видов деятельности;
3) регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
4) предоставление земельных участков, участков недр, участков лесов, водных объектов, а также изъятия этих участков и объектов у собственника или иного законного владельца;














