28375 (569337), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В вотчинных судах дела рассматривались боярином либо по его поручению другим лицом из числа приближенных. К подсудности вотчинного а*
суда относились все гражданские дела, возникшие в пределах вотчины, и уголовные дела, которые не относились к подсудности приказов или иных вышестоящих инстанций.
Крестьянские суды были такими же, что и во времена судебников. К ним относились суды монастырских крестьян, дворцовых крестьян, патриарших крестьян, помещичьих и вотчинных крестьян. Эти суды рассматривали гражданские споры между крестьянами, мелкие уголовные дела, занимались розыском беглых крестьян. Судьями в крестьянских судах были соответственно монастырские слуги, дворцовые слуги и т. д. Вышестоящей судебной инстанцией для крестьянских судов были, например, для монастырских крестьян - Монастырский приказ, для дворцовых - Дворцовый приказ1.
Церковные суды в течение нескольких лет бездействовали и фактически были упразднены царем. Дело в том, что патриарх Никон, закончив строительство монастырского комплекса Новый Иерусалим и получив титул «Великого государя», потребовал от царя признания верховенства духовной власти над светской. Царь, вполне понятно, с этим не мог согласиться. Возник конфликт, во время которого царь лишил судебного иммунитета духовенство и передал все дела, связанные со священнослужителями и церковью, для разбирательства в общие суды. Церковный собор, созванный царем в 1667 г., лишил Никона сана патриарха, и он был отправлен в ссылку. После решения Церковного собора об отставке Никона царь восстановил церковные суды с их прежней юрисдикцией, определенной еще великими князьями Владимиром и Ярославом.
Реформы по преобразованию судебной и административной власти Петр I начал с введения губернского и уездного деления территории России. В губерниях административную и судебную власть возглавляли губернаторы, а в уездах - обер-коменданты, которых назначали губернаторы «по своему разумению из годных и умных людей».
В 1718 г. Петром была предпринята попытка по примеру Швеции отделить судебную власть от административной. В виде опыта первоначально это было сделано в Санкт-Петербургской губернии, а затем еще в нескольких губерниях. Первой инстанцией являлся городовой суд в уезде. Городового судью назначала Юстиц-коллегия. Он вершил дела единолично. Следующей инстанцией был провинциальный суд (там, где проводилась судебная реформа, губернии были разделены еще на провинции, объединявшие несколько уездов). Провинциальный суд состоял из нескольких судей (от 8 до 12) в зависимости от объема работы суда. Высшим судом губернии был надворный суд, заседавший под председательством губернатора и состоявший из дворян, назначенных в состав суда губернатором. Однако даже в тех губерниях, где была введена эта система судов, разрешалось в целях «пресечения волокиты» в судах нижней инстанции вести разбирательство «дворянам у судных дел», а в вышестоящих провинциальных судах - воеводам, которые выполняли и административные функции. На практике же, как отмечают исследователи, большинство гражданских и уголовных дел решалось губернаторами с канцелярией без каких-либо ограничений подсудности. Для уголовных дел было сделано только одно исключение: при обвинении подсудимого в преступлении, за совершение которого грозила смертная казнь или ссылка на галеры, дело обязательно рассматривалось коллегиальным судом и приговор подлежал утверждению губернатором.
В городах судебными учреждениями были магистраты, которые рассматривали гражданские и уголовные дела граждан, причем приговоры по уголовным делам, влекущим смертную казнь, представлялись на утверждение Главного магистрата в Санкт-Петербурге. По гражданским делам, решаемым магистратами малых городов, второй инстанцией был провинциальный магистрат. Апелляция могла быть подана в Главный магистрат, а затем в Сенат. Для магистратов крупных городов второй инстанцией являлась Юстиц-коллегия, высшим же судом был Сенат, решения которого были во всех случаях безапелляционными, не подлежали обжалованию.
Кроме гражданских судов, Петр I учредил и военный суд, состоящий из двух инстанций. Первой и главной инстанцией для государственных преступлений был генеральный военный суд, который одновременно был судом второй инстанции по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, приговоры о которых вынесены нижним военным судом.
Реформы Петра I, как известно, встречали активное противодействие бояр и других влиятельных лиц в центре и на местах. Это было одной из причин неудачи судебной реформы. Особенно сопротивлялась реформированию суда церковь. Патриарх Андриан вопреки царским указам предписывал священникам судиться в церковном суде. Церковные суды продолжали рассматривать гражданские дела, возникшие в их вотчинах, а также некоторые уголовные дела о преступлениях против церкви и дела, возникшие из нарушения христианского образа жизни.
Что касается расследования преступлений, то здесь продолжали действовать порядки, установленные при Алексее Михайловиче; по-прежнему действовала Тайная канцелярия, где наиболее опасных преступников допрашивал царь, применялись пытки.
В результате реформаторской деятельности Петра I древнерусский государственный и общественный опыт в значительной степени был отвергнут, и Россия фактически превратилась в полицейское государство, которое многое восприняло из опыта Западной Европы.
Что касается судебной реформы, то наследницы Петра I, прежде всего Екатерина I и Анна Иоанновна, по существу, уничтожили ее последствия. Административная и судебная власти повсеместно были объединены, и в судах восстановлены прежние порядки. Сенат как судебное учреждение был упразднен. При расследовании уголовных дел пытки стали повседневной практикой, особенно на этом поприще проявила себя Анна Иоанновна, которую в народе звали Анной Кровавой.
Более удачной оказалась реформа суда при Екатерине П. Это объясняется не только тем, что она проводилась более последовательно, чем при Петре I, но и тем, что она была созвучна с реформами Петра, которые в конечном счете создали благоприятную почву для реформирования судов.
В 1775 г. Екатерина II обнародовала первую часть Учреждения управления Российской Империей. Согласно этому документу подлежали реформированию административное устройство, административное управление и суды. Россия делилась на губернии (наместничества), в крупных губерниях образовывались провинции как составные части губернии. В свою очередь губернии и провинции делились на уезды. Были учреждены две ветви власти: административная и судебная, построенные на двух разных началах: административная - на единоначалии, судебная - на коллегиальности.
В судебном ведомстве гражданские дела были отделены от уголовных.
В уезде действовал нижний земский суд, как суд нижней инстанции. В нем в качестве судей заседали: капитан-исправник, два заседателя от дворян и по два заседателя от сельского населения. Нижний земский суд разбирал мелкие гражданские дела и уголовные дела о малозначительных преступлениях.
Более сложные гражданские и уголовные дела рассматривал уездный суд (в городах магистрат), который состоял из судьи и двух заседателей, последние избирались чаще всего из помещиков. Этот суд заседал три раза в год, рассматривая гражданские и уголовные дела по жалобам истцов или
потерпевших либо по заявлению стряпчих, которые выполняли роль обвинителей и занимали должности помощника прокурора, состоявшего при уездном суде. За работой суда наблюдал прокурор, который обязан был сообщать начальству о нарушении законов в суде, в том числе о нарушениях законов самим судом.
Высшую инстанцию на уровне губернии составлял верхний земский суд, который в зависимости от административного деления находился в провинциальном или губернском городе. Таким образом, в губернии могли действовать и несколько верхних земских судов. В присутственном месте такого суда работали два председателя (первый и второй) и десять заседателей. Председатели избирались Сенатом обязательно из двух кандидатов, а утверждались Верховной властью. Верхний земский суд делился на два департамента: гражданский и уголовный. Он являлся второй инстанцией для нижестоящих судов, а также рассматривал гражданские и уголовные дела, более сложные, чем разрешавшиеся нижними земскими, уездными судами и городскими магистратами.
Губернский суд также состоял из двух судебных палат: гражданской и уголовной. В каждой палате заседали: председатель палаты, два советника и два асессора. Они избирались из числа помещиков или выслужившихся чиновников по рекомендации губернатора Сенатом и утверждались Верховной властью. Губернские суды являлись высшей судебной инстанцией губернии и рассматривали наиболее сложные гражданские споры, а также уголовные дела об особо тяжких преступлениях.
Сохранялись, а там, где их не было, создавались особенные суды, которые в нижних инстанциях имели свою подсудность. В вышестоящих инстанциях, начиная с провинциальных судов, рассматривались все дела, в том числе и рассмотренные ранее по первой инстанции особенными судами.
К особенным судам относились:
- надворные суды - для дворян;
- совестные суды. Последние представляют значительный интерес; они обязаны были судить «не только по закону, но и по совести». Совестный суд состоял из судьи и шести заседателей. В основном здесь рассматривались дела о преступлениях безумных и малолетних, а также дела о колдовстве и о преступлениях, совершенных по невежеству. По гражданским делам основная задача совестного суда была примирить стороны. При отказе от примирения сторон суд назначал посредника по предложению истца и ответчика, допускались посредники и от каждой стороны. От исполнения обязанности посредника никто не имел права отказываться. На следующем заседании посредник (посредники) присоединялись к суду, т. е. входили в его состав после обсуждений условий примирения со сторонами. При согласии двух посредников суд утверждал решение, обязательное для сторон. Если примирение не было достигнуто, дело передавалось в общий суд по подсудности.
Продолжали действовать и церковные суды, подсудность которых не изменилась, но они не включались в общую систему светских судов.
В целом система общих судов состояла из четырех инстанций: три инстанции в пределах губернии и одна центральная - Сенат.
Первыми инстанциями были: нижний земский суд, уездный суд (для городов - магистрат), нижний надворный суд.
Судами второй инстанции являлись: верхний земский суд, губернский магистрат, верхний надворный суд.
Третью инстанцию составляли губернское правление и его палаты.
Четвертая инстанция - Сенат.
Суды второй и третьей инстанций могли рассматривать апелляции. По гражданским делам некоторые решения не подлежали обжалованию, что определялось в зависимости от цены иска (в первой инстанции — до 25 руб., во второй - до 100 руб. и в третьей - до 500 руб.).
Допускалось обжалование решений по гражданским делам и приговоров по уголовным делам губернских судов в Сенат, но там рассматривались лишь некоторые дела, поскольку Сенат был не только судебным, но и законодательным и правительственным учреждением. Судебными делами занимался только один небольшой департамент из имевшихся шести.
Расследование преступлений при Екатерине II в полной мере передавалось в руки полиции. Дела о насильственных преступлениях расследовали на местах капитаны-исправники, которые передавали собранные материалы суду. Полиции при расследовании предписывалось иметь «проворство и способность», чтобы раскрывать преступления лиц, замышляющих заговоры. В то же время допускалось отдавать на поруки граждан, которые совершили преступления, кроме тех, кто заслуживал смертной казни.
На словах Екатерина II запрещала пытки, но тайные ее инструкции были другими, а в конце царствования она фактически восстановила Тайную канцелярию, в которой, как и по всей России, пытали подследственных. Окончательно в законодательстве пытки были отменены при Александре I в 1801 г., но фактически они продолжались.
Перед судебной реформой, ко второй половине XVIII в., судебная система сохраняла прежнюю сложность. Она строилась на принципах сословности, тайны и письменности судопроизводства, вмешательства полицейских чинов в ее деятельность при фактической бездеятельности прокурорского надзора.
Общегосударственная система судов сохранилась со времен Екатерины П: уездные, губернские суды и Сенат. Добавилась еще одна высшая судебная инстанция- Государственный Совет (законодательный орган), куда передавались дела, по которым в Сенате при решении возникали разногласия.
К ранее действовавшим сословным судам для горожан, дворян, духовенства, военных и других добавились коммерческие суды, в которых рассматривались иски купцов. Усилилась власть помещиков над крестьянами. К 1861 г. помещики приобрели по существу неограниченную власть над крестьянами, которые были к ним приписаны. Помещик был вправе, не обращаясь в уездный суд, направлять крестьян в арестантские роты на срок до шести месяцев, в рабочий дом — на срок до трех месяцев, отдавать их в солдаты, ссылать в Сибирь.
Предварительное расследование уголовных дел сохранялось в полиции. Собранные полицией материалы при тайне судопроизводства, по существу, являлись основанием для вынесения приговора. По малозначительным делам полиции принадлежали судебные функции. Полицейские имели право наказывать провинившихся розгами и арестом на срок до трех месяцев.
После отмены крепостного права проведение судебной реформы привело не только к реорганизации устройства судов, но и к изменению' самого характера судопроизводства как при отправлении правосудия, так и при проведении предварительного следствия.















