Лекция 09() (551932), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В самом тяжелом положении оказалось сельское хозяйство. Массовые мобилизации коснулись в первую очередь крестьянского населения. Деревня утратила значительную часть рабочих рук, а также тягловой силы (лошади требовались для артиллерии и обозов). Высокий урожай 1915 г. несколько смягчил ситуацию, но уже в 1916 г. сбор хлебов сократился на 20% по сравнению с довоенным уровнем.
Сочетание упадка сельского хозяйства и транспортного кризиса вело к резкому обострению продовольственного положения в крупных городах, особенно хлебопотребляющей нечерноземной полосы. В Петербурге, Москве и других промышленных центрах начали выстраиваться многочасовые очереди за хлебом. В 1916 г. правительство ввело твердые цены на хлеб, однако эта мера оказалась недейственной. В обстановке роста цен на потребительские промышленные товары крестьяне отказывались продавать зерно по твердым ценам и предпочитали сбывать его на черном рынке.
7. Политический кризис в России.
Начало войны вызвало патриотический подъем, нередко принимавший шовинистические формы. Государственная Дума, за исключением социал-демократов, единогласно проголосовала за военные кредиты и высказалась за прекращение внутренних распрей во имя единения вокруг престола.
Резко антивоенную позицию заняли только большевики, провозгласившие лозунг «поражения своего правительства и превращения империалистической войны в гражданскую». Однако столь очевидно пораженческая позиция большевиков не получила сколько-нибудь серьезной общественной поддержки. Большевистская фракция была лишена депутатской неприкосновенности, арестована и отправлена в ссылку.
Весной 1915 г. были созданы Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию и транспорту. В их состав наряду с членами правительства и военными были включены представители Думы и общественных организаций (например, Всероссийского союза земств и городов). В работе особых совещаний участвовали и крупные предприниматели.
Общественное сплочение оказалось непродолжительным. Испытания военными поражениями 1915 г. и экономическими потрясениями оно не выдержало. Неспособность правительства преодолеть усиливающуюся разруху и обеспечить успешное ведение войны побудило буржуазно-либеральную общественность предъявить претензии на власть.
В мае 1915 г. по решению съезда представителей промышленности и торговли началось создание военно-промышленных комитетов. Летом был создан Центральный ВПК во главе с лидером октябристов А.И. Гучкова. Военно-промышленные комитеты были независимы от официальной власти. Они занимались распределением военных заказов и организацией военного производства. Военно-промышленные комитеты подвергали бюрократический аппарат, включая Особые совещания, острой критике.
В августе 1915 г. в Думе был создан Прогрессивный блок, в состав которого вошли думские партии от националистов (умеренно-правых) до кадетов. Вне Прогрессивного блока остались только откровенные черносотенцы справа и трудовики и меньшевики слева. Своей главной целью Прогрессивный блок считал недопущение в России революции, об угрозе которой свидетельствовали возобновившееся рабочее движение и рост крестьянских волнений, направленных не только против помещиков, но и против реквизиций на нужды армии. Прогрессивный блок выступил за создание «министерства общественного доверия» и «ответственного министерства». Таким образом, царское правительство столкнулось с устойчивым оппозиционным большинством в Государственной Думе, что свидетельствовало о нарастающем кризисе власти.
Другим свидетельством такого кризиса стала «министерская забастовка». Она была вызвана возражениями ряда министров против решения Николая II принять на себя обязанности Верховного главнокомандующего, а также их готовностью к компромиссу с Думой. Император предпочел уволить возражавших в отставку. С 1916 г. началась министерская чехарда. За 1916 г. в России сменилось четыре премьер-министра И.Л. Горемыкин, Б.В. Штюрмер, А.Ф. Трепов, Н.Д. Голицын), многие другие министры. Министерская чехарда оказалась, к тому же, связана с распутинщиной. Сибирский сектант Г.Е. Распутин, пользуясь уверенностью императорской семьи в его способности излечивать тяжело больного наследника престола царевича Алексея, добился влияния на принятие важных государственных решений. Правда, это влияние нередко преувеличивалось, но несомненно, что связь темного, необразованного, склонного к безобразным похождениям «старца» Распутина с царской семьей одновременно дискредитировала династию и монархию как таковую.В частности, по протекции Распутина был назначен премьер-министром Б.В. Штюрмер.
В 1916 г. отношения между властью и обществом резко обострились. В ноябре 1916 г. лидер кадетов П.Н. Милюков, выступая в Думе, перечислил многочисленные промахи правительства. Прозвучали и обвинения в связи императрицы Александры Федоровны с «темными силами». Каждое обвинение Милюков заканчивал риторическим вопросом: «Что это — глупость или измена?»
Даже умеренные монархисты в лице лидера националистов В.В. Шульгина заявляли, что следует «бороться с этой властью, пока она не уйдет».
Согласиться на ответственное министерство и удалить Распутина требовали также великие князья. В декабре 1916 г. великий князь Дмитрий Павлович совместно с князем Ф.Ф. Юсуповым и лидером черносотенцев В.М. Пуришкевичем убили Распутина. Но даже это не повлияло на поведение императора. Дискредитация Николая II сделала практически неизбежным его свержение.
На что следует обратить внимание при ответе
Важнейшее требование к ответу — продемонстрировать роль войны в подготовке российской революции. Необходимо поэтому уделить особое внимание нарастанию экономической разрухи и постепенному переходу от всеобщего единения вокруг престола к острому политическому кризису.
6















