История России 19 век (551743), страница 53
Текст из файла (страница 53)
п. Поэтому появление промышленных центров не столько в городе, сколько в селе являлось одной из ярчайших особенностей зкономического развития России. Так, с конца Хт'11 — начала Х'т'1П столе- тия появились десятки так называемых непашенных торговопромышленных поселений, где жители сосредоточивали свое внимание не на «худом» земледелии, а на «промыслах». Это владимирские села Дунилово, Кохма, Палех, Мстера, Холуй, нижегородские села Павлово, Ворсма, Безводное, Лысково, Богородское, Городец, Работки, множество ярославских, кост- ромских, тверских и других сел и деревень.
В торгово-промышленных селах первоначально были мелкие мастерские, где трудились главным образом сам владелец мастерской н его семья. Процесс общественного разделения труда сложился так. что в каждом конкретном селе развивалась спепиализация преимущественно какого-то одного вида производства. В таком селе все или почти все были либо кузнецами, либо сапожниками, либо бондарями, либо ткачами и т. д.
Глава 10 ( 243 В 1730 г., побывав в нижегородском селе Павлове-на-Оке, шведский путешественник И. Ф. Страленберг отметил, что кжители этого города все суть замошники или кузнецы. делают очень чистую работу и известны асей России». В ХМ11 в. многие из таких сел по количеству населения были крупнее, чем иной город.
В селе Павлове, например, к середине века население составляло свыше 4 тыс. человек. Это был настоящий город, где действовало 323 слесарных мастерских. Таков пример массового развития мелкотоварного производства. Иногда мелкие товаропроизводители нанимали дополнительно одного-двух рабочих. С течением времени практика употребления наемного труда расширялась, хотя преобладал краткосрочный наем. Так, в городе Павлово-Вохна в 80-х гг. ХЫП в.
употреблялся наемный труд в 141 мастерской. В процессе конкурентной борьбы неизбежно выделяются две группы: одна из них состоит из ремесленников, вынужденных жить лишь эпизодической продажей своего труда. Вторая группа очень немногочисленная, но ее составляют товаропроизводители, употребляющие наемный труд. Это уже владельцы предприятий с десятком и более наемных рабочих. Со временем нз них выделяются еще более крупные.
Так из недр мелкого то- варного производства постепенно вырастает производство мануфактурное, появляются капиталистические мануфактуры. Од- пако важно подчеркнуть, что из-за сезонности производства и преобладания краткосрочности найма рабочих процесс накопле- ния капитала и укрупнения производства проходил очень мед- лепно и численность крупных производств десятилетиями оставалась небольшой. Одним из редких исключений являлось текстильное производство, на начальной стадии своего развития опиравшееся целиком на домашнее крестьянское ткачество.
Ярким примером здесь может служить история текстильного производства села Иваново Владимирской губернии. Все жители этого села с конца ХЧ11 столетия занимались ткачест- вом, постепенно попадая в зкономическую зависимость от купцов — скупщиков крестьянского холста. Со временем такие скупщики становились владельцами так называемых рассеянных мануфактур, состоящих из сотен домашних ткачей-крестьян. 244 ( РАЗДЕЛ Л Постепенно владельцы таких мануфактур строят в каждой из многочисленных деревень особые корпуса, где и работают на широких станах бывшие ткачи-светелочники, не отрываясь от работ по сельскому хозяйству. Основной продукцией были разнообразные типы полотен и других тканей. Особо славилось ивановское «крученое» полотно. Оно было известно не только в России, но и за рубежом (в Венгрии, Молдавии, Болгарии, Сербии и т. д.).
К 80-м гг. Х«т'1П в. у 37 владельцев текстильных заведений села Иванова работало уже от 2 до 15 наемных рабочих. Первые мануфактуры села Иванова появились в 40-х гг. ХЪ'Ш в. Владельцами их были Гр. Бутримов и И. Грачев. Выделение крупных предприятий из массы мелких активно идет примерно с 60-х гг. ХЪ'1И в. Появляются крупные мануфактурнсты — И. М. Ямановский, А. Гандурин, Е.
И. Пономарев, И. П. Дурденевский и др. На мануфактуре Е. И. Грачева число наемных достигала 500 человек. В конце века у И. М. Ямановского работало до 900 человек наемных рабочих. Если в конце 60-х гг. в текстильной промышленности было 231 крупное предприятие. в том числе 73 суконные мануфактуры, 85 полотняных и 60 шелковых, то в конце ХЪ'1П в. число предприятий текстильной промышленности достигло 1082, из них суконных — 158, полотняных — 318, а шелковых — 357. За три с небольшим десятилетия рост более чем в 4,5 раза. В области металлургического производства и металлообработки в конце 60-х гг. насчитывалось 182 предприятия, а в конце Х'г'111 в.
— окало 200. Рост небольшой, однако теперь зто были более крупные предприятия. В конце ХМП в. в горной и металлургической промышленности было занято свыше 100 тыс. крепостных мастеровых и 319 тыс. приписных крестьян. Доля наемных рабочих была невелика. Общее число предприятий с конка 60-х гг. выросло с 683 до 2094. Среди них немало очень крупных предприятий. Уже в 60-е гг.
встречаются текстильные производства с числом рабочих от 2 до 3 тыс. человек. В Украине также появились весьма крупные суконные предприятия (такие, как Рясская, Путивльская, Лутковская мануфактуры и др.). В Литве и Белоруссии интенсивно развивались стекольное, по- Глава 1О ! 245 ташное, зеркальное производства, основывались текстильные мастерские и т. п. К концу ХЪ'1П в. весьма заметен был и рост числа мелких предприятий, пользующихся только свободным наемным трудом. Общее число наемных выросло в них за вторую половину века с 25 тью. до 50 тыс. человек.
В области судостроения число наемных к концу века возросло до 30 тыс. человек, в горнодобывающей промышленности — до 15 тыс. человек. На предприятиях Мануфактур-коллегии число вольнонаемных к концу века составило около 60 тыс. человек (а в такой отрасли, как хлопчатобумажное прядение, наемные составляли 90 Iо рабочей оу силы). Если к этому добавить, что судоходный промысел собирал ежегодно к концу века до 200 тыс. наемных, то общее количество лиц наемного труда приблизится к 0.5 млн человек. Таким образом, к конщ Х»г)11 в. можно говорить о складывающемся типе капиталистических производственных отношений (капиталистическом укладе). Вместе с тем подавляющая масса рабочих российской промышленности оставалась в крепостной зависимости.
Причем в эпоху Екатерины П крепостных к фабрикам уже не покупали, но приписки государственных крестьян к казенным заводам и фабрикам продолжались. Тем не менее промышленное предпринимательство дворянства продолжало развиваться вопреки интересам купечества. В Х»'1П в. и особенно после 1765 г. дворяне энергично вторглись в сферу винокурения и продажи казне вина. «Бесчисленное множество корыстолюбивых дворян...
— с гневом писал А. Т. Болотов, — давно уже грызли и губы и зубы от зависти, видя многих других от вина получающих страшные прибытки». Новые правила негласно позволяли дворянам- заводовладельцам, сдавая в казну всего лишь 100 — 200 ведер вина, одновременно производить н сбывать тысячи ведер «левой» продукции. И это было в стране, где постоянной была угроза голода. А ведь, по словам А. П.
Волынского, вместо «большой чарки» можно было бы выпечь «по целому хлебу: такому, что человек доволен будет 4 дня». Но дух наживы был сильнее всего. Он еще раньше подвигнул дворян на заведение домашних вотчинных «фабрик», где крепостные крестьяне-мастеровые ! 246 ) РАЗДЕЛ !! ткали полотна, сукна и т. д. Число таких фабрик неуклонно росло.
Ряды дворян-предпринимателей ширились и росли. Активно включались дворяне и в торговые обороты, брали подряды у казны и т. д. Крупнейшие елизаветинские фавориты и вельможи Воронцовы, Шуваловы и другие — почти все были втянуты в крупную предпринимательскую деятельность. Владельцами сотен суконных н шерстяных фабрик также были дворяне. Другие же группировки дворянства, в основном живущие за счет промысловой деятельности своих крепостных, были не прочь ослабить ограничения для крестьян и в области торговли, и в области промышленной деятельности.
Торговля. Единственной областью монопольной деятельности купечества оставалась собственно торговля. В условиях громадных пространств страны, отсутствия надежных коммуникаций, обилия различных опасностей на пути товаров на эту форму извлечения выгоды дворянство, как правило, не претен- до зало. Торговые операции можно разделить по уровню мощности торгового капитала на оптовый и розничный виды торговли. Естественно, что оптовой торговлей занималось крупное и среднее купечество. В торговле в рядах, лавках, полулавках,на полках и иных торговых точках ведущей фигурой бьии купцы низшей (третьей) гильдии.














