История России 19 век (551743), страница 158
Текст из файла (страница 158)
Величайшей ложью своего времени он считал конституцию и утверждал, что любые конституционные изменения грозят российскому государству распадом: «Провидение хранило нашу Россию ог подобного бедствия, при ее разноплеменном составе. Страшно и подумать, что возникло бы у нас, когда бы судьба послала нам роковой дар— всероссийский парламент. Да не будет». В разгар борьбы с Лорис-Меликовым он внушал своему высочайшему ученику: «...лучше уж революция русская и безобразная смута, нежели конституция.
Первую еще можно побороть вскоре и водворить порядок в земле; последняя есть яд для всего организма, разьедающий его постоянною ложью, которой русская душа не принимает». Синодальное управление Победоносцева вело к полному подчинению православной церкви государству, он быстро вызвал неприязнь к себе как церковных иерархов, так и православной 718 ) РАЗДЕЛ!ц общественности. Сложившееся положение Ф.
М. Достоевский охарактеризовал словами: «русская церковь в параличе». Эпоха контрреформ. Как «мужицкий царь», Александр Ш проявлял неподдельное внимание к положению в деревне. По его настоянию проводились мероприятия, направленные на облегчение условий хозяйственной деятельности крестьян. В 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк. Для смягчения остроты аграрного вопроса ои выдавал ссуды на покупку земли отдельным крестьянам и крестьянским товариществам.
Банк регулировал переход части помещичьих земель крестьянам, которые менее чем за двадцать лет купили при его посредничестве около 5 млн десятин земли. В 1886 г. была отменена подушная подать, установленная во времена Петра !. Стремясь сохранить патриархальные устои в деревне, правительство препятствовало семейным разделам, содействовало укреплению поэемельной общины, запрещая частые общинные переделы земли, не разрешало залог и продажу надельных земель. Было отменено право крестьянина досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины.
Эти меры носили ограниченный характер и не решали проблемы малоземелья и общего обеднения деревни. Они находились в противоречии с попытками укрепления помещичьего хозяйства. В 1885 г., к столетию Жалованной грамоты дворянству, был учрежден Дворянский банк, который на льготных условиях давал ссуды под зазог помещичьих земель.
Возвращение ссуд контролировалось нестрого. К концу Х!Х э. общая сумма выданных ссуд превысила один миллиард рублей. В интересах помещиков власти ограничили возможность крестьянского переселения и наказывали самовольных переселенцев. Важнейшим мероприятием эпохи контрреформ было введение в 1889 г.
института земских начальников. Земский участковый начальник назначался из местных потомственных дворян, он должен был обладать определенным имущественным и образовательным цензом, в его функции входил надзор эа деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений. Он мог отменить постановление сельского схода, подвергнуть крестьян телесным наказаниям, аресту и штрафам.
Его решения не подлежали обжалованию. Фактически речь шла о восстановлении Глава 27 ) 719 полицейской власти помещиков над крестьянами, отмена которой была важнейшей частью Положения 19 февраля 1861 г. Правительство видело в земских начальниках «близкую к народу» твердую власть. В 1890 г.
была проведена одна из основных контрреформ— земская. Ее инициатором был Д. А. Толстой. Эта контрреформа обеспечила преобладание дворян в земских учреждениях, вдвое сокращала число избирателей по городской курии, ограничивала выборное представительство для крестьян. В губернских земских собраниях число дворян возросло до 90~/о, а в губернских земских управах — до 94 /а.
Деятельность земских о учреждений ставилась под полный контроль губернатора. Председатель и члены земских управ стали считаться состоящими на государственной службе. Укреплению «государственною элемента» служила и юродская контрреформа 1892 г. Она устраняла от участия в городском самоуправлении городские низы, значительно повышая имущественный ценз. В Петербурге и Москве в выборах могло участвовать менее 1 /а населения. Были города, где число гласа ных городской думы равнялось числу участвовавших в выборах. Городские думы контролировались губернскими властями. Городская контрреформа находилась в вопиющем противоречии с проходившим процессом бурной урбанизации.
Правительство предпринимало некоторые шаги в направлении судебной контрреформьп оно ограничивало гласность судопроизводства по политическим делам, нарушало принцип несменяемости судей и судебных следователей, сужало круг дел, подлежащих рассмотрению присяжными заседателями. Однако на полный пересмотр судебных уставов 1864 г. власти не решились. Увереннее действовали Толстой и его соратники в области народного просвещения. По инициативе Каткова был введен в 1884 г.
новый университетский устав, который, по сути, ликвидировал автономию университета. Ношение студентами йюрменной одежды сделалось обязательным, значительно повышалась плата за обучение. Министр народного просвещения И. Д. Делянов настоял на закрытии большинства высших женских курсов, он же в 1887 г. издал циркуляр, известный как циркуляр о «кухаркиных детях», где запрещал принимать в гимназии «детей 720 ! РАЗДЕЛ Л! кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». В целом контрреформы не привели к принципиальным политическим и социальным изменениям. Меры, направленные на слом установившейся после реформ Александра П общественной структуры, не отличались последовательностью, их продворянский характер противоречил ходу экономического развития.
В конечном счете они создавали обманчивое впечатление незыблемости самодержавного строя. Обострение национального вопроса. Составной частью политики «народного самодержавия» было ограничение прав отдельных народов, обрусение окраин. В административных учреждениях Привислинского края и Финляндии насаждался русский язык, повсеместно делались попытки вести на нем преподавание в школах. Дерпт был переименован в Юрьев. и в Юрьевском университете русский язык вытеснил немецкий. Была введена процентная норма приема евреев в вьюшие и средние учебные заведения. Широкие масштабы получило наступление на конституционные права Финляндии.
В 1890 г. был введен обязательный прием в Великом княжестве русской монеты, упразднена самостоятельность финляндской почты. При Николае П был изменен порядок издания законов и уничтожены самостоятельные финские войска. Политика правительства в национальном вопросе поддерживалась консервативной общественностью, особенно газетой «Московские ведомости», где ведущую роль играл В.
А. Грингмут. Идейный преемник Каткова, он утверждал, что при Александре 1П Россия «вернула себе политическую и духовную самостоятельность и укрепилась на своих истинно русских религиозных, государственных и национальных основах». Знамением времени стало ренегатство одного из вождей «Народной воли», идеолога революционного терроризма Л.
А. Тихомирова, который после нескольких лет эмиграции раскаялся, подал прошение о помиловании, был прощен и вернулся в Россию. Он стал деятельным сотрудником «Московских ведомостей» и посвятил свой талант развитию идей «народного самодержавия». В. С. Соловьев. О том, что «тираническая русификация», проводимая Александром П1, губительна для России, которую Глава 27 ( 721 нельзя представлять иначе, как «лвногонародное целое», много писал В. С.
Соловьев, знаменитый философ и ведущий публицист либерального журнала «Вестник Европы». Он не уставал напоминать обществу, проникнутому идеями казенного патриотизма: «Патриотизм требует, чтобы мы хотели действительно практически помочь своему народу в его бедах». Выступая против политики русификации, он высказывал «два желания»и «1) чтобы все народы не только в Российской империи, но и вне ее читали Пушкина и других наших великих писателей на русском языке и 2) чтобы никто ие мешал насильно какому бы то ни было народу нашей империи читать и всероссийских и местных писателей на своем родном языке». Соловьевский идеал: Россия — «христианская семья народов».
Соловьев предостерегал от «ненависти к инородцам и иноверцам» и подчеркивал: «Христианская семья народов не есть непременно семья христианских народов». Объективно Соловьев отстаивал давнюю традицию имперской терпимости, которой противоречила политика русификации и унификации. Власти оставили беэ внимания предостережение либерального мыслителя. Следствием их близорукой политики ст-во развитие национальных движений на окраинах империи, которые со временем получили антиправительственный и антигосударственный характер.
В последние годы царствования Александра П! заметно оживилось общественное движение. Голод 1891 г. показал неэффективность бюрократическо-полицейских мер по предотвращению бедствия и по борьбе с его последствиями. Работа на голоде стала главным делом для интеллигенции, особенно провинциальной. Принимались меры внеправительственной помощи голодающим, велась большая разъяснительная работа о необходимости препятствовать эапустыниванню, обмелению рек, истреблению лесов, что было следствием примитивных навыков хозяйственной деятельности.














