История России 19 век (551743), страница 153
Текст из файла (страница 153)
Обсуждались новый статус балканских стран, реформы в обеспечение прав христианских подданных Турции. В ответ султан в декабре 1876 г. обнародовал конституцию, которая уравнивала в правах христиан и мусульман, и отказался рассматривать предложения великих держав. Работа Константинопольской конференции стала излишней. Новый этап переговоров привел к подписанию в марте 1877 г. Лондонского протокола, где от Турции требовалось принять константинопольские предложения. Султан расценил это как вмешательство в дела Османской империи. Фактически это был ответ российскому императору, который выступал главным защитником балканских христианских народов.
Русско-турецкая война 1877 †18 гг. Правительство Александра П было вынуждено отказаться от переговоров и перейти к активным действиям, которые не соответствовали госу- 696 ( РАЗДЕЛ !!! дарственным интересам Российской империи. Сделанные страной первые шаги в направлении социальной модернизации требовали сосредоточения усилий на внутренних делах.
Однако вопреки первоначальным намерениям Александра П и Горчакова Восточный кризис не был решен методами традиционной дипломатии. Под давлением Славянских комитетов и их пансла- вистскихлидеров. призывавшихк решению «векового вопроса», возмущение либерально-консервативной общественности, недовольной дипломатической уступчивостью,н главное — под впечатлением народной солидарности со славянскими братьями правительство решилось на войну. 12 апреля 1877 г.
Александр П подписал манифест о войне с Османской империей. Политические цели войны не были ясно определены и сводились к облегчению участи христианских народов Балканского полуострова и к уничтожению там турецкого владычества. Особое внимание придавалось решению болгарского вопроса. План войны предусматривал наступательные действия на Балканах и возможное занятие Константинополя. Главным театром военных действий был Балканский, где численность турецкой армии заметно превосходила русскую. Назначенный главнокомандующим великий князь Николай Николаевич (старший) не верил в боеспособность турецких войск и рассчитывал на быстрый успех.
В начале лета была осуществлена блестяще организованная переправа через Дунай, во время которой отличились генералы И. И. Драгомиров и Ф. Ф. Радецкий. Затем войска разделились, и отряд генерала И. В. Гурко начал движение в направлении Тырново — Адрианополь. В штабе армии полагали, что война «скоро перенесется к окрестностям Царь-града». Русские части и болгарские ополченцы вышли к Шипкинскому перевалу, который после ожесюченного боя был взят частями Гурко и Радецкого. В августе они были контратакованы турецкой армией Сулеймана-паши. Гурко должен был отступить за Балканы.
оставив на Шипке небольшие части, которые под командованием генерала Н. Г. Столетова несколько месяцев держали героическую оборону, что предотвратило турецкое вторжение в Северную Болгарию. С июля основные военные действия велись возле хорошо укрепленной Плевны, которую обороняли войска Осман-паши Глава 27 ) 697 и к которой были прикованы главные силы Дунайской армии.
Под Плевной наряду с русскими действовали и румынские части. В боях участвовала гвардия. Три штурма Плевны не принесли успеха. Не имея тяжелой артиллерии, войска несли большие потери. Военный министр Милютин писал царю: «Если будем по-прежнему рассчитывать на одно беспредельное самоотвержение и храбрость русского солдата, то в короткое время истребим всю нашу великолепную армию». Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич (старший) отказался от нового штурма и начал блокаду крепости. Военно-инженерные работы возглавил герой севастопольской обороны генерал Э. И. Тотлебен. Попытка Осман-паши вырваться из окружения потерпела неудачу, и в декабре он отдал приказ о капитуляции. Взятие Плевны предопределило исход кампании.
Пройдя по зимним балканским перевалам, части Гурко вступили в Софию. В районе Шипки в деревне Шейново Радецкий разбил и взял в плен армию Вессель-паши. Исход боя решили действия колонны генерала М. Д. Скобелева. Болгария была освобождена, турецкая армия прекратила активное сопротивление. Передовые отряды русских войск в январе 1878 г. без боя заняли Адриано- поль, кавалерийские разъезды вышли к предместьям Константинополя. К этому времени определился исход военных действий на Кавказском театре. В октябре 1877 г. русские войска разгромили турецкую армию у Аладжинских высот и осадили Карс, который турки, руководимые английскими военными инженерами, превратили в мощную крепость.
В ноябре после ночного штурма Карс был взят. Сан-Стефанский договор. В безнадежной ситуации султанское правительство прекратило военные действия и перешло к переговорам. В Адрианополе было подписано перемирие, неясность условий которого не помешала протестам Англии и Австро-Венгрии. Английские корабли вошли в Мраморное море. 19 февраля 1878 г. недалеко от Константинополя, в Сан-Стефано, был заключен прелиминарный мирный договор, который завершил русско-турецкую войну. С русской стороны его подписал Н. П.
Игнатьев. Согласно Сан-Стефанскому договору 698 ~ РАЗИЕЛ !!! Сербия, Черногория и Румыния получали независимость, провозглашалась автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины. Гранины Болгарии определялись таким образом, что она получала выход и в Черное, и в Эгейское моря. Предусматривалась выработка конституции нового княжества под наблюдением комиссара от России.
Автономная Болгария получала христианское правительство и князя, который утверждался Портою с согласия европейских держав. России возвращалась Южная Бессарабия и отходили крепости на Кавказе — Карс, Ардаган, Баязет и Батум. Турция обязывалась уплатить значительную контрибупию. Сан-Стефанский договор свидетельствовал, что Россия возвращала себе первенство на Балканах. По отношению к балканским христианским народам она выступала как держава-освободительница.
Берлинский конгресс. Против условий Сан-Стефано выступили Англия и Австро-Венгрия. Они требовали их пересмотра с участием всех великих держав. Бисмарк играл роль посредника. Россия вынуждена была согласиться на созыв конгресса в Берлине, который начал работать в июне 1878 г.
Накануне велись интенсивные переговоры российских дипломатов в Лондоне и Вене, где стороны пришли к некоторому компромиссу. По секретному русско-английскому соглашению Россия отказывалась от плана создания Великой Болгарии. На Берлинском конгрессе российскую делегацию возглавляли А. М. Горчаков и посол в Лондоне П. А.
Шувалов. Опасаясь оказаться в изоляции, они по многим вопросам вынуждены были согласиться на пересмотр условий Сан-Стефанского договора. Решения Берлинского конгресса были оформлены в июле 1878 г. в трактате, который определил расстановку сил на Балканах и в Центральной Европе. Великие державы подтверждали статьи Сан-Стефано о независимости Румынии, Сербии и Черногории и об автономии Болгарии. К северу от Балканского хребта создавалось вассальное княжество с христианским правительством и национальной армией. Временное управление им сохранялось за российским комиссаром, пребывание там русских войск ограничивалось девятью месяцами. Области к югу от Балканского хребта превращались в автономную турецкую провинцию Восточная Румелия.
Македонские земли отходили под глава 27 ! 699 власть Порты. Российская дипломатия не имела сил в одиночестве отстаивать идею Великой Болгарии. Австро-Венгрия получала право на оккупацию и административное управление Боснии и Герцеговины, гарантировалась свобода плавания торговых судов по Дунаю. Россия закрепляла за собой часть Бессарабии, Карс, Ардаган и Батум. Подтверждались положения Парижского мира 1856 г.
и Лондонской конвенции 1871 г., не затронутые новым соглашением. Для Александра П и Горчакова день подписания Берлинского трактата стал. по их собственному признанию, самым черным днем в карьере. Протест панславистской общественности против уступчивости российской дипломатии выразил И. С. Аксаков, который на заседании Славянского общества произнес речь, где обрушился на тех, кто готов «по живому телу» расчленить Болгарию: «Нет таких и слов, чтоб заклеймить по достоинству это предательство, эту измену историческому завету, призванию и долгу России».
Конгресс он понимал как открытый заговор против русского народа и видел в нем доказательство того, что «кривде и наглости Запада по отношению к России и вообще к Европе Восточной нет ни предела, ни меры». По указанию Александра П Аксаков был выслан из Москвы, московское Славянское общество упразднено. По выходе из Восточного кризиса Россия получила ослабленную экономику и расстроенные финансы, опасность новой европейской изоляции и революционное брожение внутри страны.
Позднее, став императором, Александр П1 сказал: «Нашим несчастьем в 1876 — 1877 гг. было то, что мы шли вместе с народами, вместо того чтобы идти с правительствами, русский император всегда должен идти только с правительствами». В царствование Александра П получил завершение процесс строительства империи, определение ее азиатской и дальневосточной границ. Территориальная экспансия на Восток отвечала призыву Горчакова о необходимости для России «сосредоточиться в себе».
Среднеазиатская политика. Особое внимание дипломатия Горчакова обращала на Среднюю Азию. По мнению министра, Россия не могла допустить там роста английского влияния. Важная роль отводилась налаживанию торгово-экономических отно- 700 ( РАЗДЕЛ Л! шений с Бухарским эмиратом, с Кокандским и Хивинским ханствами.
Безопасность границ н благоприятный режим торговли стали главными приоритетами горчаковской среднеазиатской политики, которая была составной частью русско-английского противостояния. В Министерстве иностранных дел считали, что «торговля есть основной клапан всей нашей политики в Средней Азии». Русские купцы были поставлены там з заведомо неравные условия, будучи вынужденными платить торговые пошлины в два-четыре раза выше, чем мусульмане. Дипломатические представители России отстаивали их интересы, оказывая давление на среднеазиатских правителей. Горчаковскую политику неуклонного давления не разделяли власти Оренбургского и Туркестанского генерал-губернаторств, Военное министерство и особенно местные воинские начальники в Закаспии.
Постоянно сталкиваясь с набегами кочевых племен на российские территории, с угоном пленных на невольничьи рынки Средней Азии, они стремились к военному решению вопроса. О военной помощи во время междоусобиц просили местные владетели. Нередко они проявляли инициативу, ставя Г1етербург перед свершившимися фактами. В николаевское время при Оренбургском генерал-губернаторе В.
А. Перовском по берегам Сырдарьи были построены укрепления — Сырдарьинская военная линия. Тогда же был заложен город Верный, от которого до Семипалатинска шла Сибирская укрепленная линия, решение о соединении которых было принято в 1854 г. Перовский успешно отражал нападения кокандского хана, за которым стояла британская дипломатия. В 1863 г. Александр 11 утвердил предложение военного министра о переходе к активным действиям з Средней Азии. Основой этого решения был фактор российско-британского соперничества. Сыграло роль и стремление установить границы империи по естественным рубежам.














